Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 25 июня 2010 г. N А54-1343/2010С9
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания 17.06.2010 г. секретарем судебного заседания, при ведении протокола судебного заседания 24.06.2010 г. секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области к Администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области
третье лицо: Муниципальное казенное предприятие "К", Рязанская область г. Кораблино
о признании права собственности на здание и земельный участок с кадастровым номером 62:06:0010412:12
В судебном заседании был объявлен перерыв с 17.06.2010 г. по 24.06.2010 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
при участии в судебном заседании 17.06.2010 г.:
от истца: А.С.С., представитель по доверенности от 26.04.2010;
от ответчика: Ш.С.А., начальник юридического отдела, доверенность N 649 от 15.04.2010;
от третьего лица: не явился, извещен;
при участии в судебном заседании 24.06.2010 г.:
от истца: К.Е.А., представитель по доверенности от 01.03.2010;
от ответчика: Ш.С.А., начальник юридического отдела, доверенность N 649 от 15.04.2010;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил: Администрация муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального казенного предприятия "К", Рязанская область г. Кораблино о признании права собственности.
В судебном заседании 17.06.2010 г. представитель истца заявил ходатайство об отложении судебного заседания для ознакомления с материалами дела.
Представитель ответчика против заявленного ходатайства не возражал.
Ходатайство об отложении судебного заседания судом было рассмотрено и отклонено, в связи с отсутствием оснований для его удовлетворения. Суд счел возможным объявить перерыв в судебном заседании.
В судебном заседании 24.06.2010 г. представитель истца заявил ходатайство об отложении судебного заседания, поскольку представитель Администрации муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области находится в срочной служебной командировке.
Представитель ответчика против заявленного ходатайства не возражал.
Ходатайство об отложении судебного заседания судом было рассмотрено и отклонено, поскольку истцом не представлены документальные доказательства, подтверждающие обоснованность заявленного ходатайства.
Представитель истца поддерживает заявленные исковые требования, просит суд признать право собственности на здание общей площадью 869,5 кв. м., расположенное по адресу: Рязанская область, г. Кораблино, ул. З., д. 2а и на земельный участок площадью 2 090 кв. м. с кадастровым номером 62:06:0010412:12, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания за истцом права собственности.
Представитель ответчика по иску возражает, ссылаясь на то, что объект зарегистрирован за ответчиком на праве собственности, а земельный участок находится в государственной собственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца и ответчика, Арбитражный суд Рязанской области находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено:
Решением Кораблинского районного Совета депутатов муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 19 декабря 2006 г. N 61 было создано муниципальное казенное предприятие "КО", целью создания и предметом деятельности которого является: удовлетворение социально значимых общественных потребностей, упорядочение структуры расчетов за пользование муниципальным жилым фондом, получение прибыли в сфере управления муниципальным жилым и нежилым фондом, сбор платы за наем муниципального жилого фонда, сбор платы за коммунальные услуги, ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией со всеми организациями - поставщиками коммунальных услуг, а также юридическое сопровождение организаций - поставщиков коммунальных услуг.
Постановлением главы администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области N 832 от 28 декабря 2006 г. за муниципальным казенным предприятием "КО" на праве оперативного управления было закреплено имущество муниципальной казны, согласно перечня, прилагаемого к постановлению.
Как пояснил истец, согласно Закона Рязанской области N 225-ОЗ от 28.12.2007 г. "О реализации в Рязанской области положений Федерального законодательства и разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами в состав которых они входят" для осуществления полномочий по организации в границах поселения электро, тепло, газо- и водоснабжения, водоотведения населения, для освещения улиц города Кораблино и обслуживания расположенного на его территории жилого фонда, в собственность городского поселения вместе с коммунальными предприятиями, занимающими административное здание, расположенное по адресу: г. Кораблино, ул. З., д. 2а, должно было быть передано в числе имущества и само здание.
Полагает, что в спорном здании с 1987 года располагалось Кораблинское городское домоуправление, а в 2006 году на базе имеющегося предприятия и имущества по адресу: ул. З., д. 2а, в результате нескольких реорганизаций было создано семь предприятий, три из которых, в том числе МКП "КО", МКП "КВ", МКП "КК" обслуживающие жилой фонд города, и выполняющие те же функции, которые ранее выполняло домоуправление, были переданы в декабре 2007 г. в собственность городского поселения.
Ссылаясь на то, что при разделении, реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом, а следовательно перешло к право на здание, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующих обстоятельств.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно постановления Правительства Рязанской области от 17 сентября 2008 г. N 224 "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области" в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 года N 225-ОЗ "О реализации в Рязанской области положений федерального законодательства о разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят", на основании сводного перечня, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 10 июня 2008 года N 34 (с изменениями от 25 июня 2008 года N 44), Правительство Рязанской области постановило:
1. Утвердить перечни имущества, находящегося в собственности муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области, передаваемого в собственность муниципальных образований:
Кораблинское городское поселение муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области согласно приложению N 1;
2. Установить, что право собственности поселений на имущество, передаваемое в соответствии с настоящим постановлением, возникает с момента подписания передаточных актов, но не ранее 1 января 2009 года.
Согласно Перечня имущества муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области, передаваемого в собственность муниципального образования - Кораблинское городское поселение муниципального образования - Кораблинский муниципальный район (Приложение N 1 к постановлению Правительства Рязанской области от 17.09.2008 N 224) истцу было передано имущество. Из Перечня имущества муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области, передаваемого в собственность муниципального образования - Кораблинское городское поселение муниципального образования - Кораблинский муниципальный район следует, что спорное здание, расположенное по адресу: г. Кораблино, ул. З., д. 2а в данном перечне не указано и, следовательно, данное здание не подлежало передаче истцу, поскольку решение о передаче указанного здания истцу не принималось.
Как следует из Устава муниципального казенного предприятия "КО" муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области (далее - Устава) не содержится записи о том, что данное предприятие является правопреемником Кораблинского городского домоуправления, а также отсутствует запись о том, что данное предприятие является правопреемником МУП "КОР".
Согласно пункту 1.5. Устава имущество предприятия находится в муниципальной собственности муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области.
В соответствии с пунктом 3.2. Устава право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве оперативного управления собственником имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральными законами или не установлено решением собственника имущества о передаче имущества предприятию.
Собственником имущества спорное здание не закреплялось на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием "КО". Данное обстоятельство подтверждается постановлением Главы администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 28 декабря 2006 года N 832 "О закреплении имущества на праве оперативного управления" и приложением к нему, актом приема-передачи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МКП "КО".
Согласно постановления Главы администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 28 декабря 2006 года N 829 "О закреплении имущества на праве оперативного управления" спорное здание закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием "К". Данное обстоятельство подтверждается актом приема-передачи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МКП "К".
В силу положений статей 18 (п. 2), 20 (п.п. 10 п. 1) Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
Поскольку за муниципальным казенным предприятием "К" спорное здание закреплено на праве оперативного управления, муниципальное казенное предприятие "К" на законных основаниях и с согласия собственника имущества муниципального предприятия передало спорное здание в аренду ООО "Н".
Учитывая изложенное, в удовлетворении иска следует отказать.
Довод истца о том, что при разделении, реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом, а значит перешло право на здание судом не принимается по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
На день рассмотрения спора право собственности на административное здание, расположенное по адресу: г. Кораблино, ул. З. , д. 2а, зарегистрировано за муниципальным образованием - Кораблинский муниципальный район, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 06/029/2010-990 от 20.04.10.
Земельный участок площадью 0,209 га под административным зданием находится в государственной собственности и ответчиком не представлено доказательств перехода к нему прав на спорный земельный участок.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих его исковые требования, следовательно в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца. Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, она в бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25 июня 2010 г. N А54-1343/2010С9
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании