Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 22 июня 2010 г. N А54-4293/2009С18
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя З.Ю.В., г. Рязань к Администрации города Рязани о признании недействительным акта проверки от 02.07.2009
при участии в судебном заседании: от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Л.Ю.А. - представитель по доверенности N 20/1 от 11.01.2010, удостоверение.
установил: Индивидуальный предприниматель З.Ю.В. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Рязани о признании недействительным и отмене акта контроля исполнителей транспортной услуги на маршруте от 02.07.2009 г.
Определением суда от 23.12.2009 г., производство по делу N А54-4293/2009-С18 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4297/2009-С13.
Определением суда от 13.05.2010 г., производство по делу возобновлено с 26.05.2010 г.
Представитель заявителя в судебное заедание не явился.
Представитель Администрации города Рязани требования предпринимателя отклонила, сославшись при этом, на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2009 по делу N А54-4297/2009-С13, в котором рассматривались аналогичные обстоятельства. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2009 по делу N А54-4297/2009-С13 в удовлетворении требований предпринимателя З.Ю.В. о признании недействительным и отмене акта отдела транспорта и связи администрации г. Рязани рейдовой проверки выполнения условий договора от 27.05.2009 - отказано. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2009 оставлено без изменения. Помимо этого, администрация считает, что оспариваемый акт проверки не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку только фиксирует факт совершения правонарушения.
Из материалов дела следует: между администрацией города Рязани и предпринимателем З.Ю.В. заключен договор от 27.03.2009 N 29К на оказание услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам регулярного сообщения без бюджетных ассигнований (л.д. 14-17). Срок действия договора установлен до 01.03.2010 (пункт 6.1 договора).
В соответствии с условиями договора администрация города Рязани поручает, а предприниматель З.Ю.В. (исполнитель транспортной услуги, перевозчик по договору) принимает на себя обязательства за счет собственных средств оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа по следующим муниципальным маршрутам города Рязани: N N 44, 65, 77, 80, 95, 99.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.3.5 договора перевозки выполняются предпринимателем в строгом соответствии с установленными маршрутами количеством, категорией закрепленного за каждым маршрутом подвижного состава с определенными государственными регистрационными номерами.
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора предприниматель обязалась соблюдать условия настоящего договора и выполнять все требования нормативно-правовых актов в сфере пассажирских перевозок.
Пунктами 2.2.1, 2.2.2 предусмотрено право администрации города осуществлять контроль за деятельностью предпринимателя (перевозчика по договору) в части выполнения им договорных обязательств и требований нормативных правовых актов, регламентирующих работу пассажирского автомобильного автотранспорта общего пользования, а также осуществлять контроль за соблюдением перевозчиком требований безопасности дорожного движения, правил и норм организации и выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 2.2.5 договора администрация вправе осуществлять постоянный контроль за качеством и объемом предоставляемых перевозчиком транспортных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2.6 договора администрация вправе осуществлять линейный контроль соблюдения графиков (расписаний) движения, контроль за сроком действия разрешительных документов, правильностью оформления путевой документации, за техническим состоянием автобусов, медицинский контроль за состоянием здоровья водителей.
В соответствии с пунктом 2.2.9 договора администрация города вправе составить акт при выявлении нарушений перевозчиком условий названного договора, требований нормативно-правовых актов в сфере пассажирских перевозок, в том числе утвержденных постановлением главы администрации города.
Пунктом 2.3.10 договора от 27.03.2009 предприниматель приняла обязательство беспрепятственно предоставлять представителям администрации возможность проведения контрольных проверок в пределах их компетенции, а также в течение 10 дней рассматривать акты проверок, жалобы и предложения граждан, принимать по ним соответствующие решения и информировать администрацию о принятых мерах.
02.07.2009, специалистами отдела транспорта и связи администрации города Рязани проведена проверка исполнителей транспортной услуги на маршруте, в том числе и в отношении предпринимателя З.Ю.В.
По результатам проверки составлен акт проверки от 02.07.2009 (л.д. 10-13), который получен предпринимателем под роспись.
В акте проверки отражено, что предпринимателем З.Ю.В. на маршрутах услуги по перевозке оказываются транспортными средствами, не предусмотренными договором от 27.03.2009, не оборудованными указателями.
Отделом транспорта и связи администрации города Рязани в адрес предпринимателя направлено уведомление от 03.07.2009 г. N 17-14/200 о нарушении п. 2.3 договора N 29К от 27.03.2009 г., п.п. 4.1, 6.2 "Временного положения об организации транспортного обслуживания населения автобусами на территории города Рязани", утвержденного решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007 г., п.п. 29-40 Постановления Правительства РФ N 112 от 14.02.2009 г. "Об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом" (л.д. 20).
06.07.2009 г., администрацией в адрес предпринимателя З.Ю.В. направлено уведомление за N 19-653 (л.д. 18), в котором указано о том, что договор от 27.03.2009 N 29К следует считать частично расторгнутым на маршрут N 77 в связи с неисполнением пункта 2.3 договора.
Не соглашаясь с актом контроля исполнителей транспортной услуги на маршруте от 02.07.2009 г., предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Перечень грубых нарушений требований названного федерального закона установлен частью 2 статьи 20 закона.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ, регулирующей порядок оформления результатов проверки, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Учитывая, что названными нормами федерального закона предусмотрена возможность оспаривания в суде результатов проверки и что результаты проверки оформляются актом проверки, требование о признании недействительным акта проверки может быть предметом рассмотрения арбитражным судом в силу указания федерального закона и положений части 5 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом субъектного состава участвующих в деле лиц, определенного статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ индивидуальный предприниматель З.Ю.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным и отмене акта рейдовой проверки выполнения условий договора.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются в том числе к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае имел место факт оперативного установления противоправного деяния (нарушения условий гражданско-правового договора), а не факт плановой проверки в рамках муниципального контроля, когда требуется взаимодействие контролирующего органа с юридическим лицом или предпринимателем и на последних возлагается обязанность по представлению информации и исполнению требований органа муниципального контроля
Проверка, результаты которой оформлены оспариваемым актом от 02.07.2009, проводилась структурным подразделением администрации города Рязани в рамках контроля за исполнением условий гражданско-правового договора на оказание транспортных услуг - перевозки пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам регулярного сообщения без бюджетных ассигнований, заключенного администрацией с предпринимателем во исполнение предусмотренных подпунктом "к" пункта 3 части 1 статьи 39 "Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области" (принятого решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006 N 470-III) полномочий в области транспорта - привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения хозяйствующих субъектов различных форм собственности.
Спорные правоотношения между администрацией города Рязани и предпринимателем в силу статей 8, 9, 307, 309, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируются гражданско-правовым договором, являются обязательственными отношениями, основаны на волеизъявлении хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, право администрации на проведение проверки выполнения предпринимателем условий договора на оказание услуг по перевозкам с составлением акта проверки предусмотрено условиями подписанного сторонами договора - пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.9 договора.
Таким образом, в силу положений части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ спорные правоотношения не регулируются названным законом, следовательно, положения закона об обязательности соблюдения процедуры проверок не применимы к проверке, проведенной администрацией по выполнению предпринимателем условий договора, предметом которого является оказание транспортных услуг по перевозкам пассажиров и багажа по городским маршрутам регулярного сообщения.
При таких обстоятельствах, оснований для признания акта контроля исполнителей транспортной услуги на маршруте от 02.07.2009 г. недействительным, как не соответствующего Закону N 294-ФЗ, не имеется.
Кроме того, сам акт проверки, не содержащий никаких предписаний в отношении предпринимателя, в котором только зафиксированы обстоятельства правонарушения, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемый акт рейдовой проверки от 02.07.2009 отражает, в том числе, правонарушения, выявленные в отношении других лиц, оказывающих услуги по муниципальным маршрутам, следовательно, в этой части также не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, следует отметить, что доводы предпринимателя, изложенные в настоящем деле аналогичны доводам, изложенным по делу N А54-4297/2009-С13, предметом которого явилось требование о признании недействительным акта рейдовой проверки выполнения условий договора (на маршруте) от 27.05.2009.
Арбитражным судом Рязанской области по делу N А54-4297/2009-С13 дана правовая оценка всем доводам предпринимателя З.Ю.В. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы предпринимателя на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2009 г. по делу N А54-4297/2009-С13 (Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 г. по делу N А54-4297/2009-С13) подтвердил выводы суда первой инстанции.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, отсутствует совокупность, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, условий для признания акта недействительным.
При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя З.Ю.В. о признании недействительным и отмене акта отдела транспорта и связи администрации города Рязани контроля исполнителей транспортной услуги на маршруте от 02.07.2009 г., - отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 22 июня 2010 г. N А54-4293/2009С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании