Уплата организациями транспортного налога в Рязанской области
В настоящей статье мы рассмотрим некоторые аспекты, связанные с применением на территории Рязанской области такого вида регионального налога, как транспортный налог. А именно, порядок определения налогооблагаемой базы, ставки налога, льготы и порядок уплаты налога юридическими лицами.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог вводится в действие органами власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на ее территории (ст. 356 НК РФ). На территории Рязанской области порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется Законом Рязанской области от 22.11.2002 г. N 76-ОЗ "О транспортном налоге" (далее - Закон N 76-ОЗ), который был принят постановлением Рязанской областной Думы от 11.11.2003 г. N 626-III РОД.
Объекты налогообложения
Транспортный налог должны уплачивать те лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные на территории Рязанской области в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Обратите внимание, что ряд транспортных средств не облагается транспортным налогом. Список этих исключений установлен пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса.
Ставки налога и налоговая база
Федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать ставки транспортного налога в широких пределах. Достаточно упомянуть, что местные ставки налога могут отличаться от рекомендованных Налоговым кодексом в большую или меньшую сторону в 10 раз!
В настоящее время на территории Рязанской области действуют следующие ставки транспортного налога (ст. 2 Закона N 76-ОЗ):
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые | |
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно | 8 |
свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 15 |
свыше 150 лошадиных сил до 200 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 41 |
свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 66 |
свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) | 124 |
Мотоциклы и мотороллеры | |
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 лошадиных сил (до 14,7 кВт) включительно | 4 |
свыше 20 лошадиных сил до 35 лошадиных сил (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 6 |
свыше 35 лошадиных сил (свыше 25,74 кВт) | 15 |
Автобусы | |
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 лошадиных сил (до 147,1 кВт) включительно | 28 |
свыше 200 лошадиных сил (свыше 147,1 кВт) | 54 |
Грузовые автомобили | |
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно | 19 |
свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 27 |
свыше 150 лошадиных сил до 200 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 33 |
свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 43 |
свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) | 77 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу | |
(с каждой лошадиной силы) | 25 |
Снегоходы, мотосани | |
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 лошадиных сил (до 36,77 кВт) включительно | 20 |
свыше 50 лошадиных сил (свыше 36,77 кВт) | 41 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства | |
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт) включительно | 41 |
свыше 100 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт) | 82 |
Яхты и другие парусно-моторные суда | |
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно | 82 |
свыше 100 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт) | 163 |
Гидроциклы | |
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно | 102 |
свыше 100 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт) | 204 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость | |
(с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 82 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели | 102 |
(с каждого килограмма силы тяги) | 82 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 816 |
Как видно из таблицы, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.).
При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Например, если водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, то мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 х 1,35962) (раздел V Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, далее - Методические рекомендации).
Следует обратить внимание, что организации исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу самостоятельно.
Налоговым периодом при исчислении и уплате транспортного налога признается календарный год, как для организаций, так и для физических лиц. Кроме того, для организаций установлены отчетные периоды (первый, второй и третий кварталы календарного года) (п. 8 ст. 4 Закона N 76-ОЗ).
Сумма налога, которую организация должна уплатить в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. А сумма авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода будет равна одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (ст. 362 НК РФ).
На практике может встретиться ситуация, когда транспортное средство в течение года ставится на учет или снимается с учета. В этом случае сумма транспортного налога (авансового платежа) определяется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Если же транспортное средство зарегистрировано и снято с учета в течение одного календарного месяца, указанный месяц принимается как один полный месяц (п. 11 ст. 4 Закона N 76-ФЗ).
Рассмотрим примеры расчета транспортного налога на практике:
Пример 1.
Легковой автомобиль был зарегистрирован в органах, осуществляющих государственную регистрацию, 20 января 2009 года, а снят с регистрации в связи с его продажей 14 декабря 2009 года. В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Пример 2.
Транспортное средство зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию, в январе 2008 года и снято с регистрации в феврале 2009 года. В этом случае транспортный налог за 2008 год будет исчислен с учетом коэффициента, равного 1, а за 2009 год - с учетом коэффициента, равного 2/12.
Отчетность и уплата налога
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом по месту нахождения (регистрации) транспортных средств (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).
Рязанским законом "О транспортном налоге" установлено, что организации уплачивают налог, подлежащий уплате по итогу налогового периода, не позднее срока подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 4 Закона N 76-ОЗ).
Кроме того, на территории Рязанской области уплата авансовых платежей производится организациями по месту нахождения транспортных средств не позднее срока подачи расчета авансового платежа за соответствующий отчетный период, то есть не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 12 ст. 4 Закона N 76-ОЗ).
Налоговые льготы
Законом Рязанской области от 29 апреля 1998 г. N 68-ОЗ "О налоговых льготах" (далее - Закон N 68-ОЗ) освобождены от уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу следующие организации (ст. 10 Закона N 68-ОЗ):
- организации и учреждения, полностью финансируемые из областного бюджета и местных бюджетов;
- организации жилищно-коммунального хозяйства, занимающиеся ремонтом, содержанием, техническим обслуживанием жилищного фонда, оказывающие услуги по уборке территорий населенных пунктов, по закладке, обработке и содержанию садов, парков и других зеленых насаждений общего пользования в населенных пунктах, а также по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных, если выручка от оказанных услуг за предшествующий налоговый период составила не менее 70 процентов в общей сумме выручки;
- государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы;
- организации всех организационно-правовых форм, осуществляющие производственную или научную деятельность, со среднесписочной численностью работающих инвалидов более 50 процентов от общей численности работающих по данным отчета за предшествующий финансовый год;
- некоммерческие организации (учреждения) культуры и искусства;
- амбулаторно-поликлинические и больничные учреждения, учреждения скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, учреждения (центры) санитарно-эпидемиологического надзора, диспансеры и детские лечебно-оздоровительные учреждения;
- протезно-ортопедические организации;
- учреждения высшего, общего среднего, средне-специального, начального профессионального образования (ПТУ) и учреждения дополнительного профессионального образования по пчеловодству;
- некоммерческие организации (федерации, советы, общества, ассоциации, союзы, клубы, школы, центры) военно-прикладного характера и оборонной спортивно-технической, физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристской направленности, зарегистрированные в налоговых органах Рязанской области, а также детско-юношеские спортивные школы, детские оздоровительные лагеря, спортивные сооружения, финансируемые из средств социального страхования, профсоюзов, организаций;
- отделения Российского Союза Ветеранов Афганистана, не занимающиеся коммерческой деятельностью;
- центры социальной поддержки;
- центры "Чернобыль и здоровье";
- общественные организации инвалидов;
- организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (за исключением перевозки пассажиров легковыми таксомоторами и автобусами вместимостью до 15 пассажиров включительно) по тарифам за проезд, установленным соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, при условии предоставления мер социальной поддержки по оплате проезда, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Рязанской области;
- организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес выручки от реализации которой за предшествующий налоговый период составил не менее 70 процентов в общей сумме выручки, в отношении самолетов и вертолетов, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, автомобилей легковых, мотоциклов и мотороллеров, автобусов, грузовых автомобилей, не подпадающие под действие подпункта 5 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;
- фонды поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющие реализацию целевых федеральных, областных и муниципальных программ;
- автономные учреждения, осуществляющие на территории Рязанской области деятельность по выполнению работ, оказанию услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Рязанской области в сферах дошкольного образования, дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации в отношении транспортных средств, входящих в состав имущества, закрепленного за ними учредителями на праве оперативного управления, либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителями на приобретение такого имущества, за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителей.
Кроме того, для организаций, осуществляющих международные перевозки грузов, ставка транспортного налога для расчета авансовых платежей и суммы налога по итогам налогового периода уменьшается до 28 рублей (за каждую лошадиную силу) на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) (ст. 10.1 Закона N 68-ОЗ).
Если рязанская организация отвечает приведенным выше требованиям и хочет воспользоваться льготой по уплате транспортного налога, то она должна представить в министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области уведомление в двух экземплярах по установленной форме (раздел III приложения к Закону N 68-ОЗ) в срок не позднее 15 апреля текущего года.
Вновь созданные по истечении первого квартала текущего года организации, отвечающие указанным требованиям, имеют право на налоговые льготы на оставшуюся часть налогового периода. Они представляют уведомление не позднее 10 календарных дней до наступления срока для представления налоговой отчетности по транспортному налогу за первый отчетный период с момента их государственной регистрации.
Уведомление действует до конца календарного года. К нему прилагаются:
- копия налоговой декларации за прошедший налоговый период с отметкой налоговой инспекции о принятии. Копию налоговой декларации не прилагают вновь созданные в текущем налоговом периоде организации;
- копия устава организации;
- отдельные документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение налоговых льгот (копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, установленная действующим законодательством бухгалтерская, статистическая отчетность за предшествующий год (или выписки из указанной отчетности), справки за подписью руководителя и главного бухгалтера организации, претендующей на получение льготы, копии соглашений (договоров) с органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае предоставления налоговых льгот на основании указанных соглашений (договоров)) (пп. 1 п. 1 раздела II приложения к Закону N 68-ОЗ).
Далее, министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области согласовывает применение налогоплательщиками налоговых льгот.
Согласование осуществляется путем принятия уведомления с необходимыми документами министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области и проставлением на уведомлении отметки "принято" (пп. 2 п. 1 раздела II приложения к Закону N 68-ОЗ).
После этого министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области направляет в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Рязанской области информацию о налогоплательщиках, согласовавших уведомления на право получения налоговых льгот, до 1 июня текущего года, а в случае, если организация создана по истечении 1 квартала текущего года, - до конца года (пп. 3 п. 1 раздела II приложения к Закону N 68-ОЗ).
В.Г.Молчанов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер
17 июля 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уплата организациями транспортного налога в Рязанской области (В.Г.Молчанов, Система ГАРАНТ, июль 2010 г.)