В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, Совет депутатов муниципального образования - Клепиковский муниципальный район решил:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития муниципального образования - Клепиковский муниципальный район до 2012 года согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в Информационном бюллетене муниципального образования - Клепиковский муниципальный район.
4. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по соблюдению законности, правопорядка, контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления (председатель В.В.Шатайкин).
Председатель Совета депутатов |
А.И.Просянников |
Глава муниципального образования - |
О.В.Архипочкин |
Программа
социально-экономического развития муниципального образования -
Клепиковский муниципальный район до 2012 года
Введение
Настоящая программа социально-экономического развития Клепиковского района Рязанской области до 2012 года определяется как комплексный план организаторской и политической деятельности районной, городских и сельских органов власти по пути повышения эффективности социальной политики, оздоровления и стабильного развития реального сектора экономики, практического вовлечения в хозяйственный оборот невостребованных ресурсов - производственно-экономических, материальных, налогово-бюджетных.
Общая направленность программы - опора в первоочередном порядке на собственные силы. Наиболее социально и экономически значимые мероприятия Программы, представляющие общий интерес для муниципалитета, области, федеральных структур потребуют совместных целенаправленных действий. Потребуется эффективнее скоординировать в этих целях действия по более широкому использованию в муниципальном образовании разнообразных форм бюджетного инвестирования и средств внебюджетных источников и др.
Программа экономической стабилизации района начинает действовать на этапе переходного периода, когда будет пройдена или проходит пиковая граница экономического и финансового кризиса в стране и в подавляющем большинстве регионов, включая и Рязанскую область.
Динамика ряда показателей за 2008 год области достаточно благоприятна, в то же время имеются отставания по некоторым показателям.
Социально-экономическое положение Рязанской области
в том числе Клепиковского района
Наименование показателей |
2008 год |
|||
Рязанская область |
Клепиковский район |
|||
|
% к 2007 г. |
|
% к 2007 г. |
|
Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций (рублей) |
13307,5 |
127,7 |
8158,4 |
118,4 |
Просроченная задолженность по заработной плате (тыс. рублей) |
41435 |
|
- |
|
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам экономической деятельности по крупным и средним организациям (тыс. рублей): |
118600130 |
122,3 |
203744 |
102,6 |
добыча полезных ископаемых |
1098739 |
113,9 |
18935 |
28,2 |
обрабатывающие производства |
94191388 |
122,7 |
158577 |
154,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
23310003 |
121,2 |
29232 |
101,4 |
Инвестиции в основной капитал (млн. руб.) |
36247196 |
152,3 |
80426 |
71,2 |
Ввод в действие жилых домов (тыс. кв. м.) |
502,9 |
110,1 |
6,1 |
107,0 |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений (ученических мест) |
224 |
|
80 |
|
Ввод в действие газовых сетей (км) |
950,7 |
94,0 |
73,0 |
159,0 |
Продукция сельского хозяйства (млн. рублей) |
26506,2 |
140,5 |
433,3 |
191,0 |
растениеводство |
15400,2 |
148,7 |
317,2 |
244,0 |
животноводство |
11106,0 |
130,5 |
116,1 |
119,5 |
Оборот розничной торговли (млн. руб) |
82794,3 |
140,0 |
1060,2 |
141,0 |
Объем платных услуг населению (млн. руб) |
14712,6 |
103,7 |
47,0 |
91,6 |
Исполнение бюджетов муниципальных образований (млн. руб) |
-1519,7 |
-1245,6 |
-4,3 |
+2,4 |
доходы |
29154,9 |
22393,7 ** |
333,1 |
244,4 ** |
расходы |
30674,5 |
23639,3 ** |
337,4 |
242,0 ** |
* данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Рязанской области
** млн. рублей
1. Общие положения
1.1. Краткая характеристика района
Муниципальное образование - Клепиковский муниципальный район образован 2 марта 1935 года расположен на севере Рязанской области на левобережье реки Оки. Граничит с землями Московской и Владимирской областей. Территория района имеет компактную форму, общая площадь в административных границах составляет 323 586 га. 86% территории покрыта лесом.
Административный центр района - город Спас-Клепики, находится в 77 км от областного центра г. Рязани. В районе проживает 26,9 тыс. человек.
По территории района проходят Горьковская железная дорога, которая связывает р.п. Тума с г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, Московская железная дорога (п. Болонь - ст. Куровская Московской области).
В 1992 году Постановлением Правительства РФ N 235 на базе лесного фонда Клепиковского лесхоза и частично Солотчинского, Криушинского и Тумского лесхозов был создан национальный парк "Мещерский" общей площадью 40771 га. На территории района находятся 11 памятников природы и 17 заказников. Это делает территорию района привлекательной и перспективной с точки коммерческой реализации ее рекреационных возможностей, что обеспечивается и хорошей транспортной доступностью потенциальных мест организации отдыха.
Почвенный покров района отличается большой пестротой и сложностью. Основной фон образуют дерново-подзолистые, глееватые, болотно-подзолистые, дерново-глеевые, болотные низинные и верховые. По механическому составу почвы песчаные и супесчаные, легкосуглинистые и среднесуглинистые. Обладают сильно низкой реакцией почвенного раствора, плохими водно-физическими свойствами. Содержание гумуса колеблется от 0,5% до 1,5%.
Для сельхозпредприятий наиболее пригодными являются осушенные торфяники. Из полезных ископаемых на территории района имеются месторождения глины и сапропеля, стекольного песка, а также большие запасы торфа. Основными водными артериями являются реки Пра, Гусь, Нарма, Колпь. Кроме того, в районе имеется 42 озера, которые в большинстве являются памятниками природы.
В районе один город, одно городское поселение и 273 населенных пунктов. Все они в совокупности образуют единое муниципальное образование, объединяющие два городских поселения и 13 сельских поселений.
В районе в настоящее время функционируют 552 предприятия и организаций разной формы собственности.
По форме собственности: на долю государственной собственности приходится - 5%, муниципальной - 12%, частной - 83%.
Ассортимент промышленных изделий широк и многообразен. Это швейные и трикотажные изделия, лесопиломатериалы, торф, строительные материалы, хлебобулочные изделия.
В районе 35 действующих малых предприятий и 9 средних предприятий, где работает свыше 1500 человек. Основные виды их деятельности - торгово-закупочная, строительные работы, переработка леса и т.д. Наибольший удельный вес в общем реализованной продукции, занимают обрабатывающие производства.
Клепиковский район - это большое хозяйство, требующее постоянного внимания всех органов власти. В его структуре свыше 391,1 км дорог; 12 маршрутных автобусов осуществляющие пассажирские перевозки. Только в муниципальной собственности находится: жилого фонда - 70040,52 кв. м., водопроводных сетей - 105248 км., газовых сетей - 578,15 км.
В районе имеются широкие возможности для достижения устойчивого подъема и повышения социальной ориентированности экономики территории для более полного удовлетворения потребностей и роста благосостояния населения. Проблема устойчивого подъема и всесторонней социальной ориентированности экономики территории ставится основной задачей Программы стабилизации Клепиковского района Рязанской области, образует ее важнейшие задачи и приоритеты.
Суть Программы, ее высокая значимость в последовательном решении задачи ухода от отсталости, постепенной ликвидации последствий кризиса в экономике и финансах всеми возможными средствами, закрепления на постоянной основе наметившихся позитивных перемен, придавая им устойчивые тенденции необратимости.
Показатели экономического и социального развития Клепиковского района
в 2006 - 2012 гг*
млн. руб.
Показателей |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Население, тыс. чел. |
27,4 |
27,2 |
27,0 |
26,7 |
26,4 |
26,1 |
25,9 |
Промышленное производство индекс %: |
82,0 |
84,9 |
94,8 |
96,2 |
99,28 |
100,71 |
101,85 |
добыча полезных ископаемых (млн. рублей) |
42,2 |
67,1 |
18,9 |
15,0 |
15,5 |
16,3 |
17,0 |
Обрабатывающие производства (млн. рублей): |
76,5 |
102,7 |
158,6 |
145,5 |
157,4 |
171,6 |
187,5 |
текстильное и швейное производство |
40,4 |
53,5 |
109,2 |
119,2 |
128,5 |
140,0 |
154,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
25,1 |
40,5 |
35,5 |
10,4 |
10,89 |
11,62 |
12,31 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
3,8 |
|
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,03 |
1,15 |
химическое производство |
7,20 |
8,7 |
13,1 |
15,0 |
17,0 |
19,0 |
20,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (млн. рублей) |
34,0 |
28,8 |
29,2 |
33,7 |
34,5 |
38,33 |
39,0 |
Продукция сельского хозяйства (млн. рублей) |
177,0 |
193,2 |
215,65 |
229,5 |
230,56 |
232,65 |
232,95 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
растениеводство |
128,3 |
125,9 |
135,25 |
167,05 |
168,09 |
170,2 |
170,5 |
животноводство |
48,7 |
67,3 |
80,4 |
62,45 |
62,47 |
62,45 |
62,45 |
Количество малых предприятий (ед) |
34 |
34 |
36 |
30 |
32 |
33 |
34 |
Численность работников на малых предприятиях (тыс. чел.) |
0,81 |
0,84 |
1,1 |
1,1 |
1,12 |
1,22 |
1,3 |
Оборот малых предприятий |
368,6 |
544,9 |
496,2 |
361,9 |
375,0 |
393,8 |
419,25 |
Инвестиции в основной капитал |
111,2 |
158,2 |
118,2 |
120,0 |
105,0 |
120,0 |
180,0 |
Розничный товарооборот |
556,0 |
751,8 |
1085,0 |
1042,0 |
1024,0 |
1105,0 |
1229,0 |
Оборот общественного питания |
29,8 |
30,8 |
36,3 |
39,0 |
42,1 |
45,3 |
49,2 |
Платные услуги |
40,2 |
45,7 |
46,8 |
50,02 |
51,84 |
59,4 |
68,72 |
* 2006, 2007, 2008 г. - отчет, 2009 г. - оценка, 2010 - 2012 г. - прогноз
1.2. Цели и задачи Программы
1. Развитие отраслей и предприятий материального производства - сельского хозяйства, промышленности. Выдвижение головных предприятий, вокруг которых станет возможным эффективнее и недежнее# организовать всю работу по реконструкции социально-экономического обустройства района в интересах населения.
2. Последовательное улучшение системы обеспечения материально-финансового, бюджетного, устойчивого функционирование всех подразделений и участников социально-культурного обслуживания населения.
3. Повышение эффективности взаимодействия на территории всех налогово-финансовых, бюджетных, казначейских и контрольных служб в целях реального обеспечения бюджетного процесса, усиления результативности финансового контроля, проведения в жизнь района экономии в расходовании финансово-бюджетных средств, обеспечение их сохранности.
Программа стабилизации Клепиковского района должна создать предпосылки достижения следующих целей:
а) в сфере повышения уровня жизни населения:
- в ближайшее время - обеспечения условий для социальной безопасности и физического выживания людей;
- в среднесрочном периоде - достижение докризисного уровня жизни;
- в долгосрочной перспективе - приближение уровня качества жизни к показателям индустриально развитых территории страны;
б) в сфере формирования развитой многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики:
- в ближайший период - обеспечение условий для выживания имеющихся производств;
- в среднесрочном периоде - формирование системы базовых институтов инфраструктуры рынка;
в) стимулирование деловой активности реального сектора экономики;
г) обеспечение экономической безопасности, устойчивого и динамичного развития района.
Программа должна определить следующие направления стабилизации в Клепиковском районе - увеличение финансовых ресурсов за счет роста объема производства и услуг на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях и других производственных структурах, развитие туризма и рекреации.
2. Состояние и развитие экономики и финансов района
В обстановке экономического и финансово-бюджетного кризиса в целом по Рязанской области, в Клепиковском районе пошло на убыль производственное использование накопленного экономического потенциала. Регрессивные тенденции затронули все стороны жизнеобеспечения, особенно социальную сферу.
Вместе с тем, благодаря принятым энергичным мерам, указанные тенденции не приняли обвального характера. Процесс стабилизации социально-экономической обстановки в районе проходит медленно, неравномерно.
2.1. Бюджет. Динамика структуры доходов и расходов бюджета
Общее состояние экономики, финансов, бюджета, возможности финансового обеспечения потребностей социально - экономического развития на перспективу объективно прослеживаются в показателях доходов и расходов бюджета Клепиковского муниципального образования.
Некоторые аналитические показатели позволяют проследить тенденции формирования на территории района финансовых ресурсов, которые представляют собой содержательную основу финансовых отношений, образуют в своей совокупности финансовую базу жизнедеятельности и функционирования социальной инфраструктуры. На протяжение# многих лет и в ближайшей перспективе район относится к числу дотационных и дефицитных.
Клепиковский район - одно из тех муниципальных образований, где сегодня и в ближайшей перспективе не может идти речь о финансовой самодостаточности.
Клепиковское муниципальное образование имеет собственный бюджет и, как другие муниципалитеты, наделено правом получать необходимые для его сбалансированности средств из федерального и областного бюджетов.
Бюджетом района закреплены на постоянной основе: налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог, госпошлина, доходы от имущества, находящегося от государственной и муниципальной собственности, плата за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафные санкции, возмещение ущерба.
Регулирующим источником дохода бюджета является налог на доходы с физических лиц.
Бюджет Клепиковского муниципального образования за 2006 - 2008 гг
млн. руб.
Статьи |
2006 г. |
2007 г |
2008 г. |
Динамика |
|||||||||
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
план |
факт |
% |
2007/06,% |
2008/07,% |
|||
план |
факт |
план |
факт |
||||||||||
Доходы |
168,2 |
168,9 |
100,4 |
240,3 |
244,4 |
101,7 |
329,8 |
333,1 |
101 |
142,8 |
144,7 |
137,2 |
136,3 |
Расходы |
173,2 |
166,6 |
96,2 |
244,7 |
242 |
98 |
341,5 |
337,4 |
98,8 |
141,3 |
145,2 |
139,6 |
139,4 |
Дефицит |
-5 |
2 |
|
-4,4 |
2,4 |
- |
-11,7 |
-4,3 |
35,9 |
|
|
|
|
Бюджету района выделялась помощь из областного бюджета в виде дотаций.
Финансовая помощь из областного бюджета
Финансовая помощь |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Млн. рублей |
122,4 |
166,1 |
240,4 |
в % к доходам |
72,5 |
68 |
72,2 |
Доходы бюджета района состоят из налоговых и неналоговых платежей, а также безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов.
Структура дохода бюджета района (%)
Доходы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Налоговые |
21,1 |
18,2 |
17,6 |
Неналоговые |
4,2 |
11,1 |
8,1 |
О финансовой нестабильности производства свидетельствует тот факт, что многие предприятия, которые ранее работали рентабельно и регулярно рассчитывались с бюджетом по платежам, теперь не имеют достаточно средств для приобретения сырья и материалов, выполнения расчетов за оказанные услуги, финансирование развития своей производственной базы и, как результат, становятся убыточными, числятся недоимщиками по платежам в бюджет.
Многие предприятия, уходя от налогообложения, переоформляются в малые предприятия, скрывая заработную плату работникам, лишая бюджет поступления подоходного налога.
В связи с проводимыми федеральными органами экспериментам освобождены от налогообложения земли занятые лесами и дорогами областного и федерального значения. Соответственно с 2007 года в бюджет района не стало поступать свыше 10 млн. рублей.
Доходная база бюджета района недополучает значительные ресурсы, несет потери из-за несовершенства налогового законодательства, неэффективности сложившийся# налоговой системы и по другим субъективным факторам.
По действующему законодательству, расположенные в районе структурные подразделения, головные организации которых находятся в других субъектах, налог на прибыль платят по месту нахождения своих головных организаций. Прибыль они формируют на территории района, а соответствующий налог уплачивают по месту регистрации головной организации. Область от этого практически ничего не теряет, а для района это могло бы составить сотни тысяч рублей дополнительных источников бюджетных доходов ежегодно.
В результате проведенной работы в 2008 году со структурными подразделениями, имеющими стационарные рабочие места на территории Клепиковского муниципального района, в бюджет района привлечено дополнительно налога на доходы физических лиц в сумме 542.7 тыс. руб (ТД "Барс", ОАО "СУ-2").
Состав и структура доходной части бюджета за 2006 - 2008 гг
млн. руб.
Виды доходов |
Исполнено |
Оценка |
||||
на 01.01.2007 |
уд. вес, % |
на 01.01.2008 |
уд. вес, % |
на 01.01.2009 |
уд. вес, % |
|
Налоговые доходы (расписать) всего: |
35,7 |
21,1 |
44,5 |
18,2 |
58,5 |
17,6 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Налог на доходы физических лиц |
26,2 |
15,5 |
34,0 |
13,9 |
44,5 |
13,4 |
Налоги на совокупный доход |
4,4 |
2,6 |
4,8 |
2,0 |
5,1 |
1,5 |
Налога на имущество |
2,7 |
1,6 |
3,9 |
1,6 |
6,4 |
1,9 |
Госпошлина |
1,8 |
1,0 |
1,6 |
0,7 |
2,5 |
0,8 |
Задолженность по отмененным налогам и сборам |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
Неналоговые доходы (расписать }всего: |
7,0 |
4,1 |
27,2 |
11,1 |
27,1 |
8,1 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Доходы от использования муниципального имущества |
3,9 |
2,4 |
7,6 |
3,1 |
9,5 |
2,8 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
0,1 |
0 |
0,2 |
0 |
0,1 |
0 |
Доходы от оказания платных услуг |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,2 |
0,1 |
2,3 |
0,9 |
1,9 |
0,6 |
Штрафы |
1,2 |
0,7 |
2,1 |
0,9 |
4,0 |
1,2 |
Прочие неналоговые доходы |
1,2 |
0,7 |
18,1 |
7,4 |
11,1 |
3,3 |
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
- |
|
-3,5 |
-1,4 |
- |
- |
Безвозмездные перечисления |
122,3 |
72,4 |
166,1 |
68,0 |
240,4 |
72,2 |
Итого доходов: |
169,0 |
|
244,4 |
|
333,1 |
|
Справочно: доходы от предпринимательской деятельности |
4,0 |
2,4 |
6,6 |
2,7 |
7,1 |
2,1 |
В торговых, коммерческих организациях, как правило, ведется "двойная" бухгалтерия. В чеках на отпускаемые товары показываются заниженные суммы, не выписываются квитанции, не выбиваются чеки на отпускаемые товары и оказанные услуги. У одного предпринимателя две организации, работники числятся в двух организациях как совместители на неполном рабочем дне.
По многим предприятиям в отчетности отражается только часть заработка, якобы выданного работникам через бухгалтерию. Особенно это касается торговых точек и предприятий малого бизнеса, где дополнительные выплаты работникам производятся неофициально, из сокрытой выручки и, следовательно, подоходным налогом не облагается.
Изложенные выше примеры факторов, сокращающих налоговую базу доходов бюджета, нередко побуждают район вставать на путь нахождения неналоговых доходов, чтобы свести концы с концами. Это далеко не всегда экономически и социально оправдано.
Поступление в бюджет всех уровней налогов и сборов
|
2007 год |
2008 год |
2009 год (прогноз) |
|||
|
всего поступлений |
% |
всего поступлений |
% |
всего поступлений |
% |
всего: |
201,9 |
100 |
270,5 |
100 |
223,3 |
100 |
- федеральный |
43,8 |
22 |
9,4 |
3 |
8 |
3,6 |
- областной |
86,3 |
43 |
175,5 |
65 |
150,2 |
67,3 |
- местный |
71,8 |
35 |
85,6 |
32 |
65,1 |
29,1 |
Резервом выполнения доходной части остается налоговая недоимка.
Значительная недоимка около миллиона рублей числится за предприятиями сельского хозяйства, которые реорганизованы, находятся в стадии банкротства, не осуществляют хозяйственную деятельность и оставили лишь долги по налогам перед районным бюджетом.
По данным налоговой инспекции недоимка по местным налогам по состоянию на 01.01.2009 г. составляет 6,9 млн. рублей. Чтобы проанализировать эти данные и адресно поработать с каждым недоищимком# нам нужны списки с указанием конкретных сумм. Однако нам неоднократно было отказано налоговой инспекцией, ссылаясь на налоговую тайну. Вывод напрашивается сам собой - этой суммы не существует и налоги начислены не правильно.
Одним из основных резервов увеличения доходной части бюджета является обязательная регистрация и постановка на учет введенных в эксплуатацию жилых домов, гаражей, квартир и других строений, а также строящихся объектов. По данным бюро технической инвентаризации не все объекты налогообложения имеют инвентаризационную оценку, в связи, с чем не привлекаются к налогообложению и бюджет недополучает налог на имущество. За счет инвентаризации всех земель и межевания земельных участков, проведения разграничения невостребованных земельных паев из земель находящихся в общей долевой собственности и передаче их реальным товаропроизводителям, начисления и поступлений земельного налога возможно увеличение доходной части бюджетов, как городских, так и сельских поселений. Поэтому главам городских и сельских поселений имея собственные бюджеты в 2009 году, необходимо в первую очередь усилить работу по данному вопросу и провести все мероприятия, получить солидную отдачу в получении денежных средств.
Прирост неналоговых доходов происходит, в основном, за счет реализации муниципального имущества, земельных участков, нематериальных активов. Но это не может продолжаться бесконечно. Существует один приемлемый способ наращивать доходы бюджета - укреплять в районе налоговую базу.
Динамика структуры расходов бюджета района
Распределение расходов по отраслевым направлениям выглядит следующим образом
Анализ исполнения бюджета по видам расходов
млн. руб.
Виды расходов |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||
назначено |
исполнено |
назначено |
исполнено |
назначено |
исполнено |
|
Всего расходов, в том числе на: |
173,2 |
166,6 |
244,7 |
242 |
341,5 |
337,4 |
Образование |
72,4 |
72,2 |
99,7 |
99,4 |
162,0 |
161,5 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
41,8 |
43,3 |
40,7 |
41,1 |
47,4 |
47,9 |
Культура |
12,6 |
12,5 |
16,5 |
16,5 |
22,4 |
22,4 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
7,3 |
7,5 |
6,7 |
6,8 |
6,5 |
6,6 |
Здравоохранение |
29,0 |
28,8 |
39,8 |
39,0 |
51,9 |
50,6 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
16,7 |
17,3 |
16,3 |
16,1 |
15,2 |
15,0 |
Физическая культура |
0,5 |
0,5 |
1,6 |
1,5 |
1,1 |
1,1 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
0,3 |
0,3 |
Социальная политика |
11,5 |
6,7 |
19,8 |
19,6 |
19,3 |
18,0 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
6,6 |
4,0 |
8,1 |
8,1 |
5,6 |
5,3 |
Государственное управление |
33,4 |
32,6 |
36,0 |
35,0 |
41,2 |
40,9 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
19,3 |
19,5 |
14,7 |
14,5 |
12,1 |
12,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
9,7 |
9,3 |
24,4 |
24,2 |
29,9 |
29,2 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
5,6 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
8,7 |
8,6 |
Сельское хозяйство |
3,7 |
3,6 |
6,0 |
6,0 |
13,0 |
13,0 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
2,1 |
2,1 |
2,4 |
2,5 |
3,8 |
3,8 |
Национальная оборона |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
ГО и ЧС |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
- |
- |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
0,06 |
0,06 |
0,1 |
0,1 |
|
|
В первую очередь, район должен финансировать защищенные статьи расходов: заработную плату с начислениями, другие социальные и компенсационные выплаты населению, расходы на питание, приобретение медикаментов, создание минимальных резервных фондов. Наибольшие суммы приходятся на образование, здравоохранение, социальную политику, удельных вес которых в общей сумме расходов составляет:
Удельный вес социальных расходов в общей сумме расходов (%)
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Образование |
41,7 |
41,1 |
47,9 |
Здравоохранение |
16,9 |
23,0 |
15,3 |
Социальная политика |
3,9 |
11,1 |
5,0 |
Культура |
7,2 |
9,3 |
6,6 |
Проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений образования. Общий объем направленных средств в 2008 году - 41,4 млн. рублей. В текущем году введена в эксплуатацию Спиринская школа.
Динамика структуры расходов бюджета за 2006 - 2008 гг. (%)
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Государственное управление и местное самоуправление |
19,6 |
14,5 |
12,1 |
Сельское хозяйство |
2,2 |
2,5 |
3,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
5,5 |
9,9 |
8,6 |
Образование |
43,4 |
41,1 |
47,9 |
Культура |
7,5 |
6,8 |
6,6 |
Здравоохранение и физическая культура |
17,6 |
16,7 |
15,4 |
Социальная политика |
4 |
8,1 |
5,3 |
Прочие |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
Учреждения "Здравоохранения" финансируются из двух основных источников, средств муниципального бюджета, а также средств Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования.
Соотношения удельного веса средств РОФОМС и бюджетного финансирования за 2008 год составило 33,5% и 66,5%.
На содержание учреждений "Здравоохранения" из районного бюджета было направлено 51,9 млн. рублей или 127% к уровню прошлого года.
Приоритетными направлениями в данной отрасли являлось обеспечение учреждений здравоохранения медикаментами и питанием. Кроме того, на укрепление материально-технической базы лечебных учреждений в 2008 году было направлено 5075 млн. рублей (ремонт, приобретение оборудования и т.д.).
Большое внимание в 2008 году уделялось вопросам финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Расходы по данной отрасли составили 29,2 млн. рублей.
Прогноз бюджета до 2012 года
тыс. руб.
Годы |
Доходы, всего |
из них |
Расходы |
Дефицит |
|||||
Финансовая помощь из областного бюджета |
Средства местного бюджета в общем объеме доходов консолидированного бюджета |
||||||||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
сумма |
уд. вес |
||||||
сумма |
уд. вес |
сумма |
уд. вес |
||||||
2009 |
287732 |
207689,6 |
72,2 |
207689,6 |
72,2 |
81902 |
28,5 |
296209 |
-8477 |
2010 |
311625 |
243625 |
78,2 |
245700 |
74,0 |
68000 |
21,8 |
318425 |
-6800 |
2011 |
332807 |
260107 |
78,2 |
262107 |
78,7 |
72700 |
21,8 |
340077 |
-7270 |
2012 |
354442 |
277042 |
78,2 |
278945 |
78,7 |
77400 |
21,8 |
362182 |
-7740 |
Подытоживая в целом характеристику состояния и развития экономики и финансов Клепиковского района целесообразно выделить план мероприятий, которые несомненно, будут продолжаться и после 2012 года:
1. Прогрессивное развитие отраслей и предприятий материального производства, особенно тех, которые позволят ускорить наращивание собственной налогово-бюджетной базы; для максимально возможного повышения степени потребностей социально-экономического развития, благосостояния населения.
2. Внести предложения в вышестоящие органы о совершенствовании и пересмотре действующих на территориях налоговой системы.
3. Состояние и развитие социальной сферы
Программа имеет своей конечной целью дальнейшее усиление по восходящей линии социальной ориентированности экономики и финансов.
В обстановке общей экономической нестабильности, сохраняющихся разрушительных последствий экономического кризиса в районе активно проводилась и проводится работа по социальной защите населения. Проводится жесткий контроль за своевременной выплатой заработной платы работникам бюджетной и сферы, а также предприятий разной формы собственности находящихся на территории района. При администрации создана комиссия по осуществлению контроля за своевременной и полной выплатой заработной платы и обеспечения полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет района. Задачей комиссии является определение приоритетных направлений по обеспечению защиты трудовых прав граждан в части своевременной и полной выплаты заработной платы, легализации доходов физических лиц.
Растет обеспеченность населения жильем: в среднем на одного жителя общая площадь составляет: 26,5 кв. м/чел. в 2000 году и 35,4 кв. м./чел. в 2008 году. Также 6,1 тыс. кв. м. введено в действие жилых домов с учетом индивидуального строительства. В 2009 году 33 семьи улучшили свои жилищные условия с помощью адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда" в с. Екшур.
Проводимая социально-экономическая политика состоит не только в накоплении финансовых ресурсов. Не менее важно, а может быть и более значимо, определить эффективные направления вложения средств, с тем, чтобы налогоплательщики, наши жители ощутили на себе реальное улучшение жизни.
В этой связи, предстоит не только реформировать коммунальное хозяйство, как сферу, через которую власть в определенной мере контактирует с населением, но и как производство, оказывающее непосредственные услуги населению. Сегодняшнее состояние коммунального хозяйства можно поддержать и сохранить в руках единой управляющей компании. Это ведь огромный и может быть внешне не заметный хозяйствующий субъект, площадь обслуживаемого жилищного фонда которого составляет 229 тысяч кв. м. Все это создает еще один дополнительный фактор напряженности исполнения бюджета.
Свыше 47% всех расходов бюджета района составляют ассигнования на содержание сети учреждений образования. Сеть учреждений образования продолжает функционировать в полном объеме. В. 2008 году в с. Спирино открылась новая школа на 80 учебных мест. Сейчас положение несколько выправляется, и бюджет района, хотя и исполняется с большим напряжением, неукоснительно проводит линию на бесперебойное, без задержек и проволочек, финансирование минимальных потребностей отрасли. Свыше 140 млн. рублей потребуется на строительство школы на 132 учащегося в с. Криуша.
Сказанное выше в полной мере можно отнести и к другим отраслям социальной сферы района. Учреждения здравоохранения, по некоторым принципиальным параметрам своего функционирования, фактически находятся в режиме "голодного пайка" (расходы на питание, медикаменты и др.). Не позднее 2011 года планируется строительство инфекционного корпуса МУЗ "Клепиковская ЦРБ".
В соответствии с соглашением о социально-культурном сотрудничестве, начиная с 2010 года, будет осуществляться реконструкция кинотеатра в г. Спас-Клепики с танцполом, дискотекой, молодежным кафе и детской игровой комнатой. Также будут отремонтированы бани в г. Спас-Клепики и с. Екшур, с предоставлением льгот для социально-незащищенных категорий населения.
Программа не ориентирует социальную сферу на традиционно известные, но социально неприемлемые для населения меры снятия финансовой напряженности (относительное ограничение объемов предоставляемых услуг, повышение тарифов, платности и т.д.). Решение этой стратегической задачи органически увязывается с реализацией намечаемых в Программе мероприятий по упрочению материально-финансовой и налогово-бюджетной базы, созданию необходимых экономических предпосылок для повышения благосостояния населения, улучшению социально-культурного обслуживания его многогранных потребностей.
Программа Клепиковского района Рязанской области по мере ее осуществления будет создавать более благоприятные условия для активизации работы служб безопасности, улучшения положения дел с трудоустройством и сокращением безработицы. Оздоровление и развитие агропромышленного сектора экономики, промышленности и других отраслей будут сопровождаться образованием новых рабочих мест, улучшением условий труда и быта. По данным на 1 января 2009 года состояние рынка труда можно охарактеризовать как удовлетворительное, не выходящее за критическую черту.
Состояние рынка труда (на 01.01.2009 г.)
Состояло на учете в поисках работы, |
263 |
из них безработных, получающих пособие |
244 |
Уровень безработицы, в % |
2,5 |
На 2009 год прогнозируется уровень безработицы - 2,0%.
Социальное развитие
Показатели |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Численность населения, тыс. чел. |
27,5 |
27,2 |
26,9 |
26,7 |
26,4 |
26,1 |
25,9 |
В том числе в трудоспособном возрасте |
4739 |
4772 |
4760 |
4753 |
4716 |
4723 |
4809 |
Количество безработных (на конец года): |
214 |
192 |
244 |
265 |
250 |
232 |
230 |
тыс. чел. в % к трудоспособному населению |
4,5 |
4,0 |
5,1 |
5,6 |
5,3 |
4,9 |
4,8 |
Обеспеченность населения жильем - общая жилая площадь, кв. м. на душу |
31,0 |
33,0 |
35,4 |
38,0 |
39,0 |
40,0 |
41,0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м. общей площади (по годам) |
5,4 |
5,7 |
5,8 |
5,9 |
6,0 |
6,2 |
6,4 |
4. Состояние и развитие реального сектора
4.1. Сельское хозяйство
Одно из приоритетных мест в мерах финансового оздоровление агропромышленного комплекса объективно принадлежит сельскому хозяйству. В 90-е годы больше других пострадало ведущее направление сельскохозяйственного производства - животноводство, в первую очередь, молочное, С 1992 года большой урон был нанесен кормовой базе. Резко сократились посевные площади.
Финансовая эффективность сельскохозяйственного производства в районе весьма типична и для региона в целом. Из 11 хозяйств в 2008 году лишь пять были рентабельными. Здесь в немалой степени проявляется отсутствие по вертикали целенаправленной политики по отношению к отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Местными властными структурами предпринимаются максимально возможные меры по выравниванию положения в сельском хозяйстве.
Однако, переломить кардинальным образом крайне неблагоприятную ситуацию в сельском хозяйстве района, практически, без реальной помощи со стороны вышестоящих структур, пока не удается.
В 2008 году обстановка в сельском хозяйстве района осталась практически на уровне 2007 года. Урожайность зерновых культур составила 10,4 ц или на 5,6 ц больше прошлого года. Ожидаемая урожайность картофеля составит около 300 ц, или уровень прошлого года. Продолжающаяся в сельхозпредприятиях процедура банкротства, отсутствие надлежащего хозяйственного подхода к выделению паевых земель не позволяет динамично развиваться и отрасли животноводства. В настоящее время в районе 1251 голов крупного рогатого скота и на 401 голову меньше. Уменьшение поголовья коров повлияло на снижение валового производства молока. Валовое производство молока сократилось на 241 тонну и составляет 1415 тонн
Распределение земель, млн. га
Категории земель/годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Земли сельскохозяйственных предприятий и граждан |
130079 |
130079 |
130079 |
130079 |
Земли, населенных пунктов |
12330 |
12330 |
12330 |
12330 |
Земли промышленности, транспорта и иного назначения |
3799 |
3799 |
3799 |
3799 |
Земли особо охраняемой территории |
65610 |
65610 |
65610 |
65610 |
Земли лесного фонда |
103866 |
103866 |
103866 |
103866 |
Земли водного фонда |
5755 |
5755 |
5755 |
5755 |
Земли земельного запаса |
2396 |
2396 |
2396 |
2396 |
итого: |
323835 |
323835 |
323835 |
323835 |
В связи со сменой собственников расширяют свою хозяйственную деятельность и успешно работают ООО "Андроновское". Заготовили корма на зимнее - стойловое содержание с учетом увеличения поголовья. В настоящее время имеется уже в наличии 309 голов крупного рогатого скота. Приобретается новая сельскохозяйственная техника, посеяли 300 га озимых культур, поднята зябь на площади 350 га, восстанавливают две животноводческие фермы на 200 и 250 голов.
В 2009 году получены субсидии за реализованную сельскохозяйственную продукцию, возмещение части затрат на дизельное топливо и средства защиты растений, уплату процентов по кредитам.
Администрацией района поставила перед отделом сельского хозяйства, сельхозпредприятиями задачу: не нарушать воспроизводство стада, т.е. не допустить сокращение поголовья коров и молодняка крупного рогатого скота.
Производство важнейших видов продукции
на территории Клепиковского района
по отрасли: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство
Виды продукции |
Единицы измерения |
Фактический выпуск продукции |
Прогнозируемый выпуск (с учетом выполнения Программы) |
|||||||
2006 |
2007 |
2008 |
Темпы роста % (падения) 2008/2007 |
2010 |
2011 |
2012 |
Темпы роста (падения), % |
|||
2012 год к 2006 году |
2012 год к 2008 году |
|||||||||
Молоко |
тонн |
2841 |
2018 |
1933 |
95,8 |
1500 |
1500 |
1500 |
52,8 |
77,6 |
Мясо |
тонн |
321 |
246 |
184 |
74,8 |
190 |
190 |
190 |
59,2 |
103,3 |
Зерно |
тонн |
1003 |
300 |
66 |
22,0 |
564 |
564 |
564 |
56,2 |
8,5 р. |
Картофель |
тонн |
1380 |
2939 |
9978 |
339,5 |
11263 |
11300 |
11400 |
8,2 р. |
114,2 |
Экспликация земель (по сельхозпредприятиям и КФХ)
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
С/угодия, всего (га) |
45449 |
45092 |
43739 |
в т.ч.: |
|
|
|
- пашня |
20133 |
20076 |
18727 |
- сенокосы |
6801 |
6591 |
6592 |
- пастбища |
18203 |
18113 |
18108 |
- залежи |
312 |
312 |
312 |
Из 18727 га в собственности находится - 15048 га, в аренде - 2772 га, в пользовании - 593 га. Используется пашня только на 27% и составляет 5104 га, в том числе 140 га - под зерновыми культурами, 456 га - под картофелем, 4508 га - кормовые культуры.
4.2. Промышленность
Состояние промышленных предприятий района - экономическое, финансовое подвержено тем же общим тенденциям экономики переходного периода, переживающего период кризиса.
Вместе с тем есть свои особенности и специфика, весьма характерные для территориального образования низового звена. Как уже отмечалось выше, на территории района функционирует 9 предприятий, на долю которых приходится свыше 60% всей промышленной продукции, выпускаемой в районе. Все они разноплановые, со своей индивидуальной спецификой и особенностями и по производственным технологиям, и по ведомственной, отраслевой принадлежности, уровням административно-территориальной подчиненности. Это крайне затрудняет проведение в районе единой промышленной политики - технико-экономической, инвестиционной, финансово-кредитной, координирование стабилизационной деятельности в едином промышленном комплексе, что, к примеру, объективно возможно для предприятий сельского хозяйства.
Администрации района не всегда удается подобрать к таким предприятиям "ключи". Более эффективные результаты совместной стабилизационной работы достигаются по предприятиям районного ведения.
Отраслевая структура продукции промышленности (%)
Отрасли |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Обрабатывающие производства - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
27,1 |
16,9 |
16,1 |
16,2 |
16,3 |
16,4 |
16,5 |
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
химическое производство |
4,7 |
5,3 |
7,1 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
5,0 |
текстильное и швейное производство |
25,9 |
23,9 |
46,4 |
51,1 |
49,9 |
49,4 |
48,8 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
16,5 |
19,8 |
19,6 |
17,0 |
17,8 |
17,9 |
18,0 |
добыча полезных ископаемых |
25,0 |
33,6 |
10,4 |
10,5 |
10,6 |
10,7 |
11,0 |
Производство важнейших видов продукции (%)
(в натуральном выражении)
Виды продукции |
2006/2005 |
2007/2006 |
2008/2007 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
|
||
Распиловка и строгание древесины; пропитка древесины |
85,7 |
75,4 |
6,9 |
пиломатериалы |
48,5 |
37,8 |
6,3 |
Производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий |
|
|
|
блоки дверные |
90,9 |
22,7 |
в 2,5 р. |
блоки оконные (поддоны деревянные) |
30,8 |
- |
101,0 |
Производство отдельных видов текстильной и швейной продукции | |||
Текстильное производство |
|
|
|
трикотажные изделия |
126,3 |
139,1 |
96,1 |
Производство одежды |
|
|
|
костюмы рабочие и специального назначения |
55,9 |
98,5 |
86,7 |
брюки, рукавицы |
170,0 |
40,0 |
- |
куртки ватные |
83,8 |
56,5 |
28,6 |
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении:
лесообрабатывающий комплекс
Виды продукции |
Ед. измерения |
Фактический выпуск продукции |
Прогнозируемый |
|||||||
2006 г |
2008 г |
темп. роста (падения) 2008/2006 |
2009 г |
2010 г |
2010 г |
2012 г |
Темп роста (падения), % |
|||
2012 к 2006 гг |
2012 к 2008 гг |
|||||||||
Деловая древесина |
тыс. плот. куб. м. |
33,6 |
25,0 |
74,4 |
25,0 |
25,2 |
26,0 |
26,2 |
78 |
104,8 |
В 2010 году планируется ввод нового лесоперерабатывающего предприятия ООО "Техноцентр", которое находится на ст. Пилево.
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении:
товары народного потребления
Виды продукции |
Ед. измерения |
Фактический выпуск продукции |
Прогнозируемый |
|||||||
2006 г |
2008 г |
темп. роста (падения) 2008/2006 |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
Темп роста (падения), % |
|||
2012 к 2006 гг |
2012 к 2008 гг |
|||||||||
Вата гигроскопическая |
тн. |
774,7 |
500,2* |
64,6 |
770,0 |
820,0 |
940,0 |
980,0 |
133,0 |
196,0 |
Швейные изделия |
тыс. шт. |
47,1 |
42,0 |
89,2 |
35,0 |
35,8 |
42,0 |
43,5 |
92,3 |
103,6 |
* Спад производства произошел из-за реорганизации ООО "Ватная Фабрика "Клепики".
Как видно из представленных таблиц, спад объемов промышленного производства в 2008 году произошел из-за реорганизации ООО "Ватная Фабрика "Клепики". ОАО "Тумская швейная фабрика" снизила объемы из-за недостатка заказов.
Как выше обращалось внимание, реальному проведению в жизнь согласованных мер и требований Программы препятствует не только ведомственная разобщенность предприятий, но и нынешняя неуправляемость финансовой системой на местах.
Объемы промышленного производства по предприятиям
N п/п |
Наименование предприятия |
Объем отгруженных товаров собственного производства в фактических ценах тыс. руб. |
||
2008 год |
2007 год |
темп роста |
||
1 |
Торфопредприятие Мещерское |
18875 |
57415 |
33,0 |
2 |
МКП КРЭК |
16053 |
14557 |
110,3 |
3 |
МКП Клепиковское ЖКХ |
8882 |
14531 |
61,0 |
4 |
МУП ЖКХ "Жилкомобслуживание" |
3435 |
- |
- |
|
Прочие услуги |
223 |
141 |
158,1 |
5 |
ОАО "Рязлеспромхоз" |
35509 |
29684 |
119,6 |
6 |
Фил. редакция "Новая Мещера" |
805 |
674 |
119,4 |
7 |
ЗАО "Тумская швейная фабрика" |
14527 |
12149 |
119,6 |
8 |
ОАО "Ватная фабрика" |
9534 |
13284 |
71,7 |
9 |
ООО ВФ "Емельян Савостин" |
59900 |
- |
- |
|
Прочие химические производства |
13147 |
7264 |
181,0 |
|
итого: |
180890 |
149699 |
120,8 |
В 2009 году произошла реорганизация торфопредприятия "Мещерское", на базе которого образовалось предприятие ООО "Торфяное". Примером реальной работы согласованных действий является четырехстороннее соглашение между Правительством Рязанской области, муниципальным образованием - Клепиковский муниципальный район, ООО "Плафен", ООО "Торфяное". Прогнозный объем инвестиций составляет - 487,6 млн. рублей, добыча торфа до 200 тыс. тонн в год с последующей его глубокой переработкой и поставкой продукции агропредприятиям, населению кооммунально-бытовым организациям. Реализация инвестиций будет осуществляться в три этапа:
- на первом этапе в 2009 году на сумму 56,6 млн. руб.;
- на втором этапе в 2010 году на сумму 231,4 млн. руб.;
- на третьем этапе в 2011 году на сумму 199,6 млн. руб.
Предприятие будет вводить технологическое оборудование по глубокой переработке торфа и организовывать выпуск грунтов на торфяной основе, топливных брикетов, гуминовых кислот, топливных торфяных пелетов, торфяных гранул, торфо-супропелевых удобрений и лечебных грязей.
Общим явлением для промышленных предприятий района является то, что в целом, сохраняется регрессивная динамика состояния материально-технической базы производства.
Дебиторская и кредиторская задолженность предприятий
тыс. руб.
|
на 01.01.2007 г |
на 01.01.2008 г. |
на 01.01.2009 г. |
Дебиторская задолженность |
49112 |
67190 |
68757 |
Кредиторская задолженность |
101535 |
130458 |
110209 |
Финансовые возможности научно-технического прогресса в сфере материального производства резко ограничиваются нынешней налоговой системой, которая своей односторонней фискальной направленностью, громоздкостью подавляет процесс оживления производства, лишая тем самым материально-финансовую базу бюджета.
Данные и# финансовом состоянии предприятий Клепиковского района
млн. руб.
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Прибыль предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность |
1,2 |
1,6 |
9,5 |
Амортизация |
12,3 |
19,2 |
30,6 |
Привлеченные средства |
54,2 |
92,0 |
40,3 |
Итого: |
67,7 |
112,8 |
80,4 |
Сохраняющаяся на многих предприятиях финансовая нестабильность не позволяет поддерживать на достаточном уровне их инвестиционную активность.
Малое предпринимательство
Малое предпринимательство охватывает практически все отрасли экономики, ежегодно увеличивая объемы производства продукции, работ и услуг. В малых предприятиях и организациях занято свыше 1074 человека.
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении:
строительные материалы
Виды продукции |
Ед.измерения |
Фактический выпуск продукции |
Прогнозируемый |
|||||||
2006 г |
2008 г |
темп. роста (падения) 2008/2006 |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
Темп роста (падения), % |
|||
2012 к 2006 гг |
2012 к 2008 гг |
|||||||||
Кирпич |
млн. усл. кирпичей |
1,4 |
1,6 |
114,3 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
2,0 |
114,3 |
125,0 |
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении:
изделия трикотажные
Виды продукции |
Ед. намерения |
Фактический выпуск продукции |
Прогнозируемый |
|||||||
2006 г |
2008 г |
темп. роста (падения) 2008/2006 |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
Темп роста (падения), % |
|||
2012 к 2006 гг |
2012 к 2008 гг |
|||||||||
Изделия трикотажные |
тыс. штук |
58,4 |
80,3 |
137,5 |
79 |
80 |
90 |
120 |
142,1 |
149,4 |
Приведенные цифры свидетельствуют об устойчивой положительной динамике развития малого предпринимательства.
4.3 Туризм и рекреация
Район имеет благоприятные условия для развития рекреации и туризма, что обусловлено, прежде всего, богатым историко-культурным наследием территории, своеобразием природы, близостью к столице и относительно хорошей транспортной доступностью. Здесь находится Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Мещерский". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению обязательства Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г." пойма реки Ока и участок поймы реки Пра в пределах национального парка "Мещерский" включены в список находящихся на территории Российской Федерации водно-болтных# угодий, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц.
На территории района существуют турбаза, 2 детских оздоровительных лагеря, 2 базы охотхозяйства. Река Пра с большим количеством стариц и протоков - имеет большой потенциал для организации познавательного и водного туризма.
Также, в юго-восточной части района, частично располагается Окский биосферный государственный природный заповедник. На его территории запрещена рекреационная деятельность и туризм, но возможно проведение экскурсий по маршрутам, проложенным по территории заповедника.
В настоящее время в районе разработана схема территориального планирования муниципального образования "Клепиковский муниципальный район" Рязанской области. Прошли публичные слушания и схема находится на согласовании. Она состоит из Положения о территориальном планировании и соответствующих карт (схем), а также содержит материалы по обоснованию проекта.
В задачи территориального планирования Клепиковского муниципального района входит и задачи в сфере туризма и рекреации, а именно:
- содействие развитию туристической инфраструктуры;
- развитие транспортной инфраструктуры, для улучшения доступности к объектам историко-культурно-природного наследия;
- организация новых туристических маршрутов, в том числе совместно с другими районами Рязанской области;
- содействие частному сектору в создании туристической инфраструктуры;
- развитие новых видов туризма (сельский, экологический, научный);
- увеличение туристического потока, как за счет жителей Рязанской области, так и за счет других регионов России.
Зоны рекреационного освоения будут частично входить в границы Мещерского национального парка. К таким зонам также относятся прибрежные территории рек, активно задействованы, в первую очередь, в маршрутах водного туризма.
В настоящее время на территории района возможно развитие следующих видов туризма: охота, рыбалка, экологический, культурно-познавательный, сельский, водный, научный, спортивный.
Охота на территории района обеспечивается 6 отдельными охотничьими хозяйствами: Клепиковским, Ивановским, "Мещера", Часловским, Тумским и Криушинским.
Рыбалка на озерах и реках Мещеры давно привлекает большое количество туристов. На территории района существует ряд баз отдыха, включающих рыбалку в список предоставляемых туристических услуг.
Развитие экологического туризма, как безопасной формы эксплуатации природных ресурсов, обуславливается благоприятной экологической ситуацией в районе и наличием особо охраняемых природных территорий.
Перспективы развития культурно-познавательного туризма связаны с наличием архитектурных, исторических и археологических памятников.
Возможна организация сезонного сельского туризма. Этот вид туризма связан с горожанами, которые на летний период снимают дома в сельской местности и нанимаются на временную работу в сельскохозяйственные предприятия или в фермерские хозяйства. Организация такого вида отдыха возможна в поселениях района, где имеется достаточное количество свободных домов и благоприятные природные условия. Такая возможность имеется практически во всех поселениях, во многом это обусловлено неблагоприятной демографической ситуацией.
Территории Мещеры, ее реки и озера обладают большим потенциалом для развития водного туризма. Перспективы развития водного туризма связаны с организацией туров на маломерных судах, байдарках и с парусным спортом.
Наличие в районе национального парка "Мещерский" обусловлено возможностью организации на его территории научного туризма. Это должно быть связано с публикацией научно-популярных материалов и появлении сообщений в СМИ о территории района.
Развитие спортивного туризма должно иметь особое значение, так как, например организация лыжных трасс, будет способствовать продлению туристического сезона.
Развитие туристического потенциала не возможно без строительства ряда объектов туристической индустрии:
- база отдыха близ д. Ханино, на берегу оз. Шагара;
- пункты лодочного проката по берегам озерной системы.
Учитывая отсутствие на территории зоны туристических баз отдыха, предлагается начало проектирования и строительство ряда объектов:
- организация базы отдыха в д. Мамасево (берег оз Плетень);
- организация базы отдыха в д. Озерки;
- организация лыжных трасс при базе отдыха в д. Озерки и д. Мамасево;
- строительство гостиницы в р.п. Тума на 50 мест.
Туристическая отрасль является высокодоходной и способна оказывать стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, способствует увеличению налогооблагаемой базы и миграционной привлекательности района. Важнейшим фактором, который оказывает влияние на доходность туризма в экономике района, является природно-климатические ресурсы и историко-культурное наследие.
5. План мероприятий по стабилизации социально-экономического развития
Клепиковского муниципального образования
Цель плана мероприятий - поэтапное достижение финансовой стабилизации и повышение эффективности социально-экономической политики в Клепиковском районе Рязанской области в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Мероприятия, реализуемые Администрацией
Клепиковского муниципального образования
NN п.п. |
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные за подготовку и реализацию |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Обеспечение бесперебойного удовлетворения потребности населения в жизненно необходимых товарах: (продовольствии, медикаментах, топливе), с одновременным увеличением доли продукции собственного производства. |
2009 - 2012 годы |
Заместитель главы, начальник отдела социальной защиты населения, начальники структурных подразделений |
|
2. |
Обеспечение улучшения социального положения населения на основе совместных действий администрации района, руководителей Клепиковского района. |
2009 - 2012 годы |
Заместитель главы по социальным вопросам, |
|
3. |
Установление контроля за действием должностных лиц по поводу своевременной выплаты заработной платы, выполнению трудовых соглашений и коллективных договоров (заработной платы, пенсий, пособий). |
2009 - 2012 годы |
Заместитель главы по финансово-экономическим вопросам |
|
4. |
Обеспечение адресной социальной помощи малообеспеченным. Разработка механизма адресной помощи отдельным категориям населения, в том числе: по оплате жилья (коммунальных услуг), обеспечению бесплатными медикаментами, питанию школьников. |
2009 - 2012 годы |
Заместитель главы по социальным вопросам, начальник управления образования и молодежной политики, начальник отдела ЖКХ |
|
5. |
Разработка мер по увеличению занятости населения (переподготовка и обучение освобождающихся работников, обеспечение развития малого бизнеса). |
2009 - 2012 годы |
Начальник службы занятости, заместитель главы по финансово-экономическим вопросам |
|
6. |
Разработка и осуществление мер по поддержанию функционирования социальной сферы: в области образования: сохранение доступности и качества образования; в области медицины: сохранение нынешнего уровня и объемов оказания медицинской помощи населению; в области культуры: подготовка целевых программ культурного обслуживания населения на территории Клепиковского района на принципах: общедоступность услуг, поддержка особо ценных объектов культурного наследия, организация дополнительных мест массового отдыха. |
2009 - 2012 годы |
Заместитель главы по социальным вопросам, начальник отдела социальной защиты, начальник управления образования и молодежной политики, начальник отдела культуры, главный врач КлепиковскоЙ# ЦРБ |
|
7. |
Обеспечение дальнейшего развития жилищного строительства в районе. Разработка программы жилищного строительства, системы ипотеки, в том числе, с учетом незавершенного строительства. |
2009 - 2012 годы |
Заместитель главы администрации по промышленной политики, строительству, транспорту, связи и ЖКХ, начальник отдела ЖКХ, начальник отдела архитектуры и капитального строительства |
|
8. |
Определение мер по увеличению доходов районного бюджета: разработка мер по повышению доходной базы местного бюджета. |
2010 год |
Глава администрации, заместитель главы по финансово-экономическим вопросам, начальник финансово-казначейского управления. |
|
9. |
Определение мер по упорядочению и экономии расходов бюджета: внедрение затрат в бюджетной сфере; контроль за осуществлением лимитов потребления (в том числе тепла и электроэнергии) бюджетными организациями и применение санкций к нарушителям; применение выработанных в области минимальных социальных стандартов и нормативов (на социальные нужды, здравоохранение, образование, содержание ЖКХ); использование механизма целевого финансирования при исполнении расходной части бюджета. |
2010 год |
Глава администрации, Заместитель главы по финансово-экономическим вопросам, начальник финансово-казначейского управления, начальник отдела ЖКХ, начальник управления образования и молодежной политики, главный врач Клепиковской ЦРБ, начальник отдела культуры |
|
10. |
Проведение инвентаризации муниципальной собственности (Реестр), осуществление контроля за ее эффективным использованием. |
2010 год |
Заместитель главы по финансово-экономическим вопросам, начальник отдела по управлению муниципальным имуществом, главы администраций муниципального образования |
|
11. |
Обеспечение сокращения неплатежей. Обеспечение сокращения дебиторской и кредиторской задолженности. |
2010 год |
.Заместитель главы по финансово-экономическим вопросам, начальник финансово-казначейского управления |
|
12. |
Поддержка производителей в сельском хозяйстве путем выделения средств на коренное улучшение земель в период проведения весенне-полевых и уборочных работ. |
2010 год |
Управление сельского хозяйства |
|
13. |
Реализация программы агропромышленного комплекса (АПК), дальнейшее развитие животноводства. |
2010 год |
Управление сельского хозяйства |
|
14 |
Мероприятия по реализации Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" |
2009 - 2012 год |
Заместитель главы по финансово-экономическим вопросам |
|
15. |
Организация социальных магазинов в г. Спас-Клепики и р.п. Тума |
2010 - 2012 год |
Заместитель главы по финансово-экономическим вопросам; заместитель главы по социальным вопросам; главы Спас-Клепиковского и Тумского городских поселений |
План мероприятий
тыс. руб.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Годы |
Объем финансирования |
|||
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Всего |
|||
1. |
Строительство школы на 132 учащихся в с. Криуша |
2010 - 2012 |
|
140000 |
1000 |
141000 |
2. |
Реконструкция кровли СДК в д. Оськино |
2009 |
|
5000 |
50000 |
55000 |
3. |
Реконструкция кровли СДК в п. Болонь |
2009 |
|
4000 |
40000 |
44000 |
4. |
Реконструкция здания детского сада в д. Оськино под 18 квартирный жилой дом |
2009 |
|
25000 |
|
25000 |
5. |
Строительство спортивно-оздоровительного комплекса в г. Спас-Клепики |
2009 - 2012 |
|
160000 |
3000 |
163000 |
6. |
Реконструкция РДК в г. Спас-Клепики (дополнительные работы) |
2009 |
|
11629 |
|
11629 |
7. |
Реконструкция Тумской СОШ N 3 |
2010 |
|
25000 |
250 |
25250 |
8. |
Строительство инфекционного корпуса МУЗ "Клепиковская ЦРБ" |
2011 |
|
15000 |
500 |
15500 |
9. |
Строительство СДК в с. Екшур |
2011 - 2012 |
|
60000 |
1000 |
61000 |
10. |
Реконструкция МКЦ в р.п. Тума |
2012 |
|
30000 |
300 |
30300 |
11. |
Капитальный ремонт МКД за счет средств Фонда содействия реформирования ЖКХ |
2009 |
43320,5 |
3431 |
2459 |
49210,5 |
12. |
Переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за счет средств фонда |
2009 |
41828 |
3251,3 |
32,8 |
45112,1 |
13. |
Строительство полигона ТБО |
2011 - 2012 |
|
|
|
|
Реализация программных мероприятий (инвестиционные соглашения)
N п/п |
Наименование проекта |
Годы реализации |
Объем инвестиций млн. руб. |
1. |
Проект "Дом в лесу" |
2009 - 2012 |
240,0 |
2. |
ЗАО "Собор Агро" (соглашение) |
2009 |
4,7 |
3. |
ООО "Мещера" (строительство АЗС, станции техобслуживания, магазина, кафе, кемпинга, парковки, торговых мест) |
2009 - 2015 |
66,15 |
4. |
Добыча торфа до 200 тыс. тонн; |
2009 |
56,6 |
- ввод в эксплуатацию технологического оборудования по глубокой переработке торфа; |
2010 |
231,4 |
|
2011 |
199,6 |
||
- выпуск грунтов на торфяной основе, топливных брикетов, гуминовых кислот, топливных, торфяных пелетов, торфяных гранул, торфо-супропелевых удобрений и лечебных грязей. | |||
5. |
Реконструкция кинотеатра в г. Спас-Клепики, бань в г. Спас-Клепики, с. Екшур |
2010-2014 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области от 30 ноября 2009 г. N 108 "Об утверждении Программы социально-экономического развития муниципального образования - Клепиковский муниципальный район до 2012 года"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения опубликован в "Информационном бюллетене Клепиковского района" от 25 декабря 2009 г. N 57