Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 5 марта 2010 г. N А54-5732/2009С18
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области к обществу с ограниченной ответственностью "Э", г. Рязань
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - С.П.А.;
- Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области, г. Рязань о ликвидации общества, при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.М.П., специалист 2 разряда юридического отдела, доверенность N 03-11/35 от 12.01.2010; Б.Е.В., ведущий специалист-эксперт правового отдела УФНС России по Рязанской области, доверенность от 30.11.2009;
от ответчика: З.С.И. - представитель по доверенности от 15.07.2009;
от третьих лиц: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Э" (ИНН 6234069104), зарегистрированного по юридическому адресу: г. Рязань, ул. П., д. 33/67.
В судебном заседании представитель налогового органа требование о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Э" (ИНН:6234069104), зарегистрированного по юридическому адресу: г. Рязань, ул. П., д. 33/67, поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика в отношении удовлетворения требований налоговой инспекции возражает по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
Из материалов дела следует:
18.05.2009 г. ООО "Э" зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области за основным регистрационным номером 1096234004635.
Согласно выписке из государственного реестра всероссийских лотерей, стимулирующая лотерея "Зажечь с огоньком - хватит одной спички "Нептун"!" зарегистрирована в государственном реестре всероссийских лотерей, ее организатором является ООО "Н", оператором, на основании дилерского договора N Д05/13/07 от 15.06.2009 г. является ООО "Э".
Согласно выписке из государственного реестра всероссийских лотерей, стимулирующая лотерея зарегистрирована в государственном реестре всероссийских лотерей, ее организатором является ООО "Ф", оператором, в соответствии с контрактом от 25.09.2009 г. является ООО "Э".
В ходе проверок лотерейных клубов по адресам: г. Рязань, ул. И., д. 17/1; г. Рязань, ул. С., д. 11 "Б"; г. Рязань, Н., д. 22 "А",; г. Рязань, Есенина, д. 43; Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Н., д. 10; г. Рязань, ул. Е., д.70 "А"; г. Рязань, Окский пр-д, д. 26; г. Рязань, пл. Свободы, торговый городок; г. Рязань, ул. С., д. 9; г. Рязань, Краснорядская, д. 21 было установлено, что при проведении указанной лотереи в качестве лотерейного оборудования использовались игровые автоматы с демонтированными для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей. Розыгрыш осуществляется в следующем порядке: участники розыгрыша передают сотруднику ООО "Э" денежные купюры в обмен на кассовый чек и спички с логотипом ООО "Н", выплата выигрышей производится по итогам проведения стимулирующей лотереи с использованием лотерейных телевизионных аппаратов.
Полагая, что ООО "Э", в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", фактически осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, налоговая инспекция обратилась в суд с требованием о ликвидации общества.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Статьей 5 вышеуказанного Закона закреплено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленным настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Таким образом, правовые основания запрета деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены действующим законодательством.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым такое право предоставлено законом.
Согласно рекомендациям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 и Пленума Верховного Суда РФ N 6 от 01.07.96 г., юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного Закона или иного правового акта.
На основании п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 61 Гражданского кодекса РФ" от 13.08.04 г. N 84 при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18.07.03 г. N 14-П, по конституционно-правовому смыслу положений п. 2 ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" компетенция налогового органа ограничена осуществлением контроля за соблюдением организаторами азартных игр правил, установленных частью 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Приказом Минфина РФ от 08.11.2007 N 100н утверждена Инструкция о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям.
В соответствии с пунктом 15 раздела III Инструкции в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, нарушений требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Закона, руководителю налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание:
- о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ;
- об устранении иных нарушений.
При этом, в случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", в случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений.
Судом установлено, что ООО "Э" прекратило деятельность по проведению стимулирующей лотереи, о чем сообщило в налоговую инспекцию путем направления писем. (л.д. 97-103, т. 2).
Факт прекращения деятельности, послужившей основанием для обращения налогового органа в суд с требованием о ликвидации общества, подтверждается также документальными доказательствами представленными в материалы дела.
В материалы дела представлены соглашения о расторжении договоров субаренды нежилых помещений, в которых общество осуществляло свою деятельность. (л.д. 21-28 , т. 2).
Кроме того, акты према-передачи помещений к договорам субаренды от 01.11.2009, свидетельствуют о том, что помещения, где ранее общество осуществляло свою деятельность, арендатором сдано в субаренду другому юридическому лицу. ( л.д. 24-33, т. 4).
Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, согласно соглашению о расторжении договора аренды оборудования от 27.10.2009, игровые автоматы переданы обществом арендодателю С.П.А. (л.д. 104, т. 2).
Контрольно-кассовая техника, используемая ранее обществом снята с учета в налоговом органе.( л.д. 14- 70, т. 3).
Данное обстоятельство подтверждает налоговый орган.
Соглашением от 24.09.2009 расторгнут дилерский договор N Д05/13/07 от 15.06.2009 г., заключенный между ООО "Н" и ООО "Э" (л.д. 103, т. 2).
Соглашением от 27.10.2009 расторгнут контракт на оказание услуг оператора стимулирующей лотерей от 25.09.2009 г., заключенный между ООО "Ф" и ООО "Э".
Следует отметить, что из пояснений налогового органа и общества следует, что одним из видов деятельности общества является розничная торговля. Указанным видом деятельности общество занимается в настоящий момент.
В обоснование указанного обстоятельства, обществом представлены бухгалтерский баланс, платежный документ, свидетельствующий о приобретении товара, выписка из ЕГРЮЛ. (л.д. 2-5, 34-39, т. 4).
Таким образом, ООО "Э" прекратило деятельность, послужившей основанием для обращения налогового органа в суд с требованием о ликвидации общества.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств соблюдения налоговым органом установленного приведенными нормами порядка действий инспекции в случае неустранения организацией нарушений статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" заявителем не представлено, Арбитражным судом при рассмотрении дела установлено, что в связи с нарушением, по мнению налогового органа законов, каких-либо мер по их устранению, в том числе в виде привлечения в этих целях организатора азартных игр к административной ответственности, а также иных мер, налоговой инспекцией не принималось.
Оценив представленные налоговым органом доказательства, суд пришел к выводу о необоснованности доводов налогового органа о наличии оснований для ликвидации Общества, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Выводы суда по данному делу аналогичны выводам, содержащимся в определении ВАС от 16.03.2009 N 2556/09, постановлениях кассационных инстанций от 3 декабря 2009 г. N КГ-А40/12759-09, от 19 февраля 2009 г. по делу N А68-2399/08-101/П и др. и соответствуют сложившейся судебной практике.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Э", - отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 5 марта 2010 г. N А54-5732/2009С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании