Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 19 марта 2010 г. N А54-1215/2009С3
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Организации научного обслуживания опытно-производственное хозяйство "П" Государственного научного учреждения Всероссийского Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации им. А.Н. Костякова Российской академии сельскохозяйственных наук, Рязанский район Рязанской области к Правительству Рязанской области, г. Рязань третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, г. Рязань
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, г. Рязань о признании недействительным распоряжения Правительства Рязанской области N 594-р от 21.10.2008 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: И.Н.В., представитель по доверенности от 24.06.2009 г.;
от ответчика: Фомин В.В., консультант по правовым вопросам, доверенность от 29.12.2009 г, N 1-47;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области: А.Е.А., начальник сектора аренды и продажи земельных участков, доверенность N 932/02-23 от 09.02.2010 г.;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области: К.Г.А., представитель по доверенности от 10.12.2009 г. N 7928/07-10.
В заседании суда 10.03.2010 г. был объявлен перерыв до 15.03.2010 г. установил:
Организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство "П" Государственного научного учреждения Всероссийского Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации им. А.Н.Костякова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее по тексту - Заявитель, ОНО ОПХ "П" ГНУ ВНИИГиМ им. А.Н. Костякова Россельхозакадемии) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Рязанской области N 594-р от 21.10.2008 г. в части, касающейся включения в границы населенного пункта с. Варские Рязанского муниципального района земельного участка с кадастровым номером 62:15:06 02 12:0015, площадью 1233600 кв. м, расположенного примерно в 100м по направлению на северо-восток от ориентира перекресток дорог Рязань - Касимов и Варские - Красный Восход, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны и изменения вида разрешенного использования с сельскохозяйственного на жилищное строительство (с учетом заявления об уточнении предмета заявленного требования).
Определением суда от 13.04.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
22 июня 2009 г. судом по делу было принято решение, которым в удовлетворении заявления было отказано.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 02.09.2009 г. решение суда первой инстанции оставил без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 14.12.2009 г. решение Арбитражного суда Рязанской области от 22.06.2009 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 02.08.2009 г. отменил и направил дело на новое рассмотрение. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 13.01.2010 г. дело N А54-1215/2009С3 принято на новое рассмотрение, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области.
Представитель третьего лица уточнил свое наименование - Территориальное управление Федерального агентства по управления государственным имуществом в Рязанской области.
Представитель ОНО ОПХ "П" ГНУ ВНИИГиМ им. А.Н. Костякова Россельхозакадемии доводы заявления поддержал.
Представитель Правительства Рязанской области заявление отклонил как необоснованное, ссылаясь на соответствие оспариваемого распоряжения закону.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области поддержал позицию ответчика.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области поддержал позицию заявителя.
Из материалов дела следует, в соответствии с государственным актом N 15-000001 Заявителю предоставлен для сельскохозяйственного производства в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 1819 га.
05.03.2008 г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области и Заявителем заключен договор аренды N 005-08 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 62:15:06 02 12:0015, площадью 1233600 кв. м, для сельскохозяйственного использования, расположенного примерно в 100м по направлению на северо-восток от ориентира перекресток дорог Рязань - Касимов и Варские - Красный Восход, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, на срок до 04.03.2057.
21.10.2008 г. Правительством Рязанской области было принято постановление N 594-р о включении в границы населенного пункта с. Варские Рязанского муниципального района вышеуказанного земельного участка и изменении вида разрешенного использования.
Не согласившись с указанным постановлением Правительства Рязанской области, ОНО ОПХ "П" ГНУ ВНИИГиМ им. А.Н. Костякова Россельхозакадемии обратилась в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований в связи со следующим.
Статьей 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) предусмотрены специальные условия принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельным участком из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленного федеральным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.2 Федерального закона N 137-ФЗ в случае принятия в период с 1 мая 2007 года по 1 ноября 2008 года решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации до 1 мая 2007 года.
Из указанной нормы следует, что решение о включении находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства может быть принято при соблюдении следующих условий: земельные участки на момент издания соответствующего распорядительного документа субъекта Российской Федерации должны находиться в федеральной собственности; земельные участки были предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям из состава земель сельскохозяйственного назначения;
земельные участки, не включены в специальный перечень Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что при принятии оспариваемого распоряжения ответчиком вышеуказанные условия соблюдены.
Спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и непосредственно примыкает границе с. Варские Рязанского района Рязанской области. Земельный участок находится в федеральной собственности и был передан в аренду Заявителю по договору N 005-08 от 05.03.2008 г.
Довод Заявителя о том, что он не является федеральным государственным унитарным предприятием, является несостоятельным.
Согласно Уставу, выписке из Единого государственного реестра
юридических лиц (т. 1 л.д. 24-36, 94) заявитель является государственным унитарным предприятием. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.05.2008 г. по делу N А 54-4697/2007С, вступившим в законную силу , установлено, что Заявитель является федеральным государственным унитарным предприятием (т. 2 л.д. 78-86).
Учитывая изложенное, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области предложило администрации муниципального образования - Варсковское сельское поселение Рязанского муниципального района подготовить соответствующее заключение о включении спорного участка в границы с. Варские с целью дальнейшего использования для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" администрация муниципального образования - Варсковское сельское поселение Рязанского муниципального района подготовило соответствующее заключение о возможности включения спорного земельного участка в границы с. Варские и изменения вида разрешенного использования и направило необходимый комплект документ для рассмотрения в адрес Правительства Рязанской области.
Документы были рассмотрены 08.10.2008 г. на заседании Межведомственной комиссии по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков и было принято решение рекомендовать Правительству Рязанской области принять распоряжение о включении спорного земельного участка в границы с. Варские Рязанского района с целью дальнейшего использования для жилищного строительства.
На основании статьи 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Правительством Рязанской области было издано распоряжение N 594-р от 21.10.2008 г. о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта с. Варские Рязанского муниципального района и изменении вида разрешенного использования с сельскохозяйственного использования на жилищное строительство.
Довод Заявителя о том, что спорный земельный участок является особо ценным земельным участком и поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 3.2 Федерального закона N 137-ФЗ не подлежит изъятию, судом во внимание не принимается.
Пунктом 2 статьи 3.2 Федерального закона N 137-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации вправе включать в перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, исключительно особо ценные продуктивные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям.
Норма пункта 2 статьи 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ о возможности включения в перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, исключительно особо ценных продуктивных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям не носит императивного, обязывающего характера. Указанная норма имеет лишь диспозитивный характер.
Правительству Российской Федерации предоставлено право
определить исключительно особо ценные продуктивные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, подлежащие включению в перечень.
Судом установлено, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не определен и не утвержден вышеуказанный перечень.
Таким образом, при отсутствии перечня земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих включению в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, особо ценные продуктивные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения подлежат включению в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Довод Заявителя о том, что распоряжение Правительства Рязанской области от 21 октября 2008 г. N 594-р не соответствует положениям статьи 3.2 Федерального закона N 137-ФЗ, так как в нем отсутствует указание о предоставлении Заявителю земельного участка равнозначного по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельному участку из состава земель сельскохозяйственного назначения, включенному в границы населенного пункта, является необоснованным.
Из статьи 3.2 Федерального закона N 137-ФЗ не следует, что Правительством Рязанской области при принятии решения о включении земельного участка сельскохозяйственного назначения в состав населенного пункта для жилищного строительства должен быть решен вопрос о предоставлении Заявителю земельного участка равнозначного по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельному участку из состава земель сельскохозяйственного назначения, включенному в границы населенного пункта.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок используется по своему целевому назначению, является необоснованным.
Земельный участок с кадастровым номером 62:15:06 02 12:0015 был предоставлен Заявителю в аренду для сельскохозяйственного использования 05.03.2008 г.
Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства от 20.03.2009 г. (т. 2 л.д. 38, 39) указанный земельный участок не используется по целевому назначению и зарос сорной растительностью. Представленная заявителем в материалы дела справка Управления федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области от 08.06.2009 г. б/н (т. 2 л.д. 16) о том, что земельный участок с кадастровым номером 62:15:06 02 12:0015 используется по своему целевому назначению, а именно: распахан, не может являться доказательством его использования. Земельный участок распахан 04.06.2009 г., то есть после судебного заседания, проведенного по данному делу 01.06.2009 г. При этом, на не вспаханной части
земельного участка произрастает сорная трава, культурные растения отсутствуют, что подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от 04.06.2009 г. (т. 2 л.д. 30).
Из акта проверки целевого использования земельного участка с кадастровым номером 62:15:06 02 12:0015 от 23.09.2008 г. также не следует, что Заявитель занимается сельскохозяйственным производством и проведением научных опытов на спорном земельном участке. Суду не представлен план научных разработок на 2008 г.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного акта недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В результате исследования и оценки представленных доказательств суд пришел к выводу, что ответчиком соблюден порядок включения спорного земельного участка в границы населенного пункта (с. Варские Рязанского района Рязанской области) для жилищного строительства.
Оспариваемое постановление издано Правительством Рязанской области в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исходя из вышеизложенного, требование Заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на Заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19 марта 2010 г. N А54-1215/2009С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании