Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 1 марта 2010 г. N А54-7134/2009С3
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 октября 2010 г. по делу N А54-7134/2009С3 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Р", г. Рязань
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области, г. Рязань
о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2009 г. N 06-07-210/2009 о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Р.К.В., начальник юридического отдела, доверенность от 02.11.2009 г. N 145;
от административного органа: К.Т.Н., главный контролер-ревизор, доверенность от 21.01.2010 г. N 59-01-06/6; Н.В.Н., главный специалист-эксперт, доверенность от 11.01.2010 г. N 59-01-06/1.
установил: открытое акционерное общество "Р" (далее по тексту - ОАО "Р", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области от 03.12.2009 г. N 06-07-210/2009 о назначении административного наказания.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представители административного органа требования отклонили.
Из материалов дела следует, 23.11.2009 г. сотрудником административного органа проведена проверка соблюдения обществом требований валютного законодательства.
В ходе проверки установлено, 30.05.2008 г. ОАО "Р" (Россия), именуемое в дальнейшем "Гарантирующий поставщик", с одной стороны, и иностранная организация "Б" (Италия), именуемое в дальнейшем "Покупатель", с другой стороны, заключили договор энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87, в соответствии с которым Гарантирующий поставщик обязался обеспечивать поставку электрической энергии Покупателю в точках поставки, определенных соглашением о взаимодействии N 87-1, заключенным с ОАО "М", в объемах и сроки, согласованные сторонами в Приложении N 1 к настоящему договору, а Покупатель обязался оплачивать принятую энергию в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего договора.
Общая сумма договора не определена. Валюта платежа - российские рубли. Срок действия договора по 31.12.2008 г. На основании указанного договора ОАО "Р" 13.02.2009 г. оформило в Прио-внештогбанке (ОАО) паспорт сделки N 09020002/0212/0000/3/0.
30.11.2008 г. в рамках исполнения обязательств по договору сторонами составлен акт приема-передачи электрической энергии и мощности на сумму 52 266,41 руб. Справку о подтверждающих документах вместе с указанным актом ОАО "Р" представило в уполномоченный банк 22.05.2009 г. По результатам проверки сотрудником административного органа в отношении ОАО "Р" составлен протокол об административном правонарушении от 23.11.2009 г. N 06-07-210/2009 по факту несвоевременного представления обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области о назначении административного наказания от 03.12.2009 г. N 06-07-210/2009 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 40000 руб. штрафа.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации, являющийся органом валютного регулирования, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Указанный порядок установлен Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Центральным банком Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 258-П (далее - Положение N 258-П).
Действие Положения N 258-П распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (пункт 1.1 Положения).
Довод заявителя о том, что действие Положения N 258-П не распространяется на отношения ОАО "Р" и иностранной организации "Б" в рамках договора энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87, поскольку поставка товара (электроэнергии) продавцом (ОАО "Р") и принятие его покупателем ("Б") осуществляется в пределах таможенной территории РФ, является несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с п. 1.1 договора энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 ОАО "Р" (Гарантирующий поставщик) обязался осуществлять продажу электрической энергии иностранной организации "Б" (Покупатель).
30.05.2008 г. между ОАО "М" (Сетевая организация), Гарантирующим поставщиком и Покупателем было заключено соглашение о взаимодействии N 87-1, которое является неотъемлемой частью вышеуказанного договора. Из пункта 1.1 соглашения о взаимодействии от 30.05.2008 г. N 87-1 следует, что настоящее соглашение заключено с целью урегулирования взаимоотношений сторон для обеспечения услуг по передаче электрической энергии и надежного электроснабжения.
Согласно пункту 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из договора энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87, который по своей правовой природе является смешанным и содержит в себе элементы договора возмездного оказания услуг и элементы договора энергоснабжения.
Как видно из материалов дела, оплата услуг ОАО "М" в договоре энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 не предусмотрена.
Представитель ОАО "Р" в заседании суда пояснил, что услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 иностранная организация "Б" оплачивает ОАО "Р" в составе тарифа за электрическую энергию.
Таким образом, иностранная организация "Б" оплачивает ОАО "Р" приобретаемую по договору энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 электрическую энергию и оказанные услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, ОАО "Р" по договору энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 является не только продавцом электрической энергии, но и оказывает иностранной организации "Б" услуги по ее передаче через ОАО "М".
Действие Положения N 258-П распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках за оказываемые услуги на территории Российской Федерации по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание N 1950-У).
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указания N 1950-У формой учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, является, в частности, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению N 258-П.
На основании пунктов 2.2 и 2.4 Положения N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложением 1 к Положению N 258-П, в течение 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В соответствии со статьей 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации (актов органов валютного регулирования), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, справка о подтверждающих документах, акт приема-передачи электрической энергии и мощности от 30.11.2008 г. по договору энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 должны быть представлены ОАО "Р" в Прио-Внешторгбанк (ОАО), в котором обществу открыт паспорт сделки N 09020002/0212/0000/3/0, до 15.12.2008 г., фактически представлены в уполномоченный банк - 22.05.2009 г.
Ссылка общества на то обстоятельство, что акт приема-передачи электрической энергии и мощности от 30.11.2008 г. подписан представителем иностранной организации "Б" значительно позже указанной в нем даты, не подтверждается документально.
Из текста вышеуказанного акта не следует, что он подписан представителем иностранной организации "Б" позже указанной в нем даты.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1.2 Положения N 258-П действие данного акта не распространяется на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.
Таким образом, в случае если сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта, у организации отсутствует обязанность представления в банк справки о подтверждающих документах.
По мнению заявителя, административным органом не установлены бесспорные основания, свидетельствующие о распространении требований Положения N 258-П на отношения ОАО "Р" и иностранной организации "Б" в рамках договора энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87, поскольку административный орган не установил в протоколе об административном правонарушении, что общая сумма договора энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 превышает 5000 долларов США на дату его заключения.
Ссылка заявителя на то, что на спорные правоотношения требования Положения N 258-П не распространяются, судом во внимание не принимается.
Как видно из материалов дела, в договоре энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 сумма договора не определена.
Неуказание в протоколе об административном правонарушении сведений об общей сумме договора энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 на момент передачи иностранной организации "Б" электрической энергии по акту приема-передачи электрической энергии и мощности от 30.11.2008 г., не может служить основанием для отмены и признания незаконным оспариваемого постановления.
Из ведомости банковского контроля, представленной Прио-Внешторгбанком (ОАО) в административный орган по запросу от 03.11.2009 г. N 59-04-07/1406 следует, что с 25.06.2008 г. по 29.10.2009 г. по договору энергоснабжения от 30.05.2008 г. N 87 ОАО "Р" получило 5 247,53 долларов США по курсу на 30.11.2008 г.
Таким образом, на момент передачи иностранной организации "Б" электрической энергии по акту от 30.11.2008 г. сумма договора фактически превышала 5000 долларов США.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя состоит в том, что заявитель при осуществлении деятельности с нерезидентом, мог и должен был знать требования действующего валютного законодательства, однако не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению таких требований.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области о назначении административного наказания от 03.12.2009 г. N 06-07-210/2009 является законным и обоснованным. В связи с чем в удовлетворении заявленного требования ОАО "Р" следует отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Р" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области от 03.12.2009 г. N 06-07-210/2009 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 1 марта 2010 г. N А54-7134/2009С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании