Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 24 марта 2010 г. N А54-545/2010С20
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области к индивидуальному предпринимателю З.Т.Н., г. Рязань о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 24.03.2009 г.;
от ответчика: З.Т.Н., индивидуальный предприниматель;
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя З.Т.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании указанное требование поддержал.
Индивидуальный предприниматель З.Т.Н. в судебном заседании по требованию Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области возражала и указала, что договоры аренды на спорные транспортные средства расторгнуты в одностороннем порядке. При этом, лицензионные карточки водителями не возвращены.
Из материалов настоящего дела следует, что индивидуальный предприниматель З.Т.Н. имеет лицензию N АСС-62-900616 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданную Управлением государственного надзора по Рязанской области (л.д. 15).
08.02.2010 г. в 13.000 при рассмотрении заявления ИП З.Т.Н. N 191 от 04.02.2010 г. о снятии с лицензионного учета автомобилей ГАЗ г/н АЕ 849 62, АЕ 933 62, АК 736 62, АК 079 62, АЕ 537 62 Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области было выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем З.Т.Н. лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, а именно: ИП З.Т.Н. подано заявление в Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области о снятии с лицензионного учета автомобилей ГАЗ г/н АЕ 849 62, АЕ 933 62, АК 736 62, АК 079 62, АЕ 537 62 в связи с расторжением договоров аренды, однако выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки) не возвращены в лицензирующий орган при выведении транспортных средств из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров, чем нарушено требование п. 13 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637.
Указанное нарушение отражено в протоколе об административном правонарушении А-62 N 000065 от 08.02.2010 г. (составлен в присутствии предпринимателя). Копия данного протокола получена индивидуальным предпринимателем З.Т.Н. - 08.02.2010 г. (л.д. 4-5). В разделе "Объяснения должностного лица З.Т.Н." указанного протокола З. Т.Н. написано, что "с протоколом ознакомлена. Не согласна, так как договор расторгнут в одностороннем порядке из-за нарушений и водители не отдают мне карточки".
Индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статья 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателю З.Т.Н. к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив представленные материалы, заслушав доводы представителя заявителя и предпринимателя, Арбитражный суд Рязанской области пришел к выводу, что к индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. подлежат применению меры административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности " N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. (далее по тексту - Закон) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и в части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Индивидуальный предприниматель З.Т.Н. имеет лицензию N АСС-62-900616 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданную Управлением государственного надзора по Рязанской области.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым
при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 13 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), подлежат возврату лицензиатом в лицензирующий орган на время приостановления действия лицензии, при аннулировании лицензии, а также в случае выведения транспортного средства из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров.
Индивидуальным предпринимателем З.Т.Н. подано заявление в Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области о снятии с лицензионного учета автомобилей ГАЗ г/н АЕ 849 62, АЕ 933 62, АК 736 62, АК 079 62, АЕ 537 62 в связи с расторжением договоров аренды (л.д. 7-12), однако выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки) не возвращены в лицензирующий орган при выведении транспортных средств из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель З.Т.Н. указала на то, что причиной невозврата лицензионных карточек стал отказ водителей их сдавать.
Арбитражный суд данный довод индивидуального предпринимателя З.Т.Н. считает несостоятельным, поскольку согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя, на своей страх и риск. Факт совершения данного административного правонарушения свидетельствует о том, что предпринимателем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.
Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель З.Т.Н. допустила нарушение п. 13 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637
Невыполнение требований указанной нормы является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством Российской Федерации административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении от 08.02.2010 г. серия А-62 N 000065 (л.д. 4-5), как доказательство совершения индивидуальным предпринимателем З. Т.Н. административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем З.Т.Н. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место, подтвержден материалами настоящего дела, арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя З.Т.Н. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на него административный штраф (в нижнем пределе) в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя З.Т.Н., 24.04.1961 года рождения, уроженку г. Рязани, проживающую по адресу: г. Рязань, пос. Божатково, д. 194 (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304623418700023), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с З.Т.Н., 24.04.1961 года рождения, уроженки г. Рязани, проживающей по адресу: г. Рязань, пос. Божатково, д. 194 (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304623418700023), административный штраф в сумме 3000 руб. для зачисления по следующим реквизитам: получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области), ИНН 6231012050, КПП 623401001, Расчетный счет 40101810400000010008, ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, БИК 046126001, ОКАТО 61401000000, КБК 10611690040040000140.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 марта 2010 г. N А54-545/2010С20
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании