Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 6 мая 2010 г. N А54-1484/2010
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Рязани к обществу с ограниченной ответственностью "А", г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в судебном заседании:
от прокурора - К.Л.И., помощник прокурора, удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности - К.С.А., директор, приказ N 59 от 02.12.2008, паспорт.
установил: прокурор Октябрьского района г. Рязани (далее прокурор) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "А", г. Рязань (далее Общество, ООО "А") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель прокурора поддерживает требование о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, доводы изложены в заявлениях (т. 1 л.д. 2-3; т. 2 л.д. 17-18).
Представитель Общества возражает против заявленных требований, доводы изложены в отзыве, дополнении к отзыву (т. 1 л.д. 81-84, 129-131).
Из материалов дела следует: помощником прокурора Октябрьского района г. Рязани Ч.В.В. по поручению прокурора района проведена целевая проверка исполнения законодательства о лекарственных средствах ООО "А", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 5.
Проверкой установлено, что видами деятельности ООО "А" являются: розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции (лицензия N 99-02-011747 от 21.09.2006, т. 1 л.д. 23-31,85-90). ООО "А" имеет следующие аптечные учреждения: 1) аптека, расположена по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 5 в помещении, находящемся на праве собственности у Общества; 2) аптечный пункт, г. Рязань, ул. С., д. 79/51 в помещении МУЗ "Р"; 3) аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 3, в помещении поликлиники больницы ГУЗ "Р"; 4) аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 36 в помещении МУЗ "Ж"; 5) аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 66 в помещении ГУЗ "Р"; 6) аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 13 в помещении ГУЗ "О". Прокуратурой района 17.03.2010 в ходе проверки обнаружено административное правонарушение, выразившееся в том, что у 6 (шести) аптечных учреждений ООО "А" на день проведения проверки отсутствуют решения органа местного самоуправления об их открытии.
В письменных объяснениях от 19.03.2010 директор ООО "А" К.С.А. пояснила, что решений органа местного самоуправления на 6 аптечных учреждений у ООО "А" не имеется (т. 1 л.д. 4).
Аптечное учреждение ООО "А" использует часть здания ГУЗ "О" под аптечный пункт 1 категории на основании договора об аренде недвижимого имущества N С46222050 от 26.07.2004 (т. 1 л.д. 47-55, дополнительные соглашения к данному договору, т. 1 л.д. 32-41). В ходе проверки были истребованы кассовые чеки из аптечного пункта ООО "А", расположенного в помещении ГУЗ "О". Данные чеки подтверждают розничную продажу лекарственных средств, изделий медицинского назначения, косметических и парфюмерных товаров (т. 1 л.д. 8-19).
25.03.2010 прокурор Октябрьского района г. Рязани Р.А.В., рассмотрев материалы проверки исполнения ООО "А" законодательства о лекарственных средствах, возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "А", о чем вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2010. Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении получена директором общества К.С.А. 25.03.2010 (т. 1 л.д. 5-7).
31.03.2010 прокурор обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением. Определением суда от 05.04.2010 заявление прокурора принято к производству.
Оценив материалы дела и доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что ООО "А" следует освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью и ограничиться устным замечанием, исходя из следующего.
Общество с ограниченной ответственностью "А" зарегистрировано Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 24.12.1992 за N 7805, основной государственный регистрационный номер 1026201108273 (т. 1 л.д. 105).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 27.12.2009) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В силу п.п "в" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в ред. от 30.12.2008) аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Частью 5 ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" решение об открытии нового аптечного учреждения принимается органом местного самоуправления.
Согласно ч. 2 Временного положения о порядке регистрации и ведении реестра вновь открываемых аптечных учреждений на территории г. Рязани, утвержденного постановлением администрации г. Рязани 29.07.1999 N 3934 (в ред. от 05.06.2000) регистрация вновь создаваемых на территории города Рязани аптечных учреждений осуществляется Управлением здравоохранения администрации города Рязани. Реестр представляет собой официальный список зарегистрированных аптечных учреждений. Держателем реестра является Управление здравоохранения администрации города Рязани, которое осуществляет деятельность по его ведению и хранению. Реестр формируется на основе базы данных, содержащихся в журнале регистрации вновь открываемых аптечных учреждений.
Судом установлено, что ООО "А" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии N99-02-011747 от 21.09.2006 (т. 1 л.д. 23-31,85-90). ООО "А" имеет следующие территориально обособленные подразделения и объекты (аптечные учреждения), используемые для осуществления фармацевтической деятельности: 1) аптека по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 5; 2) аптечный пункт, г. Рязань, ул. С., д. 79/51 в помещении МУЗ "Р"; 3) аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 3, в помещении поликлиники больницы ГУЗ "Р"; 4) аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 36 в помещении МУЗ "Ж"; 5) аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 66 в помещении ГУЗ "Р"; 6) аптечный пункт, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 13 в помещении ГУЗ "О".
До начала прокурорской проверки два аптечных пункта Общества действовали в отсутствие решений органа местного самоуправления об их открытии. Данный факт установлен в ходе судебного разбирательства и не отрицается Обществом (т. 1 л.д. 81-102). Факт совершения ООО "А" административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Прокурор в целях осуществления надзора за законодательством и на основании поступившей информации о фактах нарушения закона вправе проводить проверки. В соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса и выносится в сроки, установленные ст. 28.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2010, как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Учитывая, что факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден представленными в материалы дела документами, в действиях ООО "А" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административной ответственности" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае. При этом формальный состав правонарушения не исключает возможности применения к нему критериев малозначительности.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом учтено, что в настоящее время ООО "А" представлены свидетельства о регистрации аптечных пунктов по следующим адресам: г. Рязань, ул. С., д. 3; г. Рязань, ул. Л., д. 36; г. Рязань, ул. Стройкова, д. 79/51; г. Рязань, ул. Семашко, д. 5; г. Рязань, ул. С., д. 66; г. Рязань, ул. С., д. 13 (т. 1 л.д. 100-103, 135-137), постановления Администрации города Рязани о регистрации аптечных пунктов (т.1 л.д. 132-134); ООО "А" впервые привлекается к административной ответственности. Как установлено в ходе судебного разбирательства, Аптека N 4 - одна из старейших аптек в городе Рязани; в ООО "А" работает 52 человека, 38 из них - специалисты с высшим и средним фармацевтическим образованием; средняя заработная плата за 2009 год составила 12,7 тыс. руб.; учредителями Общества являются члены трудового коллектива. В условиях жесткой рыночной конкуренции ООО "А" смогло сохранить все виды аптечной деятельности, стабильный профессиональный коллектив. Общество одно из немногих в городе осуществляет низкодоходные, но социально значимые функции: обеспечение наркотическими средствами и психотропными веществами, сильнодействующими лекарственными средствами; Общество участвует в Федеральной программе лекарственного обеспечения инвалидов, изготавливает лекарства для населения и лечебных учреждений.
Доказательств того, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу для охраняемых законом общественных отношений, прокурором не представлено. Выявленные в ходе проверки нарушения устранены Обществом в кратчайший срок (т. 1 л.д. 100-103, 132-137).
Арбитражный суд, исследовав в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, установив в действиях ООО "А" состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о его малозначительности.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает возможным применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить ООО "А" от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района г. Рязани о привлечении общества с ограниченной ответственностью "А", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 5, зарегистрированного Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 24.12.1992 за N 7805, основной государственный регистрационный номер 1026201108273, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать. Освободить общество с ограниченной ответственностью "А", расположенное по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 5, зарегистрированное Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 24.12.1992 за N 7805, основной государственный регистрационный номер 1026201108273, от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничиться устным замечанием.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 6 мая 2010 г. N А54-1484/2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании