Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 26 июля 2010 г. N А54-2505/2010С18
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению. Отдела внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области, Рязанская область, г. Кораблино к индивидуальному предпринимателю Н.Л.А., г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.А.А. - представитель по доверенности от 22.07.2010 г., удостоверение; от предпринимателя: не явился, извещен,
установил: Отдел внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Н.Л.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа поддержал заявленное требование о привлечении предпринимателя Н.Л.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель в судебное заседание не явилась.
В соответствии со ст. ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: 08.04.2010 г., сотрудниками Отдела внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области проведена проверка соблюдения Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по адресу: Рязанская область, г. Кораблино, ул. Ш., д. 6, в котором осуществляет деятельность индивидуальных предприниматель Н.Л.А.
В ходе осмотра установлено, что в данном помещении располагаются 10 информационных терминалов, у которых отсутствовали средства приема-выдачи денежных знаков или их заменителей. Все 10 информационных терминала были подключен к сети и находился в рабочем состоянии (л.д. 12-13).
Находящийся в момент осмотра в помещении клуба Ч.С.И. пояснил, что он передал оператору Т.Л.И. 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате кредитом (100 баллов). При этом при определенном совпадении различных картинок на мониторе автомата сумма кредита увеличивается (баллы начисляются), при отсутствии таких совпадений сумма кредита уменьшается (баллы снимаются) (объяснение от 08.04.2010 г. - л.д. 15).
Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 08.04.2010 г. (л.д. 16), Отделом внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области изъяты и переданы на ответственное хранение оператору клуба Т.Л.И. 10 информационных терминалов (л.д. 16-17).
Посчитав, что указанные действия предпринимателя фактически являются ставкой, т.е. заключением пари между участником и организатором азартной игры, Отдел внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области, 14.05.2010 г., в отсутствии предпринимателя, составил протокол об административном правонарушении N 62 ЮЛ 09 001342 (л.д. 10), в котором сделан вывод о наличии в действиях предпринимателя Н.Л.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки и составлении протокола об административном правонарушении предприниматель извещалась путем направления телеграммы по месту жительства (л.д. 21, 23).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Отдела внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителя административного органа, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного Закона.
Согласно статье 3 Федерального закона N 244-ФЗ, государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, которые, в свою очередь, могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (статья 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
В статье 9 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ с 01.07.2009 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", деятельность по организации и проведению азартных игр вне игровых зон не подлежит лицензированию и является запрещенной (кроме деятельности по проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах). Следовательно, нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). С 01.07.2009 г. положения пунктов 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании определенных видов деятельности" по организации и проведению азартных игр, утратили силу.
Частью 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ установлено, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Открытие новых игорных заведений вне игорных зон с 01.01.2007 г. запрещено, и не подлежит лицензированию либо открытию на основании специального разрешения вне игорных зон. Согласно части 2 статьи 20 Закона N 128-ФЗ, подпункт 77 пункта 1 статьи 17 утрачивает силу с 30 июня 2009 года, а Законом N 244-ФЗ предусмотрен прямой запрет на осуществление деятельности игорных заведений вне игорных зон.
По-видимому, в предыдущем абзаце вместо Закона N 128-ФЗ, имеется в виду Закон N 244-ФЗ
Поэтому проведение прямо запрещенной деятельности, на которую в силу закона не может быть выдано специальное разрешение (лицензия) не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии. Указанный вывод соответствует правовой позиции суда Двадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлениях от 17.12.2009 г. по делу N А54-5362/2009, от 22.12.2009 г. по делу N А54-5078/2009, а также позиции Федерального арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлениях от 13.05.2010 г. по делу N А54-633/2010, от 13.05.2010 г. по делу N А54-634/2010.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства, деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны в смысле, который придается Федеральным законом N 244-ФЗ, не может быть квалифицирована по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проведение предпринимателем прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть в силу закона выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии.
Таким образом, в действиях предпринимателя Н.Л.А. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Отдела внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Н.Л.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отказать.
В силу положений части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.
Учитывая изложенное, Отделу внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области необходимо снять арест, наложенный согласно протоколу изъятия вещей и документов от 08.04.2010 г. на оборудование.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований Отдела внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Н.Л.А., проживающей по адресу: г. Рязань, ул. Ч., д. 45 (ОГРН 304623424700010) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Отделу внутренних дел по Кораблинскому муниципальному району Рязанской области снять арест, наложенный согласно протоколу изъятия вещей и документов от 08.04.2010 г. на оборудование, находящиеся на ответственном хранении по адресу: Рязанская область, г. Кораблино, ул. Т., д. 3, кв. 4.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 июля 2010 г. N А54-2505/2010С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании