Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 15 февраля 2010 г. N А54-4362/2009С16
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Р", г. Москва к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, г. Рязань, Федеральному государственному учреждению "З", г. Рязань
третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, г. Рязань
Федеральное государственное учреждение "Г", г. Рязань
Муниципальное унитарное предприятие г. Рязани "И", г. Рязань
об аннулировании записи в государственном кадастре недвижимости
при участии в судебном заседании:
от истца: К.Ю.Н., представитель по доверенности от 12.08.2009, паспорт;
от ответчика: Г.Л.А., представитель по доверенности от 12.11.2009, паспорт; З.С.С., представитель по доверенности от 18.12.2009, паспорт;
от третьих лиц: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области - И.О.В., представитель по доверенности N 7905/07-10 от 09.12.2009, паспорт; от Федерального государственного учреждения "Г" - Х.Л.С., представитель по доверенности N 213/06-38 от 17.02.2009, паспорт; от Федерального государственного учреждения "З" - М.О.В., представитель по доверенности N 04-10/2 от 11.01.2009, паспорт; от муниципального унитарного предприятия г. Рязани "И" - С.А.В., представитель по доверенности N 1 от 11.01.2010, паспорт.
установил: открытое акционерное общество "Р" г. Москвы, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Управлению Росреестра по Рязанской области г.Рязани, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области г. Рязани, Федерального государственного учреждения "Г" г. Рязани о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права открытого акционерного общества "Р" и аннулировании записи в государственном кадастре недвижимости (до 01.03.2008 - единый государственный реестр земель) о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 путем закрытия соответствующего подраздела, касающегося этого земельного участка в Едином государственном реестре земель и снятия с кадастрового учета земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
Представитель истца, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил устное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципальное унитарное предприятие "И".
Судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской, по ходатайству истца, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципальное унитарное предприятие "И".
Представитель третьего лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области заявил ходатайство, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, произвести замену третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области его процессуальным правопреемником - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области.
Судом ходатайство третьего лица рассмотрено и удовлетворено. Суд, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производит замену третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области на его процессуального правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области.
Суд, с согласия истца привлекает, в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, к участию в деле в качестве ответчика - Федеральное государственное учреждение "З".
Представитель истца не считает целесообразным привлекать к участию в деле в качестве ответчика Федеральное государственное учреждение "Г".
Представитель истца поддерживает заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Просит восстановить положение, существовавшее до нарушения права открытого акционерного общества "Р" и аннулировать запись в
государственном кадастре недвижимости (до 01.03.2008 - единый государственный реестр земель) запись о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021. Указывает что при проведении работ по межеванию с истцом не были согласованы границы земельного участка, истец не получал письменного уведомления о проведении работ по определению границ выделяемого земельного участка.
Представитель истца заявил ходатайство о том, чтобы суд рассмотрел и дал правовую оценку обстоятельству продления срока действия договора аренды N А033-04 от 12.08.2004 на неопределенный срок; невыполнения п. 5.1. порядка ведения государственного реестра земельного кадастрового района, утвержденного Приказом "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" N П/119 от 15.06.2001; нарушения Муниципальным унитарным предприятием г. Рязани "И" абзаца 4 статьи 17 Федерального закона "О землеустройстве"; пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской федерации в редакции 2005 г. о не извещении истца о согласовании границ вновь образуемых земельных участков. Судом, указанное принято к рассмотрению.
Представитель ответчика (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области) против заявленных исковых требований возражает, считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок на обжалование действий ответчика по внесению сведений в государственный земельный кадастр.
Представитель третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области против заявленных исковых требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнении к нему, указывая на то, что договор N 033-04 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:000 00 00:0002 от 12.08.2004 года был расторгнут с истцом в связи с истечением срока его действия. Указанное установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.12.2008 по делу N А54-3134/2008. Запись в Едином государственном реестре земель о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 не нарушает права и законные интересы истца.
Представитель ответчика Федерального государственного учреждения "З" против заявленных исковых требований возражает. Полагает, что права истца нарушены не были.
Считает, что требования истца о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права в порядке статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлены необоснованно и незаконно, поскольку оно противоречит требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Представитель третьего лица - Федерального государственного учреждения "Г" против заявленных исковых требований возражает, полагает, что истец осуществляет защиту своих прав способом, не предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации или иным законом. Федеральное государственное учреждение "Г" считает, что производство по настоящему делу следует прекратить, поскольку Арбитражным судом Рязанской области рассмотрено дело N А54-1457/2009 по тем же доводам истца, запись в Едином государственном реестре земель о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 не может являться предметом иска, так как не нарушает права и законные интересы истца.
Представитель муниципального унитарного предприятия г. Рязани "И" против заявленных исковых требований возражает, полагает, что межевание земельного участка с кадастровым номером 62:29:0007 00 51:0021 проведено законно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев материалы дела, оценив и исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области (далее правопреемник Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области) и открытым акционерным обществом "Р" был заключен договор N 033-04 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:000 00 00:0002 от 12.08.2004 года, срок действия договора был продлен дополнительным соглашением от 12.07.2005 и устанавливался с 13.07.2005 по 12.06.2006 (т. 1, л.д. 32-37).
Руководствуясь подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области письмом от 29.05.2006 года N 2036/07-10 уведомило заявителя о расторжении вышеназванного договора аренды в связи с истечением срока его действия (т. 2, л.д. 16).
11.08.2006 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Рязанской области было издано распоряжение N 180-р "О преобразовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Рязань и передаче в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному учреждению "Г" вновь образованного земельного участка под строительство" (т. 2 л.д. 92-93).
Согласно указанному распоряжению земельный участок с кадастровым номером 62:29:000 00 00:0002 был преобразован на 2 земельных участка: общей площадью 2132,2 кв. м и общей площадью 8173941,0 кв. м.
Вновь образованным земельным участкам присвоены кадастровые номера: земельному участку, площадью 2132,2 кв. м - 62:29:007 00 51:0021, земельному участку, площадью 8172653кв. м - 62:29:000 00 00:0069.
Земельный участок общей площадью 2 132,2 кв. м с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному учреждению "Г" (свидетельство о государственной регистрации права от 30.10.2006 Серия 62 МГ N 423513, т. 1, л.д. 71).
В связи с необходимостью корректировки границ земельного участка с кадастровым номером 62:29:000 00 00:0002 была уточнена площадь указанного земельного участка и издано распоряжение от 11.10.2006 года N 234-р "О внесении изменений в распоряжение N 180-р от 11.08.2006 года "О преобразовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Рязань и передаче в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному учреждению "Г" вновь образованного земельного участка под строительство" (т. 2, л.д. 94).
На дату издания Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Рязанской области распоряжения N 180-р договорные отношения между истцом и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Рязанской области были прекращены. Земельный участок с кадастровым номером 62:29:000 00 00:0002 находился в казне Российской Федерации и был свободен от прав третьих лиц (свидетельство о государственной регистрации права 62 МГ 031797 от 16.05.2003).
Считая, что при проведении землеустроительных работ по образованию земельного участка общей площадью 2132,2 кв. м с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 были нарушены нормы абзаца 4 статьи 7 Федерального закона "О землеустройстве", статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее закон) землеустройство включает в себя, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).
Как следует из статьи 15 Закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ при проведении землеустройства выполняются работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.
Перечень работ при проведении территориального землеустройства приведен в статьях 16 и 17 Закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ.
В силу статьи 17 Закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Согласно пункту 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
В силу статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшим в период регулирования спорных правоотношений, при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте являют земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Территориальным управлением не были нарушены положения вышеприведенной статьи. Земельный участок с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021, общей площадью 2132,2 кв. м, находится в собственности Российской Федерации.
Договор N 033-04 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:000 00 00:0002 от 12.08.2004 года был расторгнут с истцом в связи с истечением срока его действия.
Таким образом на даты издания Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Рязанской области распоряжения N 180-р, передачи в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному учреждению "Г" (свидетельство о государственной регистрации права от 30.10.2006 Серия 62 МГ N 423513), договорные отношения между истцом и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Рязанской области были прекращены, земельный участок с кадастровым номером 62:29:000 00 00:0002 находился в казне Российской Федерации и был свободен от прав третьих лиц.
На дату преобразования земельного участка с кадастровым номером 62:29:000 00 00:0002, истец не являлся землепользователем указанного участка, договорные отношения были прекращены в установленном порядке, таким образом, письменного согласия открытого акционерного общества "Р" на проведение землеустроительных работ не требовалось. В связи с указанным, отсутствие согласования с истцом границ земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 в акте от 02.08.2005, на дату 11.08.2006 не повлекло нарушения его прав и интересов, поскольку необходимость такого согласования отсутствовала в силу закона.
Кроме того, вышеуказанное установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.12.2008 по делу N А54-3134/2008.
В соответствии со статьями 19, 22 Федерального закона Российской Федерации от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. При этом землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства, а к видам землеустроительной документации относятся: схемы землеустройства, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объектов землеустройства и другие виды землеустроительной документации.
Факт формирования землеустроительного дела сам по себе не ведет к возникновению, изменению либо прекращений прав. Проведение землеустройства - это техническая работа, направленная на определение и установление на местности границ конкретного земельного участка, с конкретным определением его местоположения в принятой системе координат.
Таким образом, землеустроительное дело - это совокупность материалов, содержащих землеустроительную документацию в отношении объекта землеустройства. Впоследствии землеустроительная документация подлежит государственной экспертизе, а на сформированный земельный участок уполномоченным государственным органом выдается кадастровый план (кадастровый паспорт).
Землеустроительное дело не содержит каких-либо предписаний, не изменяет и не отменяет права заявителя, а лишь является совокупностью материалов и содержит землеустроительную документацию в отношении объекта землеустройства.
Кроме того, следует учесть, что землеустроительное дело не является ненормативным правовым актом, поскольку не устанавливает, не изменяет и не прекращает правовые отношения, а также не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей для заявителей, а лишь является совокупностью материалов и содержит землеустроительную документацию в отношении объекта землеустройства.
Указанное подтверждено вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Рязанской области от 05.06.2009 по делу N А54-1457/2009.
В соответствии с приказом Минземстроя Российской Федерации от 25.09.1998 N 98-1 "О введении единой системы ведения государственного земельного кадастра" государственный земельный кадастр - единая государственная многоцелевая многоуровневая система, содержащая необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном, экономическом и правовом режиме земель в Российской Федерации, в том числе юридически значимые сведения и документы об объектах кадастрового учета.
Государственный земельный кадастр - как единая система включает Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), а также составленные на их основе реестры и базы земельно-кадастровых данных субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.
Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование объектах кадастрового учета. Факт существования или прекращения существования объекта учета границах, установленных при его формировании, подлежит государственному учету в Едином государственном реестре земель.
В кадастровое дело помещаются все документы, на основании которых определяются характеристики объекта учета.
Кадастровые карты (планы) объектов кадастрового учета и дежурные кадастровые карты (планы) создаются для целей ведения государственного земельного кадастра. Кадастровые карты (планы) объектов кадастрового учета являются составной частью Единого государственного реестра земель и составляются в масштабе, обеспечивающем необходимую точность отображения сведений государственного земельного кадастра.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, землеустроительных, оценочных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий и представляет собой неразрывно связанную последовательность процедур сбора, обработки, учета, хранения и предоставления сведений, осуществляемых по единой методике на всей территории Российской Федерации. Ведение государственного земельного кадастра состоит из процедур формирования и государственного кадастрового учета объектов. В процессе формирования объекта создаются документы, необходимые для осуществления его государственного кадастрового учета.
Государственный кадастровый учет является юридически значимым подтверждением факта возникновения, существования или прекращения существования объекта кадастрового учета с границами, описанными при его формировании. В результате кадастрового учета объекту присваивается кадастровый номер.
Из указанного следует, что сведения о земельном участке, содержащиеся в Едином государственном реестра земель, носят технические сведения о существующих и прекративших существование объектах кадастрового учета и не являются основанием для возникновения, изменения или прекращения прав на земельный участок.
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательства того, что в результате отсутствия согласования с ним границ земельного участка в акте от 02.08.2005 и предоставления в последующем земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному учреждению "Г", были нарушены законные права и интересы открытого акционерного общества "Р", что исключение записи в государственном кадастре недвижимости (до 01.03.2008 - единый государственный реестр земель) о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 приведет к восстановлению предположительно нарушенных прав истца, что у истца возникли затруднения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены не обоснованно, истец не представил доказательства нарушения его законных прав и интересов, иск не ведет к восстановлению прав истца (поскольку они не нарушены), в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Иные доводы заявленные лицами, участвующими в деле, судом рассмотрены, им дана оценка, и они не влияют на существо рассмотрения спора.
Довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о том, что истцом пропущен трехмесячный срок на обжалование его действий по внесению сведений в государственный земельный кадастр судом рассмотрен и отклоняется, поскольку в настоящем иске истец не заявляет о признании действий ответчика незаконными в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявление Федерального государственного учреждения "Г" о прекращении производство по настоящему делу судом отклоняется как необоснованное пункту 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в деле N А54-1457/2009 предмет иска был иной и спор заявлялся о признании землеустроительного дела недействительным. Кроме того статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает защиту гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Однако, право истца не нарушено и исключение записи в государственном кадастре недвижимости о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0021 не приведет к восстановлению положения истца, существовавшего на 11.08.2006.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15 февраля 2010 г. N А54-4362/2009С16
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании