Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 12 марта 2010 г. N А54-803/2009С20
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "С", Рязанская область
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области об оспаривании решения N 11-18/2891 дсп от 10.12.2008
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
от налогового органа - В.А.З., специалист-эксперт юридического отдела, доверенность N 37 от 11.01.10, удостоверение УР N 490702, действительно до 31.12.14; Б.Е.В., старший специалист 2 разряда правового отдела УФНС России по Рязанской области, доверенность N 1465 от 12.03.09, удостоверение УР N 490913, действительно до 31.12.14; К.В.Е. - старший государственный налоговый инспектор отдела выездных налоговых проверок, доверенность от 10.03.2009 N 1354, удостоверение УР N 490567; Б.Т.Е. - начальник юридического отдела, доверенность от 17.12.2009 N 9908, удостоверение УР N 490591.
установил:
ОАО "С", Рязанская область (далее - истец) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области от 10.12.2008 N 11-18/2891 о привлечении ОАО "С" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекция требование не признает.
Из материалов дела следует: на основании решения N 8 от 06.03.2008 (т. 3, л.д. 93) налоговым органом с 06.03.2008 по 25.07.2008 проведена выездная налоговая проверка ОАО "С" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе НДС, налога на прибыль, налога на имущество предприятий, земельного налога, транспортного налога, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц, водного налога, соблюдение валютного законодательства за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
На основании решения руководителя Межрайонной инспекцией ФНС России N 5 по Рязанской области от 16.04.2008 N 5 и решения от 08.07.2008 N 5 выездная налоговая проверка была приостановлена с 16.04.2008 по 08.07.2008.
По итогам проверки составлен акт от 25.09.2008 N 11-09/33 дсп (т. 1, л.д. 67-121), на основании которого принято оспариваемое решение от 10.12.2008 N 11-18/2891 (т. 1, л.д. 20-66).
Решением общество привлечено к налоговой ответственности (п. 1), предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату НДС - 4253776,75 руб., за неуплату налога на прибыль - 637820,85 руб. (бюджеты всех уровней), за неуплату налога на имущество организаций - 50248,29 руб.,
начислены пени (п. 2) по НДС в сумме 6697964,27 руб., по налогу на прибыль - 427359,11 руб. (в бюджеты всех уровней), по налогу на имущество организаций - 39458,04 руб.,
предложено уплатить недоимку (п. 3) по НДС в сумме 21268883,80 руб., по налогу на прибыль - 3189104,26 руб., по налогу на имущество организаций - 251241,47 руб.
Считая, что решение Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Рязанской области от 10.12.2008 N 11-18/2891 дсп не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ОАО "С" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела суд приходит к выводу о том, что решение подлежит признанию недействительным в полном объеме в связи с нарушением требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока на представление налогоплательщиком возражений на акт проверки.
При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и представленных обществом возражений было назначено налоговым органом на 27.10.2008 (письмо N 11-09/8241), о чем общество было извещено в установленном порядке (т. 9, л.д. 118).
Согласно протоколу N 1253а от 27.10.2008 решение налоговой инспекцией не принято.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости получения дополнительных доказательств, для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель вправе (заместитель руководителя) вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
10.11.2008 налоговым органом вынесено решение N 1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно истребовать документы у ОАО "Торговый дом "СТ" и ООО "Ц" на предмет достоверности совершения сделок с ОАО "С" (т. 3, л.д. 110).
По результатам проведения дополнительных мероприятий налоговый орган направил в адрес истца уведомление о вызове налогоплательщика N 11-06/8729а от 04.12.2008, из которого следует, что налогоплательщик вызывается 10.12.2008 к 10 час. 00 мин. для рассмотрения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а не для рассмотрения материалов налоговой проверки.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что по результатам проведения указанных мероприятий налогоплательщик не приглашался, рассмотрение материалов проверки по итогам всех мероприятий не осуществлялось. Оспариваемое решение принято 10.12.2008 г., однако о том, что рассмотрение материалов проверки будет продолжено 10.12.2008 г., общество не было надлежащим образом извещено, тем самым не обеспечена возможность его участия в рассмотрении материалов проверки, лишив тем самым налогоплательщика возможности представить свои возражения по фактам выявленных нарушений.
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что решение налоговой инспекции является незаконным в связи с нарушением требований ст. 101 Налогового кодекса РФ, устанавливающей порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Довод налоговой инспекции о том, что не извещение ОАО "С" о рассмотрении материалов проверки по результатам проведенных дополнительных материалов налогового контроля не является нарушением прав налогоплательщика, поскольку по результатам дополнительных мероприятий нарушений не установлено, не может быть признан обоснованным.
Статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации носит императивный характер и не зависит от результатов налоговой проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Рязанской области о привлечении к налоговой ответственности ОАО "С" от 10.12.2008 N 11-18/2891 дсп, проверенное на соответствие Налоговому кодексу РФ, признать недействительным.
2. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Рязанской области в пользу ОАО "С" госпошлину в сумме 3000 руб. и расходы, связанные с проведением экспертизы, в сумме 4000 руб.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 5 в Рязанской области в пользу Экспертно-криминалистического центра УВД по Рязанской области расходы на проведение экспертизы в размере 3678 руб. 80 коп.
4. Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области на расчетный счет Экспертно-криминалистического центра УВД по Рязанской области денежные средства в сумме 4000 руб., перечисленные ОАО "С" по платежному поручению N 1 от 06.05.2009 в счет оплаты за проведение экспертизы.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12 марта 2010 г. N А54-803/2009С20
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании