Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 25 февраля 2010 г. N А54-2564/2009С18
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания cекретарем К.Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Ж", г. Рязань к Административной комиссии при Главном управлении контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области, г. Рязань
о признании незаконным и отмене постановления по делу об
административном правонарушении от 29.04.2009г. N 09-01-324, при участии в судебном заседании:
от заявителя: Г.А.Т., представитель по доверенности от 11.01.2010 г. N 02/01;
от административного органа: Е.Ж.В., член административной комиссии по доверенности от 20.03.2009 г. N 4; А.А.А., представитель по доверенности от 20.03.2009 г. N 1;
установил: общество с ограниченной ответственностью "Ж" (далее - ООО "Ж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.04.2009 г. N 09-01-324, принятого Административной комиссией при Главном управлении контроля и государственно-технического надзора Рязанской области (далее - административный орган).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.07.2009 г. по настоящему делу заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 г. решение первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 14.12.2009 г. решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.07.2009 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 21.08.2009 г. отменил и направил дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель ООО "Ж" поддержал заявленные требования, указывая на отсутствие события административного правонарушения, за совершение которого общество привлечено к ответственности.
Представители Административной комиссии при Главном управлении контроля и государственно-технического надзора Рязанской области требования заявителя отклонили, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Из материалов дела следует: 11.04.2009 г. комиссией в составе специалиста 1 категории Управления административно-технической инспекции, начальника отдела Префектуры, юрисконсульта Гостипинспекции Рязанской области произведено обследование территории контейнерной площадки ООО "Ж", расположенной по адресу: д. 83 по ул. Э. г. Рязани и территории, прилегающей к указанной контейнерной площадке.
В ходе обследования установлено, что на территории контейнерной площадки допущено складирование бытового и крупногабаритного мусора, картонной тары.
Указанное обстоятельство отражено в акте проверки от 15.04.2009 г. N 707/б.
Государственная жилищная инспекция Рязанской области уведомлением от 17.04.2009 г. N 2-760 пригласило руководителя (законного представителя) ООО "Ж" на 21.04.2009 г. к 10 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении по вышеуказанному факту (л.д. 22).
21.04.2009 г. юрисконсультом Государственной жилищной инспекции Рязанской области (в отсутствие законного представителя общества) составлен протокол об административном правонарушении N 5-3, в котором отражено, что 15.04.2009г. в 11 час. 40 мин. ООО "Ж", являясь организацией по обслуживанию жилищного фонда, допустило образование свалки вокруг контейнерной площадки, расположенной у д. 83 по ул. Э. г. Рязани, а также складирование крупногабаритных предметов (обрезанных стволов деревьев, стройматериалов, тары) в месте, не отведенном для этих целей, чем нарушило пункты 2.47, 2.48 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22.01.2004 г. N 781 (л.д. 25).
21.04.2009 г. Государственная жилищная инспекция Рязанской области вручила директору ООО "Ж" уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении - 29.04.2009 г. в 14 час. 10 мин. в Административной комиссией при Главном управлении контроля и государственно-технического надзора Рязанской области (л.д. 21).
29.04.2009 г. Административной комиссией при Главном управлении контроля и государственно-технического надзора Рязанской области (в присутствии директора ООО "Ж") вынесено постановление N 09-01-324 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ, назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 руб. (л.д. 19).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и административного органа, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях" нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Рязанской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2.47 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22.01.2004 г. N 781, не допускается образование свалок вокруг контейнерных площадок. Ответственность за их образование несут ЖЭУ, ЖКО, КЭЧ и другие организации, на обслуживании которых находятся контейнерные площадки.
Согласно пункту 2.48 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22.01.2004 г. N 781, металлолом и крупногабаритные предметы (обрезанные ветки деревьев, стройматериалы, ящики, тара и т.д.) должны складироваться в специально отведенные для этих целей места и вывозиться по мере накопления, но не реже одного раза в неделю.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ ) при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия и его виновность в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.04.2009 г. N 5-3 (л.д. 25) ООО "Ж" вменяется в вину то, что являясь организацией по обслуживанию жилищного фонда, общество допустило образование свалки вокруг контейнерной площадки, расположенной у д. 83 по ул. Э. г. Рязани, а также кладирование крупногабаритных предметов (обрезанных стволов деревьев, стройматериалов, тары) в месте, не отведенном для этих целей, чем нарушило пункты 2.47, 2.48 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22.01.2004 г. N 781.
Как усматривается из материалов дела, жители дома N 83 по ул. Э. , дома N 6/106 по ул. У. и дома N 104 по ул. Н. пользуются одной контейнерной площадкой (т. 1 л.д. 76).
В соответствии с договором от 01.01.2009 г. и приложением к договору (т. 1 л.д. 51-55, т. 2 ) ООО "К" оказывает ООО "Ж" услуги, в том числе по благоустройству дворовых территорий, вывозу твердых бытовых отходов , крупногабаритного мусора с вышеуказанной контейнерной площадки.
10.04.2009 г. и 16.04.2009 г. в соответствии с указанным договором ООО "К" вывезло крупногабаритный мусор, находящийся рядом с контейнерной площадкой, что подтверждается отрывными талонами от 10 .04. 2009 г. NN 352,354,355 и от 16.04. 2009 г. NN 111,112,114 9 (т. 1 л.д. 50).
Факт оказания ООО "К" услуг по вывозу крупногабаритного мусора по договору от 01.01.2009 г. в апреле 2009 г. подтверждается также актом от 30 .04.2009 г. (т. 2).
Из материалов дела следует, что акт проверки N 707/б, в котором зафиксировано вменяемое заявителю правонарушение, составлен 15.04.2009 г.
Таким образом, крупногабаритный мусор складировался рядом с контейнерной площадкой не более 6 суток.
Доказательств того, что крупногабаритный мусор находился рядом с контейнерной площадкой свыше одной недели, административным органом суду не представлено.
Ссылка административного органа на талоны от 07.04.2009 г. на приемку крупногабаритного мусора от ООО "Ж", судом во внимание не принимается (т. 1 л.д. 34). Указанные талоны административным органом не представлены в материалы дела.
Из отчета по весеннему месячнику на 07.05.2009 г. (т. 1 л.д. 31) не следует, что заявитель 07.04.2009 г. вывозил крупногабаритный мусор со спорной контейнерной площадки (т. 1 л.д. 31). Представитель заявителя в заседании суда пояснил, что на балансе общества находится автомобиль Камаз, на котором общество вывозит на свалку бытовые отходы, за исключением крупногабаритного мусора (т. 1 лд. 34).
Судом установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении от 21.04.2009 г. N 5-3 факт вменяемого обществу правонарушение подтверждается актом проверки от 15.04.2009 г. N 707/б, а также проведенной фотосъемкой.
Из акта проверки следует, что проверяющие осуществили обследование территории спорной контейнерной площадки.
Порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов регламентирован статьей 27.8 КоАП РФ.
Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу
помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.
Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица , а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Судом установлено , что проверка, в ходе которой был проведен осмотр территории контейнерной площадки, находящейся на обслуживании ООО "Ж", и фотосъемка, была проведена проверяющими без представителя общества , а также без понятых.
Между тем, составленные в ходе проверки документы (акт проверки от 15.04.2009 г. N 707/б, фотографии) явились основанием для вынесения административным органом постановления по делу об административном правонарушении от 29.04.2009 г. N 09-01-324, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях".
Следовательно, несоблюдение административным органом требований закона при получении доказательств влечет невозможность их использования в подтверждение совершения ООО "Ж" вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом надлежащим образом в действиях ООО "Ж" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях".
С учетом вышеизложенного, заявление ООО "Ж" о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Главном управлении контроля и государственно-технического надзора Рязанской области по делу об административном правонарушении от 29.04.2009 г. N 09-01-324, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении пошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Административной комиссии при Главном управлении контроля и государственно-технического надзора Рязанской области по делу об административном правонарушении от 29.04.2009 г. N 09-01-324 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ж", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 50 "А", зарегистрированного в лиц за основным государственным регистрационным номером 1046209019460, к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб., признать незаконным и отменить полностью.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25 февраля 2010 г. N А54-2564/2009С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании