Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 7 мая 2010 г. N А54-1795/2010С4
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Рязань к индивидуальному предпринимателю Г.В.А., г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 24.03.2010 г.;
от лица, привлекаемого к ответственности - Г.В.А., предприниматель, установил:
В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - УГАДН по Рязанской области, заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Г.В.А. (далее по тексту - предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя доводы заявления поддержал.
Индивидуальный предприниматель факт совершения выявленных правонарушений признал. Пояснил, что в настоящее время все нарушения устранены.
Из материалов дела следует: в 12.03.2010 г. УГАДН по Рязанской области поступило сообщение из Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения полк ДПС ГИБДД УВД по Рязанской области (л.д. 16,17), в котором сообщалось о нарушении водителями, работающими у индивидуального предпринимателя Г.В.А. правил дорожного движения.
В связи с чем, начальником УГАДН по Рязанской области 26.03.2010 г. было издано распоряжение N 088 о проведении внеплановой проверки автотранспортной деятельности индивидуального предпринимателя Г.В.А. по вопросу соблюдения предпринимателем обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом (л.д. 8).
Результаты проверки оформлены актом проверки N 021-ВН, составленным проверяющим должностным лицом заявителя 08.05.2010 г., которым установлено, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637 (л.д. 9-12).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000124 от 08.04.2010 г., в котором отражены нарушения, допущенные предпринимателем Г.В.А. (л.д. 6,7):
- не обеспечено проведение периодических и сезонных инструктажей в феврале - марте 2010 г., чем нарушены требования п. 3.4.1 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27; п.п. 1, 4, 5 "Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом", утвержденного 20.01.1986 г.;
- не обеспечен учет нарушений правил дорожного движения, чем нарушены требования п. 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27;
- не обеспечил соответствие технического состояния транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения и допустил к эксплуатации при наличии у него неисправностей, чем нарушены требования ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ, п. 4в Положения от 30.10.2006 г. N 637;
- не обеспечил учет неисправностей транспортного средства и их устранений, чем нарушил требования п. 4.4 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27.
Копия протокола получена предпринимателем лично, о чем имеется соответствующая запись в протоколе. В протоколе отражена позиция индивидуального предпринимателя Г.В.А. по выявленным нарушениям: "С выявленными нарушениями согласен".
Индивидуальному предпринимателю Г.В.А. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Г.В.А. к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявление административного органа подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации", контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
Статья 2 Федерального Закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Согласно п.п. 62 п. 1 ст. 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 г., деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (ст. 2 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 г.).
Г.В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области (л.д. 23). Рязанским областным отделением Российской транспортной инспекции 10.04.2003 г. ему была выдана лицензия N АСС-62-212567 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом по территории РФ (л.д. 22).
Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 3.4.1. "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995г. N 27, организация (предприниматель) обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
В силу п. 1.1 "Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом" РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 от 20.01.1986, цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный, предрейсовый, периодический, сезонный, специальный. Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале.
Периодический инструктаж проводится с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей с информацией, необходимой для производственной, безопасной и экономичной работы на линии (п. 4.1 Положения). Периодический инструктаж проводится в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.
Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующей управлению и эксплуатации автомобиля. Сезонный инструктаж проводится с 20 по 30 марта (п. 5 Положения).
Индивидуальный предприниматель Г.В.А. водительскому составу периодический инструктаж в феврале 2010 г. и сезонный инструктаж в марте 2010 г. не провел. Соответствующие записи, подтверждающие факт проведения указанных инструктажей, в журнале учета инструктажей, проводимых с водительским составом предприятия (организации) - ИП ГВ.А., отсутствуют (л.д. 18,19). Как следует из объяснений предпринимателя от 08.04.2010 г., о необходимости проведения инструктажей он забыл (л.д. 14). В судебном заседании предприниматель факт совершения указанного правонарушения также признал.
С учетом изложенного, суд считает, что заявителем доказан факт не соблюдения предпринимателем Г.В.А. п. 3.4.1 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27; п.п. 1, 4, 5 "Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом", утвержденного 20.01.1986 г.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
В соответствии с п. 3.1.2. "Положения об обеспечения безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995 г. N 27 организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
В соответствии с п. 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 г. N 27, с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию; организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации; оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, Г.В.А. 14.02.2010 г. совершил нарушение Правил дорожного движения, в связи с чем, был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (постановление-квитанция 62 АБ N 128397 о наложении административного штрафа - л.д. 13).
Однако, учет нарушений ПДД, предпринимателем не производится. Соответствующие записи в журнале учета правил дорожного движения отсутствуют.
Пунктом 4.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27 на предпринимателей возложена обязанность по обеспечению учета неисправностей транспортных средств и их устранения.
Постановлением-квитанцией 62 АБ N 128397 о наложении административного штрафа Г.В.А. был привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством - ГАЗ 322132 государственный номер АК 179 62 с неработающими внешними световыми приборами, что является нарушением п. 13.3.30 ПДД.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду п 3.3 ПДД
При этом, предпринимателем не представлены документальные подтверждения ведения учета неисправностей транспортных средств.
Предпринимателем факт совершения правонарушения признан.
Невыполнение требований, вышеперечисленных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством Российской Федерации административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении от 08.04.2010 г. серия А-62 N 000124, как доказательство совершения индивидуальным предпринимателем Гусевым В.А. административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения индивидуальный предприниматель Г.В.А. признал.
Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем Г.В.А. административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место, подтвержден материалами настоящего дела и Г.В.А. признан, арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на него административный штраф в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Г.В.А., 08.02.1965 года рождения, уроженца с. Семчино Рязанского района Рязанской области, проживающего по адресу: г. Рязань, ул. К., д. 7, кв. 55, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 304622903600202 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и взыскать административный штраф в сумме 3000 руб. для зачисления его по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050 КПП 623401001
р/сч 40101810400000010008
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 7 мая 2010 г. N А54-1795/2010С4
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании