Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 16 апреля 2010 г. N А54-7831/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 ноября 2010 г. по делу N А54-7831/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области к обществу с ограниченной ответственностью "Т", г. Рязань
третьи лица:
А.К.С., г. Рязань
А.А.В., г. Рязань
о прекращении деятельности и ликвидации юридического лица
при участии в заседании:
от истца - К.М.П., старший специалист 2 разряда юридического отдела, доверенность N 03-11/35 от 12.01.2010,
удостоверение; Д.И.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность N 03-27/12902 от 07.12.2009, удостоверение;
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Т", г. Рязань о прекращении деятельности ООО "Т" (далее - ответчик, Общество) по проведению и организации азартных игр и ликвидации юридического лица.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены А.К.С. (390035, г. Рязань, ул. О., д. 45, кв. 73) и А.А.В. (390005, г. Рязань, ул. П., д. 42, кв. 88).
Представители истца поддерживают исковые требования, основания изложены в заявлении.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, отзывы в материалы дела не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 05.11.2009 ООО "Т" зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области за основным регистрационным номером 1096234009695.
Согласно выписке из государственного реестра всероссийских лотерей, стимулирующая лотерея "П" зарегистрирована в государственном реестре всероссийских лотерей, ее организатором является ООО "МИ"; оператором, на основании договора комиссии N 25 от 06.11.2009, является ООО "Т".
В ходе проверки лотерейного клуба по адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 48 было установлено, что при проведении указанной лотереи в качестве лотерейного оборудования использовались игровые автоматы, демонтированные для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей.
Полагая, что ООО "Т", в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", фактически осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, налоговый орган обратился в суд с требованием о прекращении деятельности ООО "Т" по проведению и организации азартных игр и ликвидации ООО "Т".
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав пояснения истца, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр исключительно в игорных заведениях в соответствии с требованиями, предусмотренными данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом (пункт 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
Таким образом, правовые основания запрета деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены действующим законодательством.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым такое право предоставлено законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 N 14-П указал, что санкция - ликвидация юридического лица, предусмотренная пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может применяться по одному лишь формальному основанию, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Согласно рекомендациям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 и Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 от 01.07.1996, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного Закона или иного правового акта.
Согласно пункту 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" компетенция налогового органа ограничена осуществлением контроля за соблюдением организаторами азартных игр правил, установленных частью 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Приказом Минфина Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н утверждена Инструкция о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям.
В соответствии с пунктом 15 раздела III Инструкции, в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, нарушений требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание:
- о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ;
- об устранении иных нарушений.
При этом, в случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства, свидетельствующие о привлечении ООО "Т" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 и части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалы дела не представлены.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств соблюдения налоговым органом установленного приведенными нормами порядка действий налогового органа в случае неустранения Обществом нарушений статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" истцом не представлено.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцом доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для ликвидация ООО "Т" в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы суда по данному делу согласуются с выводами, содержащимися в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2009 N 2556/09 и соответствуют сложившейся судебной практике (постановления кассационных инстанций от 3 декабря 2009 N КГ-А40/12759-09, от 19 февраля 2009 по делу N А68-2399/08-101/П и др.).
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Т" по проведению и организации азартных игр и ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Т" (г. Рязань, ул. Л., д. 5, ОГРН 1096234009695) отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 апреля 2010 г. N А54-7831/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании