Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 6 февраля 2009 г. N А54-25/2009
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2009 года
Судья Арбитражного суда Рязанской области Г.В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем П.А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (Скопинское представительство)
к индивидуальному предпринимателю Н.В.В., Рязанская область, г. Скопин
о привлечении предпринимателя к административной ответственности
при участии в судебном заседании: от заявителя:
К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 19.03.2008
от лица, привлекаемого к ответственности:
Н.В.В., предприниматель
Н.О.В., представитель, доверенность от 02.02.2009
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (в лице Скопинского представительства; далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Н.В.В., проживающего по адресу: Рязанская область, г. Скопин, ул. П., д. 64, за осуществление транспортной деятельности с грубым нарушением лицензионных условий в соответствии с положениями части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель Управления в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Предприниматель Н.В.В. и его представитель в судебном заседании не признали заявление, указав на отсутствие события административного правонарушения.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено: Скопинским представительством Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области с 23 по 30 декабря 2008 года проведена проверка хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Н.В.В. на предмет соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего порядок перевозки пассажиров автомобильным транспортом. В результате данной проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Н.В.В. осуществлял деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных условий, что отражено в акте проверки, а именно:
не обеспечил ежедневный контроль технического состояния транспортного средства с места его стоянки перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки;
не обеспечил соблюдение графика (расписания) движения;
не обеспечил охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств, а также не обеспечил проведение водителю предрейсового медицинского осмотра;
не провел надлежащим образом служебное расследование по ДТП от 11.12.2008 в установленные сроки; к акту служебного расследования не приложены копии протоколов ДТП, схемы ДТП;
не организовал планирование, проведение и учет работ по техническому обслуживанию в объеме ТО-1, ТО-2;
не обеспечил составление графиков (расписаний) движения автобусов на городских маршрутах регулярных перевозок пассажиров на основе определения нормативных значений скорости движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
Отмеченные в ходе проверки обстоятельства отражены в акте проверки от 30.12.2008 N 086-СА, а также в протоколе об административном правонарушении от 30.12.2008 серии А-62 N 000678.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу, что к предпринимателю Н.В.В. подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как в его действиях отсутствуют признаки грубого нарушения лицензионных условий, являющиеся основанием для квалификации содеянного по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс; КоАП РФ).
В силу статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозка пассажиров автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 утверждено Положение о порядке лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя; далее - Положение о лицензировании). В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом установлены пунктом 4 Положения о лицензировании, согласно которому одним из условий является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности (подпункт "б").
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
Предприниматель Н.В.В. деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом осуществляет на основании лицензии от 23.04.2002 N АСС-62-211618, предусматривающей ряд условий осуществления деятельности, в том числе обязанность владельца лицензии выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
В соответствии со ст.ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 18.12.2006 г.), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Заявляя требование о привлечении предпринимателя Н.В.В. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса, Управление ссылается на следующие обстоятельства, установленные в ходе проверки.
Управлением установлено, что предпринимателем Н.В.В. не обеспечен ежедневный контроль технического состояния с места стоянки транспортного средства перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки.
В обоснование своих доводов представитель Управления указала, что в соответствии с договором об оказании услуг N 34/2008 от 05.06.2008 г., заключенным между предпринимателем и ООО "А", и договором N 38/2008 от 05.06.2008 г., заключенным между предпринимателем и ОАО "С", указанные выше организации оказывают предпринимателю услуги по контролю технического состояния перед началом и по окончании работы на линии автобусов предпринимателя. Согласно письму ОАО "С" контроль технического состояния по окончании работы по договору N 38 от 05.06.2008 г. не проводится.
Согласно пункту 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, организации и водители - предприниматели обязаны: обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
В ходе судебного разбирательства установлено, что контроль технического состояния транспортного средства не осуществляется предпринимателем с момента выезда из личного гаража (где он не должен храниться) до территории производственной базы общества с ограниченной ответственностью "А". Как уже отмечалось, предприниматель не обеспечил и проведение ежедневного контроля технического состояния транспортного средства и по окончании работы.
Управлением по Рязанской области установлено, что предпринимателем Н.В.В. не обеспечено соблюдение графика (расписания) движения.
В обоснование данного довода заявитель ссылается на то, что между предпринимателем и Администрацией муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области заключен договор N 2 от 24.06.2008 г. о деятельности по организации перевозок пассажиров на маршрутах общего пользования по территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области с утвержденной сетью маршрутов пользования. Также предпринимателем заключен договор N 1 от 01.01.2008 г. на транспортное обслуживание с ООО "З" на осуществление целевых перевозок.
Согласно пунктам 5.2.5, 5.6 и 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2, владельцы автобусов обязаны: организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. Ограничение движения автобусов в междугородном (межрегиональном) сообщении в зависимости от сезона и времени суток осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что у предпринимателя отсутствуют согласованные с заказчиками (сторонами по договорам) расписания движения транспортных средств как при перевозке пассажиров по маршрутам общего пользования в городе Скопине, так и при целевой перевозке по заказу ООО "З".
Управлением установлено, что предпринимателем не организовано планирование, проведение и учет работ по техническому обслуживанию в объеме ТО-1 и ТО-2.
Согласно п. 2.5.2 Требований об обеспечении безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности по автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.
В соответствии с п. 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27, организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Тем не менее, предпринимателем в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о фактическом проведении работ по техническому обслуживанию (договоры или заказ-наряды, акты выполненных работ, документы на оплату). Представленные предпринимателем отметки о выполнении сервисных работ не раскрывают их содержания и не могут быть приняты в качестве достаточных доказательств.
Таким образом, перечисленные нарушения, допущенные предпринимателем и отраженные в протоколе об административном правонарушении А-62 N 000678 от 30.12.2008, являются нарушениями лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, и условий, предусмотренных лицензией от 23.04.2002 N АСС-62-211618, выданной предпринимателю.
Арбитражным судом не принимается возражение предпринимателя о том, что протокол составлен в отношении Н.В., поскольку заполнение других личных данных в протоколе свидетельствует лишь о технической ошибке при разовом указании фамилии, имени и отчества предпринимателя.
Таким образом, нарушения, допущенные предпринимателем и отраженные в протоколе об административном правонарушении А-62 N 000678 от 30.12.2008 г., являются нарушениями лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, и условий, предусмотренных лицензией от 23.04.2002 г. N АСС-62-211618, выданной предпринимателю.
Арбитражный суд квалифицирует изложенные правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса в силу следующих обстоятельств.
Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 Кодекса понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Применительно к анализируемой ситуации термин грубого нарушения расшифрован пунктом 5 Положения о лицензировании, где установлено, что грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:
а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;
б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
В настоящем случае предприниматель ежедневно осуществлял предрейсовый технический осмотр, но с нарушением установленного порядка (осмотр транспортного средства проводился на территории производственной базы ООО "А". От гаража предпринимателя до производственной базы транспортное средство находилось в движении без необходимого контрольного осмотра).
Согласно статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Суд, учитывая в соответствии со статьей 4.2 Кодекса смягчающие ответственность обстоятельства, а именно тот факт, что нарушение допущено предпринимателем впервые, считает возможным применить административное наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в размере нижнего предела - три тысячи рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167, 176 и 206 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Н.В.В., родившегося 30.04.1964 в г. Скопине Рязанской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304621916200011, проживающего по адресу: Рязанская область, г. Скопин, ул. П., д. 64, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Н.В.В., родившегося 30.04.1964 в г. Скопине Рязанской области, за регистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номе ром 304621916200011, проживающего по адресу: Рязанская область, г. Скопин, ул. П., д. 64, административный штраф в размере 3 000 руб. за несоблюдение лицензионных требований, связанных с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050
КПП 623401001
р/с 4010181040000001008
Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК10611690040040000140.
3. На решение может быть подана жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тулы в десятидневный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 6 февраля 2009 г. N А54-25/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании