Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 10 августа 2010 г. N А54-2072/2010С8
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Н" (г. Казань) в лице Рязанского филиала ООО "Н" (г. Рязань) к Управлению Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Рязанской области о признании недействительным предписания N 92/7/1-3 от 15.04.2010 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Р.Л.В., представитель по доверенности N 18 от 01.04.2010 г.,
от ответчика: С.И.И., представитель по доверенности N 40 от 11.08.2010 г., установил: В арбитражный суд обратилось общество с ограниченной ответственностью "Н" (далее - заявитель, Общество, ООО "Н") с заявлением к Управлению Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Рязанской области (далее - ответчик, Управление, орган пожарного надзора) о признании недействительным предписания N 92/7/1-3 от 15.04.2010 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Заявленные требования мотивированы тем, что, по мнению Общества, органом пожарного надзора неверно квалифицировано назначение помещений, указанных в оспариваемом предписании, кроме того, СНиП 21-01-97*, на которые ссылается Управление в предписании, не прошло регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не подлежит применению. ООО "Н" также считает, что ответчиком нарушен порядок вынесения оспариваемого акта, поскольку заявитель не уведомлен по юридическому адресу о проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
Представитель органа пожарного надзора в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, полагая, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует: на основании распоряжения от 29.03.2009 г. N 92 (л.д. 49) Управлением проведена внеплановая проверка ООО "Н" в лице Рязанского филиала с целью контроля исполнения заявителем требований предписания по устранению нарушений требований противопожарной безопасности N 88/3/1-3 от 02.06.2009 г.
Руководитель Рязанского филиала Общества ознакомлен с данным распоряжением 31.03.2010 г.
Проверяющими установлено, что заявителем не исполнены требования п.п.1-3 предписания N 88/3/1-3 от 02.06.2009 г. Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 92 от 15.04.2010 г. (л.д.50), с которым ознакомлен директор Рязанского филиала ООО "Н".
Предписанием N 92/7/1-3 от 15.04.2010 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.51), полученным руководителем Рязанского подразделения Общества 15.04.2010 г., заявителю предложено в срок до 30.04.2011 г.:
1) оборудовать помещения ремонтно-строительного цеха, учебного комбината (за исключением кабинетов 22-24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, гардероба), участка N 6 электроцеха, участка СДТУ (за исключением АТС, кабинета 105), ХВО-1,2, склада химреагентов, АБК (за исключением актового зала, архива, кабинетов 401-405, 407), АБК-2 (проходная), столовой, главного корпуса автоматической пожарной сигнализацией с применением дымовых пожарных извещателей;
2) оборудовать помещения ремонтно-строительного цеха, учебного комбината, ХВО-1,2, склада химреагентов, АБК, АБК-2 (проходная), столовой, главного корпуса системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
3) довести до требуемого (R60) предел огнестойкости металлических косоуров, балок маршей и площадок лестниц учебного комбината, Главного щита управления, ХВО-1, АБК, главного корпуса.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с заявлением о его отмене.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав доводы сторон, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований. При этом суд руководствуется следующим.
Общие основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 г. 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), в силу п. 1 ст. 34 которого граждане имеют право защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В целях обеспечения вышеуказанного права создана система обеспечения пожарной безопасности (совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами). На указанную систему, помимо прочего, возложены следующие функции: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности (ст. 3 Закона N 69-ФЗ).
В силу положений ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, при этом указанные лица вправе давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований противопожарной безопасности.
На основании п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 и зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 г. N 4838, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу п. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что о проверке, проводимой по месту нахождения Рязанского филиала Общества (г. Рязань, Южный промузел, д. 23), 31.03.2010 г. был уведомлен директор Рязанского филиала ООО "Н" Б.А.В.
В соответствии с положением о Рязанском филиале ООО "Н" (л.д. 36-41), директор филиала, в частности: обеспечивает выполнение решений органов Общества, касающиеся деятельности филиала; самостоятельно решает все вопросы деятельности филиала; на основании доверенности Общества совершает сделки и другие юридические акты, представляет его интересы в отношениях с государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами. Кроме того, генеральной доверенностью N 21 от 06.04.2010 г. (л.л. 42) Б.А.В. предоставлено право представлять интересы Общества во всех российских и иностранных организациях, учреждениях, органах государственной власти, в органах местного самоуправления, в правоохранительных, налоговых, таможенных органах, а также в отношениях с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Из указанного следует, что Б.А.В. является полномочным представителем Общества по месту нахождения его Рязанского филиала.
Таким образом, уведомление Б.А.В. о проведении проверки ООО "Н" по месту нахождения Рязанского филиала является надлежащим уведомлением заявителя, а вручение указанному лицу оспариваемого предписания - надлежащим вручением, поскольку директор филиала, в силу вышеизложенного, наделен полномочиями представлять интересы Общества при данной проверке.
Несостоятельным суд считает также и довод заявителя о том, что Рязанский филиал ООО "Н" самостоятельно не решает вопросы финансирования работ, необходимых для соблюдения норм пожарной безопасности, поскольку данное обстоятельство не освобождает Общество об обязанности соблюдать требования пожарной безопасности.
В связи с изложенным следует признать, что Управлением соблюдена процедура проведения проверки заявителя по вопросам соблюдения последним требований пожарной безопасности.
ООО "Н" указывает также, что пунктом 3 оспариваемого предписания на Общество незаконно возложена обязанность довести до требуемого (R60) предел огнестойкости металлических косоуров, балок маршей и площадок лестниц учебного комбината, Главного щита управления, ХВО-1, АБК, главного корпуса, считая, что пределы огнестойкости соответствуют нормативным требованиям, а, кроме того, СНиП 21-01-97*, которыми руководствовался орган пожарного надзора, не подлежат применению, поскольку они не зарегистрированы Минюстом РФ.
Согласно ст. 1 Закона N 69-ФЗ нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
По смыслу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных пактов органов государственной власти" применению подлежат только те нормативные акты органов исполнительной власти, затрагивающие права и свободы граждан, организаций, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликованы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Министерства юстиции России давать разъяснения о применении указанных Правил.
Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 г. N 88, утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, зарегистрированные 14.05.2007 г. за N 9449. В соответствии с п. 15 данных Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.
Следует отметить, что указанное положение содержалось и в ранее действующих Разъяснениях, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.07.1999 г. N 217 и зарегистрированных 16.07.1999 г. за N 1835.
Учитывая, что СНиП 21-01-97* не содержат нормативных предписаний, не затрагивают прав и свобод граждан, правовой статус организаций, не носят межведомственных характер, то регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, как и обязательному опубликованию они не подлежат. Данные нормы и правила приняты постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 г. N 18-7, иной процедуры введения их в действие не требуется.
Обязательные для применения и исполнения органами власти, юридическими, физическими лицами, должностными лицами требования пожарной безопасности (ст.ст. 37, 38 Закона N 69-ФЗ) установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных ранее указанным Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313. В соответствии с п. 3 данных Правил наряду с самими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п. 5.18* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" марши и площадки лестниц должны иметь предел огнестойкости R60.
Заявляя о том, что пределы огнестойкости металлических косоуров, балок маршей и площадок лестниц главного учебного комбината, главного щита управления, ХВО-1, АБК, главного корпуса соответствуют установленным требованным, Общество, в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило доказательств указанному факту.
В то же время в материалах дела имеется протокол исследования качества огнезащитной обработки от 22.01.2009 г. N 007/2009 (л.д. 53-54), согласно которому огнезащитная обработка металлических косоуров не обеспечивает предела их огнестойкости.
Учитывая изложенное, и поскольку доказательств обратного суду не представлено, пункт 3 предписания N 92/7/1-3 от 15.04.2010 г. правомерно обязывает заявителя исполнить требования п. 5.18* таблицы 4* СНиП 21-01-97*.
Требования пожарной безопасности содержатся, кроме того, в нормах пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. N 323 и зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 г. за N 4837, а также в нормах пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 315 и зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 г. за N 4836.
НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Пунктом 8 НПБ 110-03 закреплено, что категория зданий и помещений определяется в соответствии с нормативными документами в области пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п. 14 таблицы 3 НПБ 110-03 необслуживаемые и обслуживаемые без вечерних и ночных смен технические цехи оконечных усилительных пунктов, промежуточных радиорелейных станций, передающих и приемных радиоцентров независимо от площади подлежат оборудованию АУПТ. На основании п. 38 указанной таблицы помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади оборудуются АУПС.
НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
В соответствии с п. 5.1 тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2, в силу п.п. 3, 15 и 20 которой предприятия общественного питания, учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания, а также производственные и складские здания и сооружения подлежат оборудованию СОУЭ.
Оспариваемым предписанием Общество обязано оборудовать помещения ремонтно-строительного цеха, учебного комбината (за исключением кабинетов 22-24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, гардероба), участка N 6 электроцеха, участка СДТУ (за исключением АТС, кабинета 105), ХВО-1,2, склада химреагентов, АБК (за исключением актового зала, архива, кабинетов 401-405, 407), АБК-2 (проходная), столовой, главного корпуса автоматической пожарной сигнализацией с применением дымовых пожарных извещателей (п.п. 14, 38 таблицы 3 НПД 110-03), а также оборудовать помещения ремонтно-строительного цеха, учебного комбината, ХВО-1,2, склада химреагентов, АБК, АБК-2 (проходная), столовой, главного корпуса системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.п. 3, 15, 20 таблицы 2 НПБ 104-03).
Как пояснил ответчик, пункт 8 таблицы 2 НПБ 104-03 включен в п. 2 предписания N 92/7/1-3 от 15.04.2010 г. ошибочно ввиду неверного определения назначения здания (здания учебного комбината) при проведении первоначальной проверки (в 2008 г.), однако данное здание, не используемое в настоящее время для образовательных целей, является по сути административным и подлежит оборудованию СОУЭ в соответствии с п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03.
Оспаривая действительность пунктов 1 и 2 предписания N 92/7/1-3 от 15.04.2010 г., Общество указывает на то, что назначение перечисленных в указанных пунктах помещений согласно данным технической инвентаризации является производственным либо нежилым. В подтверждение указанных фактов Обществом представлены копии свидетельств о государственной регистрации права и копии первых листов извлечений из технических паспортов (л.д. 67-78).
Указанную позицию суд считает ошибочной, поскольку в данных технической инвентаризации речь идет о зданиях в целом, в то время как в оспариваемом постановлении указаны различные части и участки таких зданий. При этом использование указанных участков возможно и по иному назначению. Данное обстоятельство подтверждается актом N 1 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 27.02.2008 г. (л.д. 79-92).
Доказательств того, что помещения ремонтно-строительного цеха, учебного комбината, участка N 6 электроцеха, участка СДТУ, ХВО-1,2, склада химреагентов, АБК, АБК-2, столовой, главного корпуса фактически не используется по назначению, предусмотренному п.п. 14, 38 таблицы 3 НПД 110-03 и п.п. 3, 15, 20 таблицы 2 НПБ 104-03, суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 2.9 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых к введению в действие Росжилкоммунсоюзом с 01.01.1991 г. и согласованных с Госкомстатом РСФСР, Госстроем РСФСР, Минфином РСФСР, Минюстом РСФСР, классификация зданий, сооружений, строений, помещений и комнат по фактическому использованию задачей технической инвентаризации не является.
Таким образом, требования, изложенные в пунктах 1 и 2 предписания также правомерны.
Каких-либо иных доводов в обоснование своей позиции заявитель суду не представил.
В соответствии с ч. 3 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду ч. 3 ст. 201 АПК РФ
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований ООО "Н" о признании недействительным предписания Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Рязанской области N 92/7/1-3 от 15.04.2010 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Н" (г. Казань) о признании недействительным вынесенного Управлением Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Рязанской области (г. Рязань) предписания N 92/7/1-3 от 15.04.2010 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, проверенного на соответствие Федерального закону от 21.12.1994 г. 69-ФЗ "О пожарной безопасности", отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10 августа 2010 г. N А54-2072/2010С8
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании