Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 12 апреля 2010 г. N А54-6657/2009
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Р", Рязанская область к Министерству природопользования и экологии Рязанской области, г. Рязань
третьи лица:
ООО "С", Рязанская область, Спасский район, с. Гавриловское
ООО "Н", Рязанская область, Рязанский район, с. Высокое
о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 16.11.2009 Министерства природопользования и экологии Рязанской области в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р"
при участии в заседании:
от заявителя - А.Н.П., адвокат, доверенность N 3 от 03.02.2010, удостоверение; Л.Е.Б., директор;
от ответчика - К.М.В., ведущий специалист отдела правового обеспечения, доверенность N 3 от 12.01.2010, удостоверение; Ю.С.Б., заместитель начальника отдела регулирования, доверенность N 6 от 13.01.2010, удостоверение;
от третьего лица (ООО "С") - Ш.В.Н., представитель, доверенность от 11.01.2010, паспорт;
от третьего лица (ООО "Н") - Ш.В.Н., представитель, доверенность от 11.01.2010, паспорт.
установил: Общество с ограниченной ответственностью "Р", Рязанская область (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природопользования и экологии Рязанской области, г. Рязань (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р" и обязании конкурсной комиссии в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения Арбитражного суда Рязанской области в законную силу передать ООО "Р" проект договора на лот N 5 - пруд на р. Серенка, расположенный в Рыбновском районе Рязанской области.
Определением суда от 04.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "С" (391060, Рязанская область, Спасский район, с. Гавриловское; 391505, Рязанская область, г. Спасск, ул. Р., д. 19, кв. 2) и ООО "Н" (390505, Рязанская область, Рязанский район, с. Высокое, ул. Ц., д. 1).
В судебном заседании 08.04.2010 представитель заявителя в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконным решение конкурсной комиссии Министерства природопользования и экологии Рязанской области от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р" и обязать Министерство природопользования и экологии Рязанской области в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения Арбитражного суда Рязанской области в законную силу передать ООО "Р" проект договора на лот N 5 - пруд на р. Серенка, расположенный в Рыбновском районе Рязанской области, основания изложены в заявлении, дополнениях.
Представитель заявителя пояснил суду, что поскольку в рассматриваемом случае открытый конкурс на предоставление рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства признан несостоявшимся, ООО "Р" выбран способ защиты нарушенного права путем оспаривания решений государственных органов по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявление ООО "Р" об уточнении исковых требований от 08.04.2010 принято судом к рассмотрению (том 2 л.д. 104).
Представитель заявителя поддерживает уточненные требования, основания изложены в заявлении, дополнениях, уточнениях (том 1 л.д. 2-3, 56-57; том 2 л.д. 30, 104).
Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве, дополнениях к отзыву, пояснениях (том 1 л.д. 90-93; том 2 л.д. 27-29, 80-81, 105-106).
Представитель третьих лиц ООО "Н" и ООО "С" полагает, что решение конкурсной комиссии Министерства природопользования и экологии Рязанской области от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р" является незаконным, доводы изложены в отзывах (том 2 л.д. 90-91).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 08.04.2009 по делу N А54-6657/2009, требование общества с ограниченной ответственностью "Р" об обязании Министерства природопользования и экологии Рязанской области в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения Арбитражного суда Рязанской области в законную силу передать ООО "Р" проект договора на лот N 5 - пруд на р. Серенка, расположенный в Рыбновском районе Рязанской области, - выделено в отдельное производство под номером N А54-1667/2010-С21; производство по делу N А54-1667/2010-С21 приостановлено до вступления в законную силу судебных актов Арбитражного суда Рязанской области по делам N А54-235/2010-С16 и N А54-1446/2010-С11.
С учетом изложенного судом в рамках дела N А54-6657/2009 рассматривается требование заявителя о признании незаконным решения конкурсной комиссии Министерства природопользования и экологии Рязанской области от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р".
Из материалов дела следует. Приказом Министерства природопользования и экологии Рязанской области от 22.09.2009 N 336 (том 1 л.д. 94) принято решение об организации конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области и утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
В официальном печатном издании "Рязанские ведомости" от 26.09.2009 и на официальном сайте Министерства природопользования и экологии Рязанской области (том 1 л.д. 95-97) размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области.
Решением конкурсной комиссии от 16.11.2009, оформленным протоколом заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области на лот N 5 (пруд на р. Серенка, расположенный в Рыбновском районе Рязанской области) (том 1 л.д. 121-132), Обществу отказано в допуске к участию в конкурсе ввиду несоответствия заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным п.п. "в" п. 15 Правил - отсутствуют в плане развития рыбоводного хозяйства расчеты планируемых к реализации объемов водных биоресурсов - п.п. "г" п. 28 Правил, абзац 6 раздела 4 конкурсной документации (том 1 л.д. 129).
В конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области на лот N 5 (пруд на р. Серенка, расположенный в Рыбновском районе Рязанской области) приняли участие три участника - ООО "Р", ООО "Н" и ООО "С"; на основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией 16.11.2009 принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе на лот N 5 всех заявителей, конкурс в отношении лота N 5 признан несостоявшимся и Минприроды Рязанской области обязано провести в отношении этого лота новый конкурс в течение 6 месяцев в соответствии с Правилами (том 1 л.д. 121-132).
ООО "Н" и ООО "С" обратились в Арбитражный суд Рязанской области с самостоятельными исками к Министерству природопользования и экологии Рязанской области о признании недействительными торгов в виде открытого конкурса, проводившихся на право заключения договора по предоставлению рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области по лоту N 5 (дело А54-235/2010-С16 и дело N А54-1446/2010-С11 (том 2 л.д. 86-89, 105).
Министерством природопользования и экологии Рязанской области в отношении лота N 5 - пруд на р. Серенка, расположенный в Рыбновском районе Рязанской области, был проведен новый конкурс. Поскольку только ООО "С" было допущено к участию в новом конкурсе (в отношении лота N 5 - пруд на р. Серенка, расположенный в Рыбновском районе Рязанской области), Министерство природопользования и экологии Рязанской области, на основании решения конкурсной комиссии от 15 марта 2010, передало ООО "С" проект договора.
На дату вынесения судом решения по настоящему делу N А54-6657/2009, договор N 12 от 16 марта 2010 года о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства сторонами (Министерство природопользования и экологии Рязанской области и ООО "С") не подписан (том 2 л.д. 107-112).
Полагая, что решение конкурсной комиссии от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р" является незаконным и необоснованным, ООО "Р" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что решение конкурсной комиссии Министерства природопользования и экологии Рязанской области от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р" является незаконным. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание недействительными торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом, влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По смыслу законодательства под правилами проведения торгов следует понимать те процедурные требования, которые должны быть соблюдены для обеспечения возможности всех заинтересованных лиц принять участие в представлении своих конкурентных заявок на торгах, надлежащего проведения торгов и определения победителя.
Данные процедуры, непосредственно направленные на проведение торгов, и определяют порядок проведения торгов.
Отказ в участии в конкурсе лицам, подавшим заявку на участие в конкурсе, относится к процедурным вопросам, поскольку касается соблюдения равных для всех заинтересованных лиц возможности принять участие в представлении своих конкурсных заявок в целях развития добросовестной конкуренции.
В силу статьи 51 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ, споры в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов разрешаются в судебном порядке.
В силу п. 60 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 136, участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку в рассматриваемом случае открытый конкурс на предоставление рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства признан несостоявшимся, ООО "Р" выбран способ защиты нарушенного права путем оспаривания решений государственных органов по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный спор разрешен судом в рамках заявленных требований.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 136 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора" утверждены "Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства".
Организатором торгов в данном случае выступило Министерство природопользования и экологии Рязанской области (предмет конкурса - право на заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области).
Решение о создании конкурсной комиссии для проведения конкурса принималось организатором торгов - Министерством природопользования и экологии Рязанской области. Приказом Министерства природопользования и экологии Рязанской области N 177 от 02.06.2009 утверждены формы конкурсной документации и состав комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства (том 2 л.д. 113).
06.10.2009 конкурсной комиссией утвержден Регламент конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области (том 2 л.д. 114-117).
В своей работе комиссия руководствуется Регламентом, принятым на заседании комиссии в соответствии с настоящими Правилами (п. 11 Правил).
Как следует из материалов дела, конкурсная комиссия приняла решение отказать ООО "Р" в допуске к участию в конкурсе по лоту N 5 на основании п.п. "в" п. 15, п.п. "г" п. 28 Правил (отсутствие в плане развития рыбоводного хозяйства расчетов планируемых к реализации объемов водных биоресурсов).
В силу п.п. "в" п. 15 Правил, основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, предусмотренным пунктами 27-29 настоящих Правил.
Согласно п. "г" п. 28 Правил, к заявке прилагается план развития рыбоводного хозяйства на заявленный период действия договора с прилагаемыми к нему расчетами планируемых к реализации объемов водных биологических ресурсов.
В силу п. 29 Правил, документы, направленные заявителем в конкурсную комиссию, должны быть пронумерованы, сшиты и заверены печатью заявителя. Организатор конкурса не вправе требовать от заявителя предоставления документов, не предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящих Правил.
Оценив представленные доказательства в их совокупности с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что Общество предоставило все документы, предусмотренные вышеназванными Правилами и конкурсной документацией.
Как следует из материалов дела, конкурсная документация не содержит требований к форме и содержанию плана развития рыбоводного хозяйства на заявленный период действия договора и не содержит понятие "реализация объемов водных биологических ресурсов"; в качестве условия проводимого конкурса не была предусмотрена реализация конкретного количества рыбы.
Типовая форма расчетов планируемых к реализации объемов водных биологических ресурсов не утверждена.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявитель вправе самостоятельно определить форму плана, его содержание, состав и показатели расчетов планируемых к реализации объемов водных биоресурсов.
Заявитель указал в представленном плане расчеты планируемых к реализации объемов водных биоресурсов в виде ежегодных объемов вылова рыбы. Расчеты приведены заявителем в самом плане развития рыбоводного хозяйства на заявленный период действия договора, а не приведены отдельно.
Представленный заявителем план развития рыбоводного хозяйства на заявленный период действия договора с содержащимися в нем расчетами планируемых к реализации объемов водных биологических ресурсов (том 1 л.д. 61-63) соответствует требованиям организатора конкурса. В расчете Обществом указаны как мероприятия по развитию рыбоводного хозяйства, так и размещение садков с количеством посадки молодняка, их дальнейшая подкормка и соответствующий выход продукции с 1 га площади один раз в два года. Так, заявителем указано, что интенсивность кормления позволит увеличить продуктивность до 25-40 тонн товарной рыбы ежегодно.
Судом принято во внимание, что согласно п. 50 Правил, для определения лучших условий заключения договора комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки в соответствии со следующими критериями оценки:
а) объемы разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса в случае, если этот период менее 4 лет (в тоннах). Удельный вес этого критерия составляет 30 - 40 процентов;
б) планируемый объем разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на весь период действия договора с разбивкой по годам (в тоннах). Удельный вес этого критерия составляет 30 - 40 процентов;
в) предлагаемый участником конкурса размер платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации (в рублях). Удельный вес этого критерия составляет 20 - 30 процентов.
Вышеназванные критерии оценки и сопоставления заявок, предусмотренные пунктом 50 настоящих Правил, указаны в извещении о проведении конкурса в соответствии с п. 17 Правил (том 1 л.д. 97).
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, одним из критериев оценки является планируемый объем разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на весь период действия договора с разбивкой по годам (в тоннах). Удельный вес этого критерия составляет 30 процентов. В связи с изложенным заявителем был предоставлен данный показатель. Такие критерии оценки, как планируемые к реализации объемы водных биоресурсов, комиссией не оценивались и не сопоставлялись (том 2 л.д. 30).
Суд находит позицию заявителя убедительной и подтвержденной материалами дела.
Суд считает необходимым отметить, что в силу п. 40 Правил и п. 5.4 Регламента, при вскрытии конвертов с заявками комиссия вправе была потребовать от заявителя (его представителя) разъяснений сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней документах и указанные разъяснения внести в протокол вскрытия конвертов с заявками. Вместе с тем, комиссия своим правом не воспользовалась.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что конкурсная комиссия необоснованно отказала Обществу в допуске к участию в конкурсе, поскольку Общество представило пакет документов, предусмотренный конкурсной документацией (пункты 3 и 4), в связи с чем оспариваемое решение конкурсной комиссии Министерства природопользования и экологии Рязанской области от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р", как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ и нарушающее права и законные интересы ООО "Р" в сфере предпринимательской и экономической деятельности, следует признать незаконным.
При подаче заявления ООО "Р" уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб. (том 1 л.д. 5). В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.п. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в сумме 2000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с Министерства природопользования и экологии Рязанской области в пользу ООО "Р".
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение конкурсной комиссии Министерства природопользования и экологии Рязанской области от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Р", проверенное на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ, признать незаконным.
2. Взыскать с Министерства природопользования и экологии Рязанской области (г. Рязань, ул. Е., д. 9, ОГРН 1086234009916) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Р" (Рязанская область, г. Рыбное, ул. Ю., дом 5, ОГРН 1026200701922) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12 апреля 2010 г. N А54-6657/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании