Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 11 марта 2010 г. N А54-633/2010С8
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 мая 2010 г. по делу N А54-633/2010С8 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани (г. Рязань)
к обществу с ограниченной ответственностью "М" (г. Рязань) о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Г.И.С., представитель по доверенности N 11/1523 от 17.08.2009 г., А.Д.М., представитель по доверенности N 11/1524 от 17.08.2009 г.,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен по последнему известному суду адресу,
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление внутренних дел по городу Рязани (далее - заявитель, Управление) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "М" (далее - Общество, ООО "М") к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представители Управления в судебном заседании поддержали заявленные требования.
ООО "М" не направило представителя для участия в судебном заседании, заявленные требования не отклонило, отзыв на них не представило.
Общество извещалось судом о времени и месте судебного заседания определением, направленным по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 67-70): г. Рязань, ул. Л., д. 8, корп. 1, однако определение возвращено в арбитражный суд в связи с отсутствие адресата по указанному адресу.
В соответствии со ст.ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ООО "М", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: должностными лицами Управления проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Указанная проверка проведена в помещении клуба Общества, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 11.
В ходе осмотра установлено, что в данном помещении располагаются 38 электронных автоматов, 37 из которых были подключены к сети и находились в рабочем состоянии (протокол от 15.01.2010 г. осмотра помещений, территорий, л.д. 13-14).
Находящийся в момент осмотра в помещении клуба П.А.А. пояснил, что он передал оператору клуба 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате кредитом (100 баллов). При этом при определенном совпадении различных картинок на мониторе автомата сумма кредита увеличивается (баллы начисляются), при отсутствии таких совпадений сумма кредита уменьшается (баллы снимаются) (объяснение об 05.01.2010 г., л.д. 16).
Оператор Общества И.Е.Б. от дачи объяснений отказалась (объяснения от 15.01.2010 г., л.д. 17).
На 38 автоматов, находящихся в момент осмотра в помещении лотерейного клуба, наложен арест в соответствии с протоколом от 15.01.2010 г. (л.д. 15).
Посчитав, что указанные действия Общества фактически являются ставкой, т.е. заключением пари между участником и организатором азартной игры, Управление 10.02.2010 г. составило протокол 62 ЮЛ 09 001242 об административном правонарушении (л.д. 22), в котором сделан вывод о наличии в действиях ООО "М" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанный протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "М" извещалось телеграммой, направленной по юридическому адресу и не доставленной в связи с отсутствием Общества по указанному адресу (л.д. 19-21). О времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой также извещался
руководитель ООО "М", однако телеграмма не доставлена по причине неявки адресата за ее получением (л.д. 19-21)
С целью привлечения ООО "М" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с наносящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы заявителя, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.
В силу ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Из материалов дела следует, что 15.01.2010 г. ООО "М" заключило договор N 1909 с ООО "Я" (л.д. 23-25), по условиям которого ООО "М" приняло на себя обязательство на возмездной основе проводить по поручению ООО "Я" Всероссийские стимулирующие лотереи (в частности, стимулирующую лотерею "Ступеньки") и выплачивать выигрыши по ним. В соответствии с положениями указанного договора лотерея должна проводиться на собственном лотерейном оборудовании ООО "М" в здании компьютерного клуба по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 11.
Разрешение на проведение Всероссийской стимулирующей лотереи "Ступеньки" в период с 16.02.2009 г. по 15.02.2010 г. выдано ФНС России (серия Н200С N 0014774 ФНС, л.д. 26-27).
Согласно подп.1 ст.2 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В силу п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Согласно п. 14 ст. 2 Закона N 138-ФЗ лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Согласно условиям проведения стимулирующей лотереи "Ступеньки" (л.д. 30-32) участниками данной лотереи являются пользователи услуг сети Интернет-клубов "И", которые при наличии кассового чека, подтверждающего приобретение вышеуказанных услуг, вправе получить от промоутера скретч-карту "Ступенька", дающую возможность участия в розыгрыше призового фонда путем стирания специальных защитных слоев; дополнительная плата за участие в лотерее не взимается.
Призовой фонд лотереи образуется за счет средств организатора, розыгрыш призового фонда проводится с использованием алгоритма случайного определения выигравшего участника.
Розыгрыш призового фонда лотереи состоит в выявлении участником лотереи скрытых под защитным слоем символов на скретч-карте и сопоставлении таких символов с условиями, определяющими алгоритм определения выигрыша.
Выигрышами в лотерее, в частности, могут быть: сеанс бесплатной игры на развлекательных аппаратах клуба по правилам, установленным в клубе; денежный выигрыш; вещевой выигрыш или иные выигрыши.
Таким образом, розыгрыша призового фонда на лотерейном оборудовании условиями стимулирующей лотереи "Ступеньки" не предусмотрено.
В соответствии с положениями ст. 7 Закона N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи.
Доказательств уведомления уполномоченного органа о проведении на территории Рязанской области стимулирующей лотереи "Ступеньки" суду не представлено.
В то же время в ходе проверки установлено, что Общество использует в своей деятельности 37 электронных автоматов, подключенных к электросети, а также 1 автомат в нерабочем состоянии.
Из имеющихся в материалах дела объяснений П.А.А. от 15.01.2010 г. следует, что П.А.А. 15.01.2010 г. зашел в клуб, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 11, с целью игры на игровых автоматах. Оператор клуба взял П.А.А. денежные средства в сумме 100 рублей и выставил кредит на электронном аппарате, после чего П.А.А. приступил к игре: с помощью кнопок на автомате указал ставку и установил число линий. В дальнейшем при нажатии П.А.А. на кнопки автомата на мониторе аппарата высвечивались рисунки, при определенной комбинации которых кредит (ставка) увеличивалась, а при отсутствии такой комбинации - уменьшалась.
Компьютерными услугами сети "И" П.А.А. не пользовался, лотерейных билетов ему не вручалось, о проведении Обществом стимулирующей лотереи П.А.А. не известно.
Оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, учитывая тот факт, что ООО "М" не представило доказательств оказания в клубе компьютерных услуг, а также учитывая отсутствие доказательств уведомления компетентного органа о проведении на территории Рязанской области стимулирующей лотереи "Ступеньки", суд пришел к выводу о том, что отношения П.А.А. и ООО "М" носили характер азартной игры, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Таким образом, в клубе по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 11 Обществом осуществлялась деятельность по организацию и проведению азартных игр.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п.п. 77 п. 1) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, до 01 июля 2009 года подлежала лицензированию.
При этом на основании ст. 5 и ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, которые, в свою очередь, могут быть открыты исключительно в игорных зонах, которые, в свою очередь, создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Судом установлено, что деятельность по организации азартных игр осуществлялась заявителем на территории г. Рязани.
Законом N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 г. и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
Согласно ст. 4 Закона N 244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
В силу ч. 6 ст. 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 г. в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч.ч. 1, 3-5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 г. свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Закона N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 г. игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Следовательно, с 01.01.2007 г. открытие новых игорных заведений вне игорных зон запрещено и не подлежит лицензированию либо открытию на основании специального разрешения вне игорных зон. В связи с указанным Закон N 244-ФЗ можно рассматривать как специальное разрешение для продолжения деятельности до 30.06.2009 г. по организации и проведению азартных игр в соответствующих игорных заведениях.
Поскольку с 01.07.2009 г. деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной (кроме деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), то нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (кроме выявления нарушений при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах).
Следовательно, проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть в силу закона выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии.
Указанный вывод соответствует правовой позиции суда Двадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлениях от 17.12.2009 г. по делу N А54-5362/2009, от 22.12.2009 г. по делу N А54-5078/2009.
Таким образом, в действиях ООО "М" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя о привлечении ООО "М" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, следует отказать.
В силу положений ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.
Учитывая изложенное, 38 электронных автоматов, арестованных в соответствии с протоколом от 15.01.2010 г. ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, подлежат освобождению из-под ареста.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований Управления внутренних дел по городу Рязани о привлечении общества с ограниченной ответственностью "М" (г. Рязань, ул. Л., д. 8, корп. 1; основной государственный регистрационный номер 1066234014440) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Освободить из-под ареста электронные автоматы, указанные в протоколе от 15.01.2010 г. ареста товаров, транспортных средств и иных вещей.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 марта 2010 г. N А54-633/2010С8
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании