Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 2 августа 2010 г. N А54-2294/2010С8
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества муниципальная страховая компания "С" им. С. Живаго, г. Рязань к Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Рязань о признании недействительным решения от 04.05.2010 N 184
при участии в судебном заседании:
от заявителя: В.Т.И., представитель по доверенности N 73 от 07.06.2010; Т.Е.А., представитель по доверенности N 115 от 24.10.2009 (в судебном заседании 20.07.2010);
от ответчика: Н.Н.А., главный специалист отдела правового обеспечения по доверенности N 5 от 12.01.2010; П.К.Г., заместитель начальника отдела по доверенности N 2 от 11.01.2010 (в судебном заседании 20.07.2010).
В судебном заседании 20.07.2010 объявлен перерыв до 26.07.2010.
установил: открытое акционерное общество муниципальная страховая компания "С" им. С. Живаго, г. Рязань обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Рязань о признании недействительным решения от 04.05.2010 N 184.
Представитель заявителя требование поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требование не признал, решение считает законным и обоснованным.
Из материалов дела следует: 26.03.2010 ГУ - РРО ФСС РФ было принято решение N 287 о проведении документальной выездной проверки страхователя - ОАО МСК "С" по вопросу начисления, уплаты страхователем взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходованию этих средств, а также проверить расходы страхователя по обязательному социальному страхованию. С решением руководитель общества был ознакомлен под роспись 06.04.2010, о чем имеется соответствующая отметка на решении.
В ходе проверки не принято к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке. По результатам проверки 09.04.2010 учреждением был составлен акт N 287 н/с документальной выездной проверки, в котором отражены выявленные нарушения.
ОАО МСК "С" на акт проверки в учреждение представлены возражения.
Уведомление от 09.04.2010 ГУ - РРО ФСС РФ сообщило, что материалы проверки будут рассмотрены 04.05.2010.
04 мая 2010 учреждением в присутствии представителя общества принято решение N 184 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования. Указанным решением не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 3430,34 руб., в том числе: за сентябрь 2007 - 2430,34 руб. - пособие по временной нетрудоспособности, октябрь 2007 -1000 руб. - социальное пособие на погребение.
Копия решения получена директором общества под роспись 06.05.2010.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что требование истца не подлежит удовлетворению. При этом, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Общество, являясь страхователем наемных работников, в соответствии со статьей 12 Закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 3 Закона N 165-ФЗ страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по социальному страхованию.
Статьей 8 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в частности: пособие по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 данного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), Фонд осуществляет управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Из подпункта 3 пункта 18 Положения N 101 следует, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации и установленных правил или не подтвержденные документами к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти в том числе организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
Согласно пункта 9 Временного порядка обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.02.1996 N 16 основанием для выплаты социального пособия на погребение является заявление от граждан, указанных в пункте 5 Порядка, и справка о смерти, выдаваемая органами ЗАГСа.
В пункте 5 Порядка указано, что выплата социального пособия на погребение производится супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, соответствующая выплата производится только тем лицам, за чей счет осуществлялось погребение умершего.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" утверждена форма N 33 "Справка о смерти", выдаваемая органом ЗАГСа.
Таким образом, для реализации родственниками или иными заинтересованными лицами определенных прав и гарантий необходима именно справка о смерти, выданная органом ЗАГСа, подтверждающая факт государственной регистрации акта о смерти.
Методическими указаниями "О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятии мер по их результатам", утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2008; далее - Методические указания) в п. 84 указано, что в бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя: заявление о назначении пособия; справка о смерти (оригинал), выданная органами ЗАГСа.
Из изложенного следует, что указанная справка о смерти должна изыматься у представившего ее лица для оформления пособия на погребение и помещаться на хранение в бухгалтерию.
Как усматривается из материалов дела ОАО МСК "С" выплатило своему работнику В.И.Н. социальное пособие на погребение в размере 1000 руб. только на основании свидетельства о смерти (серия I-ОБ N 724751). При этом справка о смерти установленной формы В.И.Н. представлена не была.
Учитывая изложенное выше, суд считает, что расходы, произведенные заявителем в октябре 2007 на выплату социального пособия на погребение документально не обоснованны.
Кроме того, в ходе проверки назначения и исчисления пособий по временной нетрудоспособности выявлен листок нетрудоспособности серии BE N 4150371 оплаченный, по мнению ответчика, с нарушением п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи, карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным, долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.
Из изложенного, а также из положения подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, подпункта 3 пункта 18 Положения N 101 следует, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности могут приниматься к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт документально подтвержден.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В силу статьи 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней.
В силу пункта 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Таким образом, листок нетрудоспособности является документом, подтверждающим право работника на освобождение от работы в связи с временной нетрудоспособностью с сохранением места работы и на получение пособия по обязательному государственному социальному страхованию.
В случае нарушения режима в листке нетрудоспособности, в строке "Отметки о нарушении режима", указываются дата нарушения, его вид (несоблюдение предписанного режима, несвоевременная явка на прием к врачу, выход на работу без выписки, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача, отказ от направления или несвоевременная явка в учреждение МСЭ и другое) и ставится подпись лечащего врача. Если нарушений режима не было, данная графа не заполняется (п. 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности).
Согласно п. 61 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, если пациент после выдачи или продления листка нетрудоспособности на прием не являлся, а при очередном посещении признан трудоспособным, в строке "Приступить к работе" делается запись: "Явился трудоспособным" (с указанием даты явки), свободные строки граф "С какого числа" и "По какое число включительно" таблицы "Освобождение от работы" прочерчиваются знаком "Z".
Следовательно, в силу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 запись о нарушении режима в листке нетрудоспособности делается врачом.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются в том числе неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 21 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375) основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности в том числе является неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
Из содержания данных норм усматривается, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
На листке нетрудоспособности серии BE N 4150371 лечащим врачом сделана отметка о нарушении режима: "24.08., 25.08., 26.08. на прием не явился".
Вместе с тем, актом о расследовании неявки на прием к врачу сотрудника М.Т.Н. от 05.10.2007 комиссия в составе работников общества сделала вывод о признании уважительной причины неявки на прием к врачу. Основанием для принятия такого решения послужили объяснения работника о том, что он 24.08.2007 чувствовал себя очень плохо.
Суд считает, что в данной ситуации, вопрос о несвоевременной явки на прием к врачу из-за ухудшившегося состояния здоровья относится к компетенции лечащего врача, а не работодателя.
Записей об уважительности причин неявки на осмотр к врачу в листке нетрудоспособности не сделано. Иных документов, оформленных лечащим врачом и подтверждающих ухудшение здоровья работника, заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в ч. 2 данной статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, в размере 60% среднего заработка.
По листку нетрудоспособности серии BE N 4150371 за период нетрудоспособности с 22.08.2007 по 04.09.2007 М.Т.Н. было начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сентябре 2007 года в сумме 3020 руб. 88 коп.
Согласно ч. 2 ст.8 N 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом со дня, когда было допущено нарушение.
Таким образом, с 24 августа 2007 года по 04 сентября 2007 года пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности серии BE N 4150371 должно быть рассчитано исходя из минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц.
Расчет пособия за период с 24.08.2007 года по 31.08.2007 года произведен ГУ-РРО ФСС РФ исходя из установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации - 1100 рублей (ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
За период с 01.09.2007 года по 04.09.2007 года расчет пособия произведен из минимального размера оплаты труда в Российской Федерации - 2300 рублей (ст.1 Федерального закона от 20.04.2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда").
Соответственно переплата пособия по временной нетрудоспособности по листку серии BE N 4150371 составила 2430 руб. 34 коп.
По правильности произведенного ответчиком расчета заявитель не спорит.
Учитывая изложенное выше, суд считает, что расходы на социальное пособие на погребение и пособие по временной нетрудоспособности в общей сумме 3430,34 руб. произведены обществом с нарушением законодательства Российской Федерации.
Соответственно, ГУ - РРО ФСС РФ правомерно не принято к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в общей сумме 3430,34 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества Муниципальная страховая компания "С" им. С. Живаго о признании недействительным решения Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.05.2010 г. N 184 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, проверенное на соответствие положений Федерального закона от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 2 августа 2010 г. N А54-2294/2010С8
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании