Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 19 апреля 2010 г. N А54-734/2010С20
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Рязань к Муниципальному унитарному предприятию "П" муниципального образования - Путятинское сельское поселение Путятинского района Рязанской области о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.Д.И., помощник межрайонного природоохранного прокурора, доверенность от 19.09.2008 г. N 35-5-2008;
от лица, привлекаемого к ответственности: К.А.И., инженер-эколог, доверенность N 1 от 10.03.2010 г.; К.И.В., юрист, доверенность N 3 от 31.03.2010 г.;
установил: Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура, г. Рязань обратилась в Арбитражный суд рязанской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "П" муниципального образования - Путятинское сельское поселение Путятинского района Рязанской области (далее - МУП "П", Предприятие) о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в полном объеме.
Представитель предприятия в судебном заседании факт совершения правонарушения не отрицала. При этом указала на то, что в настоящее время предприятием предприняты меры для получения лицензии. Кроме того, просила суд применить малозначительность и ограничиться устным замечанием.
Из материалов дела следует: Постановлением главы администрации Путятинского сельского поселения от 14.07.2009 г. создано Муниципальное унитарное предприятие "П" муниципального образования - Путятинское сельское поселение Путятинского района Рязанской области (Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ул. М., д. 1) (л.д. 61).
МУП "П" зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области за регистрационным номером 1096225000574 (свидетельство серия 62 N 002016284) (л.д. 58).
В соответствии с п. 1.6 Устава МУП "П" предприятие является юридическим лицом (л.д. 44-53).
Согласно п. 2.2 Устава МУП "П", предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- управление эксплуатацией и обслуживание жилищного фонда (п.п. 2.2.1);
- уборка территорий и аналогичная деятельность (п.п. 2.2.8);
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов (п.п. 2.2.11).
В ходе проверки установлено, что МУП "П" с 01.08.2009 г. по настоящее время осуществляет сбор и вывоз отходов от других лиц с территории Путятинского сельского поселения Путятинского муниципального района Рязанской области на основании заключенных Предприятием договоров на вывоз твердых бытовых отходов без соответствующего разрешения (лицензии).
По заключенным договорам (л.д. 14-18) Предприятие размещает на санкционированной свалке отходы 4 класса опасности; отходы вывозятся на свалку собственным специализированным автомобильным транспортом. Согласно справке о поступлении денежных средств от сбора и размещения ТБО в 2009 г. Предприятие получило 65125,08 руб.
По данному факту, 19.02.2010 г. получено объяснение директора МУП "П" Б.О.П. (л.д. 11).
19.02.2010 г. Рязанский межрайонный природоохранный прокурор, рассмотрев материалы проверки об исполнении законодательства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, вынес в отношении МУП "П" постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 7-10).
Директору МУП "П" Б.О.П. разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. копия постановления получена директором предприятия под роспись - 10.10.2008 г. (л.д. 7-10).
Осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г., опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержание возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В данной статье дано понятие обращения с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с п.п. 74 п. 1 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. деятельность по сбору, использованию, обезвреживайте транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования указанной деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 524 о 26.08.2006 г.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Факт осуществления деятельности по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов без лицензии предприятием признается, о чем свидетельствует объяснение директора МУП "П", приложенное к постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 11), а также пояснения, данные в судебном заседании.
Таким образом, в действиях МУП "П" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 г. N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае. При этом формальный состав правонарушения не исключает возможности применения к нему критериев малозначительности.
Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из представленных в материалы дела документов, Муниципальное унитарное предприятие "П" муниципального образования - Путятинское сельское поселение Путятинского района Рязанской области создано 14.07.2009 г.
С момента создания, в целях осуществления своей уставной деятельности, у предприятия возникла необходимость оформления шести природоохранных разрешительных документов.
МУП заблаговременно предпринимало меры для получения лицензии. Было получено санитарно-эпидемиологическое заключение (л.д. 150), подтверждающее соответствие предприятия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Все материалы на получение лицензии сданы в Ростехнадзор. Сразу получить значительный объем документов для Предприятия оказалось невозможно. Основная причина, по которой Предприятие занималось вывозом отходов - распоряжение главы администрации. Иного предприятия, которое могло бы осуществлять данную функцию, не имеется. В конце 2009 г., в соответствии с законом о разграничении имущества, Путятинскому сельскому поселению было передано имущество, в том числе все водопроводные сети, очистные сооружения, спецмашины и т.д. В марте 2009 Администрация муниципального образования Путятинское сельское поселение заключила договор с ООО "К" на осуществление деятельности по вывозу отходов. По истечении срока действия договора, Администрация передала имущество МУП, в том числе спецмашину, которая была зарегистрирована за муниципальным образованием Путтинский муниципальный район, которое уклонялось от передачи спецмашины сельскому поселению. Когда спецмашина Предприятием была зарегистрирована и получено санитарно-эпидемиологическое заключение, пакет документов на получение лицензии сразу же был передан в Ростехнадзор.
Ранее МУП "П" к административной ответственности не привлекалось.
Доказательств того, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу для охраняемых законом общественных отношений - прокурором не представлено.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, суд считает возможным применить норму ст. 2.9 КоАП РФ и освободить МУП "П" от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Таким образом, в удовлетворении заявленного Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Рязань требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 167, 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Рязань отказать.
Освободить Муниципальное унитарное предприятие "П" муниципального образования - Путятинское сельское поселение Путятинского района Рязанской области (Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ул. М., д. 1) от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19 апреля 2010 г. N А54-734/2010С20
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании