Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 26 марта 2010 г. N А54-7380/2009С20
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Т.Ю.В к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области о признании недействительной справки
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Т.Ю.В., индивидуальный предприниматель, паспорт серия 61 08 N 484946, выдан 27.08.08 Отделением УФМС России по Рязанской области;
от налогового органа - И.С.В., заместитель начальника отдела,
доверенность от 01.12.09, удостоверение УР N 490857; П.А.А. - специалист 1 разряда, доверенность от 13.01.2010, удостоверение N 490704.
установил:
индивидуальный предприниматель Т.Ю.В. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о списании недоимки, пени по взносам в Пенсионный фонд.
В судебном заседании 17.03.2010 Предприниматель уточнил требование и просит признать незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 6 по Рязанской области, выразившихся в выдаче справки с указанием на наличие у Предпринимателя недоимки, пени по взносам в Пенсионный фонд в сумме недоимки 10821 руб., пени в сумме 25748,80 руб. и обязании Межрайонной ИФНС России N 6 по Рязанской области выдать справку об отсутствии задолженности по взносам в пенсионный фонд.
Уточнение заявленного требования судом принято.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 1462-р и совместных писем МНС России, Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного страхования от 20.10.2000 N БГ-6-07/814, от 18.10.200 N 214-АП, N КА-1627/9192, N 02-08/06-2134П, N 4875/20-2 Территориальным внебюджетным фондам необходимо обеспечить передачу информации о плательщиках страховых взносов, а Управлению МНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить принятие этой информации.
Сведения о плательщиках страховых взносов должны передаваться в виде заполненных Реестров и Сводных реестров передачи данных лицевых счетов и Актов сверки, которые подписываются руководителем Терфонда, бухгалтером предприятия (предпринимателем) - плательщиком взносов, а также на акте сверки должна быть отметка руководителя Инспекции МНС России.
Предприниматель поддержал заявленное требование с учетом уточнения, указав, что действия налогового органа оспариваются по двум основаниям. Во-первых, налогоплательщик отрицает факт наличия задолженности, а налоговый орган не может документально ее подтвердить. Во-вторых, в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, такого рода задолженность должна быть признана безнадежной ко взысканию.
Представитель налогового органа против требования возражает, указав, что задолженность Общества по уплате налога на пользователей автомобильных дорог сформировалась еще по состоянию на 2002 год, когда функции по ее взысканию относились на Управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области, и передана в налоговый орган согласно реестру передачи сальдо расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Представитель налогового органа пояснил, что акт сверки расчетов плательщика по соответствующим налогам передавались в налоговый орган по состоянию на 15.07.2001.
Из материалов дела следует, что в связи с возложением функций контроля поступления страховых сборов в Пенсионный фонд на налоговые органы Отделением Пенсионного фонда по Рыбновскому району Рязанской области по в Инспекцию был направлен Акт сверки расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 15.07.2001 (л.д. 15).
Согласно данному акту задолженность заявителя по страховым взносам составила 10821 руб. и пени в сумме 8981 руб. Подпись Предпринимателя в акте сверки расчетов отсутствует.
Реестр и Сводный реестр передачи данных лицевых счетов налоговым органом в материалы дела не представлены.
Межрайонной ИФНС России N 6 по Рязанской области по состоянию на 02.03.2009 Предпринимателю была выдана справка N 20924 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (л.д. 8-10).
Согласно указанной справке за Предпринимателем числится недоимка в сумме 10821 руб., пени в сумме 25748 руб. 80 коп. по взносам в Пенсионный фонд.
Не согласившись с действиями Инспекции по отражению в справке недоимки в Пенсионный фонд, Предприниматель обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает заявленное требование с учетом уточнения подлежащим удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из следующего.
Исходя из положений статей 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о пропуске налоговым органом срока для принудительного взыскания недоимки по взносам в Пенсионный фонд.
Поскольку право на взыскание недоимки по взносам в сумме 10821 руб. утрачено в связи с пропуском срока, то пени, начисление которых продолжалось налоговым органом, также необоснованно начислены до суммы 25748 руб. 80 коп. и не подлежат включению в справку о состоянии расчетов.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 г. N 334-О-О Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера (абзац первый пункта 1 и пункт 2 статьи 59). Таким образом, основаниями признания числящейся за налогоплательщиками недоимки безнадежной, прямо установленными Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральный законодатель назвал объективные обстоятельства экономического, социального и юридического характера, наличие которых не позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку. Порядок же списания признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам он поручил определить Правительству Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 59).
Таким образом, арбитражный суд считает, что задолженность по уплате взносов в Пенсионный фонд в сумме 10821 руб., пени в сумме 25748 руб. 80 коп., является безнадежной, поскольку Инспекцией пропущены сроки для принудительного взыскания указанной недоимки.
В связи с чем, у Инспекции отсутствовали правовые основания для включения в справку N 20924 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 02.03.2009 задолженности по взносам в Пенсионный фонд в сумме 10821 руб., пени в сумме 25748 руб.
Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку в качестве задолженности по налогу, пени и штрафа (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий незаконными.
Учитывая изложенное, уточненное заявленное требование Предпринимателя подлежит удовлетворению, а действия Межрайонной ИФНС России N 6 по Рязанской области в отношении Предпринимателя, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов с указанием на наличие задолженности, незаконными.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная Предпринимателем при подаче заявления, в сумме 100 руб. относится на Межрайонную ИФНС России N 6 по Рязанской области и подлежит взысканию в пользу Предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области в отношении индивидуального предпринимателя Т.Ю.В. (Рязанская область, г. Рыбное, ул. Ю., д.16, корп. 2, кв. 66, основной государственный регистрационный номер 304621508300040), выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 02.03.2009, с указанием на наличие у индивидуального предпринимателя Т.Ю.В. задолженности по взносам Пенсионный фонд в сумме недоимки 10821 руб., пени в размере 25748 руб.
2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Т.Ю.В. (Рязанская область, г. Рыбное, ул. Ю., д. 16, корп. 2, кв. 66, основной государственный регистрационный номер 304621508300040) путем выдачи индивидуальному предпринимателю Т.Ю.В. справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания на задолженность по взносам в Пенсионный фонд в сумме 10821 руб., пени в сумме 25748 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области, расположенной по адресу: г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 21 в пользу индивидуального предпринимателя Тикунова Юрия Владимировича (Рязанская область, г. Рыбное, ул. Ю., д.16, корп. 2, кв. 66, основной государственный регистрационный номер 304621508300040), судебные расходы в сумме 100 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 марта 2010 г. N А54-7380/2009С20
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании