Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 16 апреля 2010 г. N А54-708/2010С18
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области, г. Рязань к индивидуальному предпринимателю З.Ю.В., г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.04.2010 г. до 16.04.2010 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.Н.В. - представитель по доверенности от 24.03.2009;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: З.Ю.В. - предприниматель при наличии паспорта; Д.М.Н. - представитель, доверенность от 13.01.2010.
установил: Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области представлены материалы проверки о совершении индивидуальным предпринимателем З.Ю.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Представитель административного органа поддержала заявленное требование о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа за несоблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности отрицала факт наличия нарушений лицензионных требований при осуществлении перевозочной деятельности.
Из материалов дела следует: на основании Распоряжения УГАДН по Рязанской области N 030 от 25.01.2010 г., сотрудниками УГАДН по Рязанской области проведена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем З.Ю.В. условий лицензирования и транспортного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом (т. 1 л.д. 13).
В ходе проверки установлено, что деятельность по перевозке пассажиров (на основании лицензии N АСС-62-901007 от 06.12.2001 г.) индивидуальным предпринимателем З.Ю.В. осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
1) графиками работы водителей на январь месяц 2010 г. не установлено время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, чем нарушены требования п. 4. "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
2) не ведется учет рабочего времени фактически отработанного каждым работником (водителем автомобиля) с учетом периодов, включаемых в рабочее время водителей в табеле утвержденной формы, чем нарушила требования п. 15. "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15, ст. 91 "Трудового кодекса РФ" от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ;
3) допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части непредставления еженедельного непрерывного отдыха, чем нарушены требования п. 26. "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
4) не обеспечена охрана транспортного средства для исключения возможности самовольного его использования посторонними лицами, чем нарушены требования п. 4.6 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27, п. 2.5.6. "Требования об обеспечении безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утв. Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 г. N 15;
5) не выполняются требования "Порядка организации городских автобусных маршрутов" по согласованию перевозок пассажиров с исполнительными органами власти, и осуществляет перевозку пассажиров, не имея на это законных оснований, чем нарушены требования п. 13.1. "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" утв. приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. N 200, п. 7 ст. 14. Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
6) не проводится контроль за выполнением всех рейсов, предусмотренных расписанием, не анализируются причины возникающих отклонений, чем нарушены требования п.п. 5.2.5., 5.9. "Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2, п. 51., 55., 70., 71., 72. "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" утв. приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. N 200;
7) учет движения путевых листов осуществляется формально, чем нарушены требования п. 1. постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте";
8) не ведет учет данных в части стажа водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству, чем нарушены требования п. 3.1.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27;
9) отсутствие ответственности перевозчика за техническую эксплуатацию согласно п.п. 2.1., 4.2. "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, что является нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 б) "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным, для перевозок более 8 человек", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637;
10) отсутствие у предпринимателя сведений о стаже водительской деятельности водителей, перерывах в водительской деятельности, чем нарушены требования п.п. 6., 7 "Положения о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей" утв. Минавтотрансом РСФСР от 20 января 1986 г. РД.200.РСФСР 12 0071 86;
11) не проводится технического обслуживания транспортных средств, участвующих в дорожном движении, чем нарушены требования п. 4. ст. 18. Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 4.2. "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов" утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27;
12) учет неисправностей транспортных средств и их устранения в специальном Журнале ведется формально, чем нарушены требования п. 4.4. "Положения об обеспечении безопасности к- дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов" утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27;
13) не ведется учет данных в части допущенных водителями нарушениях правил дорожного движения, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, чем нарушены требования п. 3.1.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного; движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27;
14) служебное расследование ДТП от 03.02.2010 г. проведено с нарушением установленных требований п. 5.2. "Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий" утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 г. N 49;
15) не обеспечена разработка содержания инструктажей с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок, чем нарушены требования п. 1.6. "Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом" утв. Минавтотрансом РСФСР от 20.01.1986 г. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09;
16) не осуществляется регулярный контроль выполнения должностными лицами возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения, чем нарушены требования п. 2.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 012-РЮ от 16.02.2010 г., который вручен индивидуальному предпринимателю З.Ю.В. 16.02.2010 г. под роспись (т. 1 л.д. 21-26).
16.02.2010 г., в присутствии предпринимателя З.Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 N 000067 (т. 1 л.д. 9-12).
Осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает, что к индивидуальному предпринимателю З.Ю.В. подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 г., деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Федеральный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
З.Ю.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623415400040 (свидетельство серия 62 N 000291797) (т. 1 л.д. 129).
В соответствии с выданной предпринимателю З.Ю.В. лицензией (регистрационный номер АСС-62-901007 от 06.12.2001 г.), условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм (т. 1 л.д. 128).
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что предпринимателем З.Ю.В., в нарушение требований п. 15. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15, не ведется учет рабочего времени фактически отработанного каждым работником (водителем автомобиля) с учетом периодов, включаемых в рабочее время водителей в табеле утвержденной формы, чем в соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, рабочее время водителя состоит в том числе, из следующих периодов: в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
В ходе проверки административным органом путевых листов, журнала учета движения путевых листов и табеля учета рабочего времени за январь месяц 2010 г. установлено, что по путевым листам N 151 от 15.01.2010 г., N 100 от 16.01.2010 г., N 68 от 17.01.2010 г., N 2 от 18.01.2010 г. водитель М.Г.В. работал, осуществляя перевозку пассажиров по маршруту; по путевым листам N 84 от 18.01.2010 г., N 92 от 19.01.2010 г., N 89 от 20.01.2010 г., N 56 от 26.01.2010 г., N 91 от 27.01.2010 г., N 103 от 28.01.2010 г., N 97 от 29.01.2010 г., N 72 от 30.01.2010 г., N 23 от 31.01.2010 г. водитель Ч.О.В. работал, осуществляя перевозку пассажиров по маршруту (т. 1 л.д. 32-52).
Вместе с тем, в табеле учета рабочего времени отсутствует учет отработанного времени данными водителями с учетом подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, времени на проведение медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии (т. 1 л.д. 30-31).
В табеле учета рабочего времени учитывается количество часов работы из путевых листов, без учета периодов включаемых в рабочее время водителей, (подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения).
Фактическое время работы на линии, указанное в путевых листах (т. 1 л.д. 32-52) водителей М.Г.В., Ч.О.В. составляет 8 часов.
В табеле рабочего времени учтено также 8 часов, без учета периодов включаемых в рабочее время водителей, (подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя.)
Указанное обстоятельство не отрицает представитель предпринимателя.
Таким образом нарушение предпринимателем п. 15. "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15 подтверждено представленными в материалы дела документами.
На основании вышеизложенного, предпринимателем допущено нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Иные перечисленные в протоколе об административном правонарушении серии А-62 N 000067 от 16.02.2010 нарушения лицензионных требований, не нашли своего подтверждения в материалах дела, поскольку административным органом зачастую нарушения описаны формально, без конкретизации. Кроме того, в обоснование допущенных нарушений УГАДН по Рязанской области приведены ссылки на декларативные нормы. В ходе рассмотрения дела, предпринимателем представлены документы, опровергающие выводы административного органа.
Ссылка УГАДН на отсутствие этих документов в ходе проведения проверки не может быть признана обоснованной, поскольку у административного органа отсутствуют доказательства истребования у предпринимателя спорных документов.
В соответствии с п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности толкуется в пользу этого лица.
Между тем, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
Как было указано выше, состав правонарушения в данном случае образует несоблюдение предпринимателем п. 15. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Ссылка на нарушение ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", признана судом несостоятельной, поскольку предприниматель З.Ю.В., 29.01.2010 была ознакомлена под роспись с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки N 030 от 25.01.2010 г. Фактически проведение проверки началось 01.02.2010 г. о чем свидетельствует акт проверки N 012-РЮ (т. 1 л.д. 21-26).
Доказательств обратного предпринимателем не представлено.
Таким образом, предприниматель уведомлена административным органом о начале проведения проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000067 от 16.02.2010 г., как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (т. 1 л.д. 9-12).
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
При определении размера санкции, суд исходит из того, что ранее, решениями Арбитражного суда Рязанской области предприниматель З.Ю.В. привлекалась к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя З.Ю.В., 29.03.1976 года рождения (г. Рязань), проживающую по адресу: г. Рязань, ул. Р., д. 11/27, кв. 208, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623415400040, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя З.Ю.В., 29.03.1976 года рождения (г. Рязань), проживающей по адресу: г. Рязань, ул. Р., д. 11/27, кв. 208, зарегистрированной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623415400040, административный штраф в сумме 3500 руб. для зачисления по следующим реквизитам: Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области), ИНН 6231012050, КПП 623401001, Р/с 40101810400000010008, ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, БИК 046126001, ОКАТО 61401000000, КБК 10611690040040000140.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 апреля 2010 г. N А54-708/2010С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании