Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 28 июня 2010 г. N А54-2579/2010С13
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к обществу с ограниченной ответственностью "Т", г. Рязань о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность
от 24.03.2010; Ж.Г.С., государственный инспектор, доверенность от 19.05.2010;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом;
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - УГАДН по Рязанской области) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т", Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали требование о привлечении Общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и просят суд назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 40000 руб., так как ранее ООО "Т" привлекалось к административной ответственности по аналогичным правонарушениям.
Представитель ООО "Т" в судебное заседание не явился, отзыва на заявление не представил. В соответствии со ст. 156, ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Общества, извещенного о месте и времени судебного заседания в порядке ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области N 103/орг от 17.05.2010 сотрудником административного органа проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО "Т" лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автотранспортом.
В ходе проверки установлено, что деятельность по перевозке пассажиров на основании лицензии N АСС-62-900607 Обществом осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, а именно:
К перевозке пассажиров допущено 7 водителей:
- Р.А.Н. (приказ о приеме на работу от 27.04.2010),
- П.Е.В. (приказ о приеме на работу от 16.03.2010),
- М.А.Р. (приказ о приеме на работу от 14.05.2010),
- Ш.А.Н. (приказ о приеме на работу от 26.11.2009),
- Ш.С.А. (приказ о приеме на работу от 18.11.2009),
- Д.А.И. (приказ о приеме на работу от 22.01.2010),
- А.В.М. (приказ о приеме на работу от 28.07.2009), работающие на транспортных средствах, оборудованных газобаллонным оборудованием (ГБО) использующих в качестве моторного топлива - сжиженный нефтяной газ (ГСН), не имеющие свидетельства на право управления газобаллонными автомобилями, чем нарушены требования п.п. 10.1, 10.2 "Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе" РД Р 3112199-1094-03. Привлечение водителей, не имеющих свидетельства на право управления газобаллонными автомобилями, к перевозке пассажиров подтверждается копиями путевых листов (N 6083 от 16.05.2010, N 6128 от 17.05.2010, N 6070 от 15.05.2010, N 6115 от 16.05.2010, N 6157 от 17.05.2010, N 5867 от 11.05.2010, N 6092 от 16.05.2010, N 6061 от 15.05.2010, N 6106 от 16.05.2010, N 6118 от 16.05.2010, N 6163 от 17.05.2010, N 6053 от 15.05.2010, N 6098 от 16.05.2010). Свидетельства об оборудовании транспортных средств газобаллонным оборудованием (ГБО) прилагаются.
2. Обществом не созданы условия и не организовано повышение профессионального мастерства водителей Р.А.Н. (приказ о приеме на работу от 27.04.2010) и М.А.Р. (приказ о приеме на работу от 14.05.2010) по соответствующим учебным планам и программам занятий с водителями, необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, о чем свидетельствует отсутствие свидетельств установленной формы о проведении занятий, чем нарушены требования ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, п. 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15. Привлечение водителей к перевозке пассажиров без повышения профессионального мастерства подтверждается копиями путевых листов N 6083 от 16.05.2010, N 6128 от 17.05.2010, N 6157 от 17.05.2010.
3. Водитель К.А.А., совершивший 07.04.2010 по своей вине дорожно-транспортное происшествие (столкновение), что подтверждается оперативной сводкой N 95, не был направлен на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов, чем нарушены требования п. 6.10 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей, утв. Минавтотрансом РСФСР от 20.01.1986 РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.
Привлечение водителя к перевозке пассажиров без стажировки и последующей сдачи тестовых экзаменов подтверждается копией путевого листа N 6057 от 15.05.2010.
Выявленные нарушения отражены в акте внеплановой проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 034-РЮ от 26.05.2010.
По результатам проверки в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000162 от 26.05.2010.
Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает, что к ООО "Т" подлежат применению меры административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Минтранс России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
Общество с ограниченной ответственностью "Т" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 08.12.2000 за N 15330, о чем Межрайонной ИМНС России N 2 по г. Рязани в Единый государственный реестр юридических лиц запись за основным государственным регистрационным номером 1026201256091.
Деятельность по перевозке пассажиров ООО "Т" осуществляет на основании лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек N АСС-62-900607.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 года N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 10.2 "Руководства по организации эксплуатации ГБА, работающих на сжиженном нефтяном газе" Руководящий документ Р 3112199-1094-03, утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России к управлению газобаллонным автомобилем допускаются водители, прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума в объеме 40 ч. Кроме того, водители должны иметь удостоверение на право управления газобаллонным автомобилем.
В силу п. 10.1 РД Р 3112199-1094-03 "Руководство по организации эксплуатации ГБА, работающих на ГСН" к эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей на ГСН допускается персонал, прошедший специальное обучение и сдавший экзамен. После сдачи экзамена водитель получает удостоверение на право вождения газобаллонных автомобилей на ГСН. Обучение организуется администрацией предприятия-автовладельца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3.4.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя (для водителя-предпринимателя достаточно наличия лицензии на соответствующий вид перевозок). Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.
В силу п. 2.3.5 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет, в том числе организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
В соответствии с пунктом 6.10 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей, утвержденного Минавтотранспорта РСФСР 20.01.1986 РД.200.РСФСР. 12 0071086 от 20.01.1986, водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов.
Факт нарушения указанных нормативных актов и совершения административного правонарушения подтвержден протоколом серии А-62 N 000162 от 26.05.2010, представленными в материалы дела документами.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий, вина предпринимателя в нарушении ряда лицензионных требований доказана, что является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по аналогичным нарушениям норм материального права (решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.05.2010 по делу N А54-1546/2010 С21 - в части привлечения водителей, не имеющих свидетельства на право управления газобаллонными автомобилями, к перевозке пассажиров), суд расценивает данное обстоятельство, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как отягчающее и считает необходимым наложить на нарушителя максимальный размер штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса - 40000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Т", расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 9/2, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026201256091, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Т", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 9/2, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026201256091, административный штраф в размере 40000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050
КПП 623401001
Расчетный счет 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд ( г. Тула).
Решение, вступившее в законную силу может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28 июня 2010 г. N А54-2579/2010С13
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании