Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 8 апреля 2010 г. N А54-705/2010С18
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Г.С.П., г. Рязань к Управлению федеральной миграционной службы России по Рязанской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 12.02.2010 г.
В судебном заседании 31.03.2010 г. объявлялся перерыв до 07.04.2010 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Г.А.С., адвокат, доверенность от 15.02.2010;
от административного органа - О.А.А., старший инспектор по особым поручениям УФМС России по Рязанской области, доверенность от 11.01.2010.
установил: индивидуальный предприниматель Г.С.П. обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной миграционной службы России по Рязанской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 12.02.2010 г.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил суд уменьшить размер административного штрафа за совершенное правонарушение в виду отсутствия в действиях предпринимателя Г.С.П. отягчающих ответственность обстоятельств, при этом факт совершения правонарушения последним не отрицается.
Представитель административного органа заявленное требование отклонил, указав на законность оспариваемого постановления.
Из материалов дела следует: 04.02.2010 г. в УФМС России по Рязанской области поступило постановление о возбуждении дела об административно правонарушении от 02.02.2010 г. заместителя прокурора Октябрьского района г. Рязани по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Г.С.П. о неуведомлении в установленный законом срок УФМС России по Рязанской области о привлечении к трудовой деятельности по специальности водитель автомобиля гражданина республики Узбекистан А.А.А.
В подтверждение события совершенного административного правонарушения, миграционной службой представлены: объяснение индивидуального предпринимателя Г.С.П.; справка УФМС России по Рязанской области; копии свидетельств о постановке на учет физического лица в налоговом органе, и о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копия трудового соглашения с водителем от 25.11.2009 г.; копия лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом; копия водительского удостоверения А.А.А. (л.д. 64-78, 86).
12.02.2010 г., заместителем начальника УФМС России по Рязанской области, в присутствии индивидуального предпринимателя Г.С.П. вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500000 руб. (л.д. 6).
Копия постановления по делу об административном правонарушении от 12.02.2010 г. индивидуальному предпринимателю Г.С.П. была вручена под роспись 12.02.2010 г.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей предпринимателя и административного органа, арбитражный суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит частичному удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.
Пунктом 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечениях и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 N 183 утверждены Правила подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и имеющих разрешение на работу.
Пунктом 2 вышеуказанных Правил предусмотрено, что работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, и имеющим разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган занятости населения), о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства (далее - иностранный гражданин).
Уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в порядке, установленном настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, предприниматель Г.С.П. в указанный срок не уведомил Федеральную миграционную службу о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина.
Тем самым индивидуальный предприниматель Г.С.П. совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения предпринимателем указанного административного правонарушения подтвержден материалами дела и последним не оспаривается.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Вместе с тем, судом учтено следующее.
За указанное административное правонарушение постановлением от 12.02.2010 г. по делу об административном правонарушении индивидуальный предприниматель Г.С.П. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в сумме 500000 руб. (л.д. 6).
Вместе с тем, санкция части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом в примечании к статье 18.1 КоАП РФ закреплено, что за правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлении ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В связи с чем, за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции предприниматели несут административную ответственность как юридические лица, то есть от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Текст оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 12.02.2010 г., не содержит ссылок на наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность предпринимателя.
Доказательства привлечения заявителя к административной ответственности ранее суду не представлены.
Таким образом, размер штрафа указан в завышенном размере.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к обществу меры ответственности в размере, указанном в оспариваемом постановлении.
В связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Управления Федеральной миграционной службы России по Рязанской области по делу об административном правонарушении от 12.02.2010 г. в части назначения наказания следует признать незаконным и изменить, применив к индивидуальному предпринимателю Г.С.П. административное наказание за совершение административного правонарушения на основании части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Управления Федеральной миграционной службы России по Рязанской области по делу об административном правонарушении от 12.02.2010 г. о наложении на индивидуального предпринимателя Г.С.П. штрафа на основании части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным в части назначения наказания в виде взыскания административного штрафа в сумме 100000 руб., как не соответствующее требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить индивидуальному предпринимателю Г.С.П. наказание в виде взыскания штрафа в сумме 400000 руб.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 8 апреля 2010 г. N А54-705/2010С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании