1. Общие положения
1.1. Настоящее Региональное отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании законодательства Российской Федерации, законодательства Рязанской области, отраслевого Соглашения по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010-2012 годы, регионального Соглашения между профсоюзами, работодателями и Правительством Рязанской области на 2008-2010 годы.
1.2. Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, и связанных с ними экономических отношений, между работниками и работодателями, содержащим обязательства по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, занятости, социальных льгот и гарантий для работников здравоохранения, нормы которого обязательны для выполнения.
1.3. Сторонами Соглашения (далее - Стороны) являются:
- работники учреждений, организаций, предприятий, подведомственных министерству здравоохранения Рязанской области (далее - работники), в лице их полномочного представителя - Рязанского областного комитета Профсоюза работников здравоохранения РФ (далее - Профсоюз);
- работодатели государственных учреждений здравоохранения в лице их полномочного представителя - министерства здравоохранения Рязанской области (далее министерство).
1.4. Действие Соглашения распространяется на всех работников учреждений, органов управления здравоохранением области (в том числе руководителей), областной профсоюзной организации, первичные профсоюзные организации которых входят в состав отраслевого Профсоюза, а также на работников и работодателей, делегировавших сторонам право подписать Соглашение. Пункты, реализация которых обеспечивается за счет средств профсоюзных бюджетов, распространяются только на членов отраслевого Профсоюза.
1.5. Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров в учреждениях и организациях, находящихся в ведении министерства (далее - учреждения), при заключении территориальных отраслевых соглашений, трудовых договоров с работниками учреждений, а также при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.6. Стороны договорились о следующем.
1.6.1. Обком Профсоюза работников здравоохранения является полномочным представителем работников учреждений здравоохранения области, а министерство является представителем органов управления здравоохранением, учреждений здравоохранения области при разработке и заключении регионального Соглашения, ведении переговоров по решению трудовых, профессиональных и социально-экономических проблем, в частности по оплате и нормированию труда, социальным льготам и компенсациям, других вопросов в пределах их компетенции.
1.6.2. Представителями Профсоюза в учреждениях отрасли являются председатели организаций профсоюза работников здравоохранения РФ.
1.6.3. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и уточнения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона вносит соответствующее предложение о начале ведения переговоров согласно действующему законодательству Российской Федерации.
1.6.4. Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения и доводится до сведения работодателей, профсоюзных организаций и работников учреждений.
1.6.5. Коллективные договоры учреждений не могут содержать условий, ухудшающих права и гарантии работников, установленные трудовым законодательством, отраслевыми нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением.
1.6.6. В коллективном договоре учреждения с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей предусматриваются дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением, а также дополнительные социальные льготы для членов профсоюза за счет средств экономии фонда оплаты труда, внебюджетных источников финансирования и бюджета профсоюзной организации.
1.6.7. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В случае проведения реорганизации сторон Соглашения, принятые сторонами обязательства переходят к их правопреемникам.
1.7. В целях развития социального партнерства стороны признали необходимым следующее.
1.7.1. Создание на равноправной основе постоянно действующей отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе для ведения переговоров по заключению Соглашения, внесения в него дополнений и изменений, урегулирования возникающих разногласий и обеспечения постоянного (не реже одного раза в год) контроля за ходом выполнения Соглашения. Комиссия создается на основании приказа министерства и постановления президиума обкома Профсоюза.
1.7.2. Участие представителей сторон Соглашения в заседаниях их руководящих органов при рассмотрении вопросов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников. Предоставление друг другу своевременной и достоверной информации о принимаемых решениях, связанных с трудовыми, профессиональными и социально-экономическими правами и интересами работников учреждений; проведение взаимных консультаций по социально-экономическим и другим проблемам и задачам учреждений.
1.7.3. Стороны признают обязательным участие Комиссии в рассмотрении проектов нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Рязанской области в сфере труда в учреждениях здравоохранения.
1.7.4. Заблаговременно (не менее, чем за две недели) представлять в обком Профсоюза проекты нормативных правовых актов, вносимых министерством в Правительство Рязанской области и областную Думу, других правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и интересы работников, с целью учета мнения Профсоюза.
1.8. Руководители учреждений по запросу любой из сторон Соглашения предоставляют имеющиеся в их распоряжении данные по всему кругу социально-экономических и трудовых проблем работников, учащихся и студентов, в том числе:
- расчетные показатели и информацию о состоянии бюджетного финансирования учреждений отрасли;
- информацию о состоянии выплаты заработной платы, доплат и надбавок, компенсационных выплат работникам;
- информацию о состоянии материально-технической базы учреждений здравоохранения области, условий и охраны труда в учреждениях;
- показатели кадровой обеспеченности учреждений;
- показатели производственного травматизма и заболеваемости среди работников;
- количество оздоровленных детей и пролеченных в санаторно-курортной системе взрослых работников отрасли.
- информацию о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам в сельской местности;
- другие аналогичные документы
1.9. Руководители учреждений при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих социально-экономические и социально-трудовые отношения, предварительно направляют проекты указанных документов соответствующим выборным профсоюзным органам с целью получения и учета мотивированного мнения (ст. 8 ТК РФ).
2. Производственные и социально-экономические отношения
Стороны договорились о следующих совместных действиях по основным приоритетным направлениям деятельности.
2.1. Проводить взаимные консультации при принятии решений о реорганизации и реструктуризации в отрасли.
2.2. Расширять через коллективные договоры формы социальной защиты работников.
2.3. Обсуждать вопросы производственно-экономического характера на мероприятиях, проводимых Сторонами.
2.4. Организовать участие рязанских врачей во Всероссийском конкурсе "Лучший врач года".
2.5. Участвовать в разработке документов территориального Фонда обязательного медицинского страхования.
2.6. Разрабатывать для учреждений отрасли методические рекомендации, организовывать обучение основам экономических и правовых знаний, заключению коллективных договоров.
2.7. Обмениваться информацией о выявленных нарушениях трудового законодательства в учреждениях отрасли, готовить предложения по социально-экономической защите работников и добиваться их реализации в органах власти всех уровней.
2.8. Принимать все необходимые меры для ежегодного включения в бюджет области расходов на:
- выплату заработной платы работникам с учетом компенсационных доплат и повышения ставок заработной платы;
- выплату педагогическим работникам образовательных учреждений, либо структурных отделений учреждений здравоохранения компенсации на книгоиздательскую продукцию;
3. Оплата и нормы труда
3.1. В области оплаты труда и ее регулирования Стороны считают приоритетными следующие направления:
- повышение уровня оплаты труда работников государственной системы здравоохранения области и приближение ее размера к среднему уровню заработной платы в регионе;
- обеспечение ежегодного роста реальной заработной платы работников;
- справедливая дифференциация оплаты труда между работниками различных профессионально-квалификационных групп, реализация принципа "Равная оплата за равный труд".
3.2. Министерство:
3.2.1. Реализует меры по повышению средней заработной платы работников учреждений с учетом необходимости сближения ее уровня с уровнем средней заработной платы по Рязанской области.
3.2.2. Обеспечивает установление должностных окладов, надбавок, доплат, стажа непрерывной работы в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области, считая их минимально-гарантированным уровнем оплаты для всех учреждений здравоохранения области.
3.2.3. Проводит консультации с Профсоюзом при разработке и внедрении отраслевой системы оплаты труда.
3.2.4. Проводит анализ изменения реальной заработной платы по отрасли, информирует Профсоюз о его результатах не реже 1 раза в год.
3.2.5. Учитывает мнение Профсоюза по вопросам оплаты труда и в установленные законодательством сроки направляет в адрес Профсоюза письменный ответ о результатах рассмотрения его мнения по указанным вопросам.
3.2.6. В соответствии с рекомендациями министерства здравоохранения и социального развития РФ с участием Профсоюза разрабатывает, проводит эксперименты по введению и устанавливает новую отраслевую систему оплаты труда, отличную от ETC, ориентированную на повышение качества, эффективности работы и уровня социальной защиты работников отрасли.
3.2.7. При переходе на новую отраслевую систему оплаты труда в сфере здравоохранения обеспечивает в порядке, установленном трудовым законодательством, условия для участия Профсоюза в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых и других актов Рязанской области, в том числе нормативных правовых актов и приказов министерства, регулирующих вопросы оплаты труда в учреждениях отрасли.
3.3. Профсоюз:
3.3.1. Обеспечивает контроль соблюдения прав работников в части своевременности выплаты заработной платы, отпускных сумм, окончательного расчета в случае увольнения; социальных выплат.
3.3.2. Принимает непосредственное участие в рассмотрении трудовых споров.
3.3.3. Участвует в разработке и обсуждении проектов региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда в здравоохранении, в соответствии с действующим трудовым и отраслевым законодательством.
3.3.4. Участвует в контроле за установлением и выполнением норм нагрузки работников (в том числе для работ, выполняемых на условиях совместительства и совмещения должностей), включая проведение совместных с работодателями проверок по хронометражу рабочего времени, и дает обязательные к рассмотрению предложения при сокращении или увеличении штатной численности работников.
3.3.5. Оказывает методическую, практическую и юридическую помощь медицинским работникам по вопросам оплаты и нормирования труда, трудовому законодательству.
3.4.Стороны договорились выполнять следующие обязательства:
3.4.1. Разрабатывать и утверждать положения о выплатах поощрительного характера (премирование, стимулирующие надбавки, доплаты и т.д.) с участием выборного профсоюзного органа.
3.4.2. Принимать к реализации Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, ежегодно разрабатываемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также рекомендации Рязанской областной трехсторонней комиссии.
3.4.3. Устанавливать в коллективных договорах, что при нарушении работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на данный момент, от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета
3.4.4. При выплате заработной платы в обязательном порядке извещать каждого работника в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
3.4.5. Включать в состав тарификационных комиссий председателей выборных профсоюзных органов или их заместителей (по решению профсоюзного комитета).
3.4.6. За работу в ночное время (с 22.00. до 6.00.) обеспечивать доплату работникам в размере 50% должностного оклада за каждый час работы. Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи производить доплату в размере 100% должностного оклада за каждый час работы в ночное время в соответствии с Перечнем должностей, утверждаемым руководителем учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
3.4.7. Сохранять за работниками организаций на время их обучения (профессиональная подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации) с отрывом от работы среднюю заработную плату по основному месту работы. Оплата планового повышения квалификации и сертификации работников производится работодателем.
3.4.8. Сохранять за работником средний заработок и место работы (должность) в случае направления в командировку, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой в соответствии с действующим законодательством.
3.4.9. Продлевать в соответствии с письменным заявлением работника действие квалификационных категорий медицинских и педагогических работников не более, чем на 1 год, если срок их действия истек во время:
- длительной нетрудоспособности;
- нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
отпуска до одного года в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании";
а также:
- при возобновлении профессиональной деятельности после ее прекращения в связи с ликвидацией учреждения, увольнения по сокращению численности или штата работников или уходом на пенсию, независимо от ее вида;
- за год до наступления пенсионного возраста.
3.4.10. Оплата труда работников, и административно-управленческого персонала, занятых оказанием платных медицинских услуг, либо принимающих участие в организации работы по оказанию платных медицинских услуг и иной, приносящей доход деятельности производится на основании соответствующего Положения, являющегося приложением к коллективному договору. На оплату труда с учетом начислений государственными учреждениями направляются не более 55% средств доходов; государственными учреждениями, оказывающими стоматологические и косметические услуги - не более 69%. (Приказ министерства здравоохранения Рязанской области от 10.04.2009. N 334).
3.4.11. Согласовывать с выборным профсоюзным органом следующие локальные акты, затрагивающие права и интересы работников:
- положение об оплате труда;
- положение о расходовании средств, получаемых от приносящей доход деятельности;
- положение о премировании и выплате вознаграждений по итогам работы за год;
- перечень подразделений (должностей) медицинского персонала, занятого оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, имеющим право на получение доплаты в размере 100% к окладу за работу в ночное время;
- перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы могут повышаться оклады.
Другие вопросы, касающиеся социально-трудовых прав и интересов работников, принимаемые по согласованию с выборным профсоюзным органом, определяются коллективным договором учреждения.
На время приостановления работ, в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
3.4.12. Осуществлять совместные проверки по вопросам оплаты труда и соблюдения действующего законодательства в учреждениях отрасли, в том числе с привлечением Государственной инспекции труда в Рязанской области.
3.4.13. Проводить систематический анализ социально-экономического положения работников отрасли и вносить предложения в органы законодательной и исполнительной власти области, в Минздравсоцразвития РФ, Правительство РФ по усилению их социальной защищенности.
3.4.14. Министерство и руководители учреждений учитывают мнение соответствующих профсоюзных органов при принятии нормативных актов, которыми устанавливаются нормы нагрузки (нормы труда).
4. Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха
Стороны договорились выполнять следующие обязательства.
4.1. Трудовые отношения между работником и работодателем регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением и коллективным договором.
4.2. При приеме на работу трудовые отношения между работником и работодателем оформляются путем заключения трудового договора в письменной форме.
4.3. При приеме на работу представитель работодателя знакомит каждого работника с условиями труда, наличием вредных и опасных факторов на рабочем месте, положенных льготах (доп. отпуска, надбавки за вредность и т.п.), полагающимися средствами защиты, а также под роспись со следующими документами:
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- настоящим соглашением;
- коллективным договором;
- должностной инструкцией;
4.4. Условия, оговариваемые при заключении трудовых договоров, не могут ухудшать положение работника, определенное трудовым законодательством Российской Федерации. Изменение условий трудового договора может быть произведено только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
4.5. Режим труда и время отдыха определяются Правилами внутреннего трудового распорядка, являющимися приложением к коллективному договору и утверждаемыми работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
4.6. Обеспечить нормальную продолжительность рабочего времени для медицинских работников - не более 39 часов в неделю, для остальных работников организаций - 40 часов в неделю.
Конкретная продолжительность рабочего времени медицинских работников устанавливается на основании действующих нормативных правовых актов и фиксируется в коллективных договорах.
4.7. Определить виды работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:
- сверхурочная работа;
- работа на условиях ненормированного рабочего дня.
4.8. При использовании сверхурочных работ:
- организовать учет сверхурочных работ;
- не допускать их превышения свыше 120 часов в год;
- производить оплату за сверхурочную работу в повышенном размере в соответствии с трудовым законодательством.
4.9. Составлять графики сменности с учетом мнения выборного профсоюзного органа и доводить их до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.
4.10. Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. При невозможности уменьшения продолжительности работы (смены) в предпраздничный день переработку компенсировать предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, по письменному заявлению работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
4.11. При организации дежурств медицинского персонала в выходные и нерабочие праздничные дни соблюдать следующие условия:
- совокупная продолжительность дежурств, организуемых за счет сокращения рабочего времени, не должна превышать максимальной продолжительности ежедневной работы (смены) - 8 часов в месяц;
4.12. Всем работникам организаций предоставлять ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.13. Дополнительные отпуска предоставляются:
- за вредные условия труда согласно "Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 (в редакции последующих изменений и дополнений);
- за ненормированный рабочий день - в соответствии с коллективным договором, но не менее 3 календарных дней;
- за непрерывный стаж работы (не менее 3-х лет):
- 3-х дневный (в рабочих днях) дополнительный отпуск врачам выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, врачам участковых больниц и амбулаторий (в сельской местности), участковым врачам-терапевтам и врачам-педиатрам территориальных участков городских поликлиник, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 п. 32);
- 3-х дневный (в рабочих днях) дополнительный отпуск среднему медицинскому персоналу выездных бригад, старшим врачам станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков (приказ Минздрава СССР от 24.10.86. N 1420 П.5);
- 3-х дневный (в рабочих днях) дополнительный отпуск медицинскому персоналу участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, водителям выездных бригад станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи (приказ Минздрава от 13.03.91. N 42, П. 4).
- 3-х дневный (в рабочих днях) дополнительный отпуск врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) (Постановление Правительства РФ от 30.12.98 г. N 1588).
4.14. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем определяются коллективным договором. Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
4.15. Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня.
4.16. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска состоит из ежегодного основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.
4.17. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определять ежегодно в соответствии с графиками отпусков, утверждаемыми работодателями с учетом мнения выборного профсоюзного органа не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.
4.18. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяется коллективными договорами.
5. Охрана труда
Стороны договорились.
5.1. Обеспечить в организациях с численностью работников более 50 человек функционирование служб охраны труда, укомплектованных по установленным нормам специалистами, имеющими соответствующую подготовку.
5.2. Разработать и утвердить в каждом учреждении положение о службе охраны труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти
5.3. Обеспечить в каждом учреждении наличие кабинета или уголка по охране труда, укомплектованного нормативно правовыми актами по охране труда.
5.4. Спланировать и наладить регулярную работу совместных комиссий по охране труда учреждений здравоохранения.
5.5. Обеспечить своевременный контроль технического обслуживания медицинского оборудования на участках повышенной опасности (рентген, физиотерапия и т.п.).
5.6. Привести в соответствие с действующими нормативами работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Осуществлять систематический контроль за их работой.
5.7. Провести в течение 2010 г. - 2012 г. аттестацию рабочих мест, характеризующихся наличием вредных факторов.
5.8. Обеспечить выполнение постановления Правительства РФ N 825 от 15.07.99 г. об обязательных (бесплатных для работников) профилактических прививках.
5.9. Обеспечить профилактические медицинские осмотры для всех работников учреждений здравоохранения не реже 1 раза в год, а также периодические медицинские осмотры работников с вредными условиями труда не реже 1 раза в 5 лет в отделении профпатологии или в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
5.10. Коллективными договорами может быть предусмотрено оказание материальной помощи работникам на оздоровление из внебюджетных средств ЛПУ.
5.11. Включать технического инспектора труда ЦК Профсоюза и представителя министерства здравоохранения в качестве обязательных членов комиссии по приемке в эксплуатацию капитально отремонтированных, реконструированных и вновь построенных объектов здравоохранения, а так же при внедрении новой техники и оборудования.
5.12. Осуществлять совместный контроль за наличием в каждом учреждении списков должностей работников, которым положены дополнительные льготы за вредные условия труда, и информированностью работников о состоянии охраны труда и техники безопасности.
5.13. Обеспечить совместный контроль за:
- соблюдением норм и условий бесплатной выдачи молока или денежной компенсации на работах с вредными условиями труда;
- соблюдением норм, правил выдачи и учета средств индивидуальной защиты и спецодежды.
- соответствием санитарно-бытового обеспечения работников установленным нормам.
5.14. Проводить обязательное обучение и проверку знаний по охране труда всех работников здравоохранения, в том числе руководителей учреждений в установленном порядке. Для повышения эффективности обучения создать совместную рабочую группу из представителей министерства и Профсоюза с привлечением специалистов Государственной инспекции труда.
5.15. Проводить обучение уполномоченных по охране труда ЛПУ по соответствующим программам. Предоставлять уполномоченным по охране труда не менее 2 часов рабочего времени в неделю с оплатой среднего заработка для выполнения своих функций согласно коллективного договора
5.16. За хорошую работу поощрять уполномоченных по охране труда благодарностями, премиями, ценными подарками, почетными грамотами, 3-х дневными дополнительными оплачиваемыми ежегодными отпусками.
5.17. Обеспечивать обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Обеспечивать уплату страховщику страховых взносов.
5.18. Осуществлять контроль за регистрацией микротравм, полученных сотрудниками учреждений при работе с биологическим материалом.
5.19. Обеспечить выполнение требования об обязательном участии представителя министерства и Профсоюза при расследовании тяжелых и групповых несчастных случаев, а также несчастных случаев со смертельным исходом и профессиональных заболеваний.
5.20. Обмениваться информацией о состоянии охраны труда в ЛПУ по результатам проводимых проверок.
5.21. Проводить совместные семинары для инженеров по охране труда и членов совместных комитетов по охране труда ЛПУ.
5.22. Разработать региональную отраслевую программу охраны здоровья медицинских работников.
5.23. Руководители учреждений предоставляют профкомам информацию о нарушениях охраны труда, выявленных различными контролирующими органами, и о принятых мерах по их устранению.
5.24. Ежегодно рассматривать на совместных заседаниях министерства и Профсоюза состояние охраны труда в учреждениях области, причины несчастных случаев и профзаболеваний и результаты проведенных профилактических мероприятий по каждому учреждению.
6. Социальные льготы, гарантии и компенсации
Стороны договорились о нижеследующем.
6.1. Рассматривать вопросы сохранения и восстановления надбавки за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения с учетом конкретных причин, повлекших прерывание стажа, по письменному обращению работника в министерство и Профсоюз.
6.2. При наличии финансовых средств коллективными договорами может быть предусмотрено оказание следующих видов социальной поддержки работников:
- оплата проездных документов на городской транспорт в случаях, когда характер работы связан с разъездами, из средств бюджета или внебюджетных средств, либо обеспечивать работников транспортом;
- выплата работникам, выходящим на пенсию, единовременное пособие в зависимости от стажа работы в учреждении;
- предоставление работникам компенсации за содержание детей в дошкольных учреждениях;
- возмещение расходов на оплату жилья работникам учреждений, проживающим на частных квартирах и в общежитиях;
- компенсация расходов на проезд медицинским работникам, проживающим в городах и работающим в сельских учреждениях здравоохранения;
- предоставление работникам дополнительные оплачиваемые выходные дни в связи с событиями семейного или чрезвычайного характера;
- предоставление четырех дополнительных полностью оплачиваемых выходных дня в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет за счет средств социального страхования;
- обеспечение внеочередным оказанием работникам здравоохранения всех видов плановой медицинской помощи при заболеваниях и травмах. Информировать пациентов ЛПУ о праве медицинских работников на внеочередное обслуживание;
- обеспечение решения вопросов, связанных с реализацией права работников организаций здравоохранения на получение денежных пособий на основании следующих законодательных актов:
- Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.93. N 5487-1;
- Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.92. N 3185-1;
- Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30.03.95. N 38-ФЗ;
- Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от18.06.2001. N 77-ФЗ;
- Закона Рязанской области "О защите населения Рязанской области от туберкулеза" от 26.11.1997 N 79.
- выплачивать пособия на оздоровление работников учреждений по медицинским показаниям;
- возмещать в установленном законом порядке дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию при повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве, либо профессионального заболевания;
- содействовать обеспечению нуждающихся работников отрасли путевками для детей в детские загородные лагеря.
Конкретный перечень дополнительных мер социальной поддержки, условия и порядок их предоставления работникам, в том числе работникам-совместителям, предусматриваются коллективными договорами.
6.3. С целью повышения уровня социальной защиты работников отрасли добиваться выделения средств из областного бюджета:
- на санаторно-курортное лечение работников отрасли;
- на оплату работникам здравоохранения дорогостоящей медицинской помощи;
- на обеспечение медицинских работников жильем.
6.4. Принимать совместные решения о выдвижении работников на присвоение им почетных званий, награждение ведомственными знаками отличия, почетными грамотами и ином поощрении их органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Министерство ежегодно по ходатайству областной организации Профсоюза выделяет квоту на награждение работников отрасли из числа профсоюзного актива ведомственными наградами.
6.5. Инициировать в течение 2010 года разработку региональной программы льготного кредитования для работников отрасли, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
6.6. Совместно проводить и финансировать отраслевые мероприятия.
6.7. Согласовывать кандидатуры работников отрасли для занесения на областную Доску Почета.
6.8. Обком профсоюза принимает на себя следующие обязательства:
- оказывать единовременную помощь пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работникам учреждений здравоохранения, являющимся членами Профсоюза, в размере не менее МРОТ в зависимости от тяжести травмы или заболевания;
- оказывать материальную помощь в связи с тяжелыми заболеваниями и необходимостью дорогостоящего лечения работникам-членам профсоюза и членам их семей в размере 0,5 МРОТ;
- назначать и выплачивать профсоюзные стипендии студентам медицинского университета, медицинского колледжа и медицинских техникумов в соответствии с Положением, утвержденным обкомом Профсоюза.
7. Обеспечение гарантии занятости
Стороны договорились о следующих совместных действиях:
7.1. При заключении коллективных договоров предусматривать обязательства по организации профессиональной переподготовки высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора.
7.2. При принятии решений о высвобождении в связи с сокращением численности или штата работников, либо ликвидации организаций здравоохранения обеспечивать соблюдение действующего законодательства Российской Федерации.
7.3. Считать критерием массового высвобождения в отрасли сокращение численности или штата работников организации: одновременно в течение 60 календарных дней 25 человек и более при численности работающих 1000 человек и более; 20-24 человека при численности работающих от 500 до 1000 человек; 15-19 человек при численности работающих от 300 до 500 человек; 5% от общей численности при численности работающих до 300 человек.
7.4. Все вопросы высвобождения работников, связанные с изменением структуры, реорганизацией, а также сокращением численности и штата учреждения, рассматривать с участием профкома в соответствии с действующим законодательством.
7.5. При проведении мероприятий по реорганизации или ликвидации либо сокращении численности или штата работников руководствуются нормами Трудового кодекса Российской Федерации при проведении отбора кандидатур работников, подлежащих высвобождению, а также реализовывают гарантии и компенсации, предусмотренные статьями 178, 179 и 180 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.6. Предварительно (не менее чем за три месяца) письменно сообщать профсоюзному комитету о возможном массовом увольнении работников, информировать о его причинах.
7.7. При сокращении численности или штата работников кроме лиц, имеющих преимущественное право оставления на работе в соответствии с действующим трудовым законодательством, учитывать также работников:
- предпенсионного возраста (за 2 года до любого вида пенсии);
- одиноких матерей и отцов, воспитывающих детей до 16-летнего возраста, детей-инвалидов - до 18-летнего возраста;
- лиц, в семье которых один из супругов имеет статус безработного или пенсионера.
7.8. Выборные профсоюзные органы обеспечивают защиту социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством и настоящим соглашением для работников по вопросам занятости.
8. Гарантии профсоюзной деятельности
8.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, территориальных и первичных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются Трудовым Кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об общественных объединениях", Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, региональным Соглашением между профсоюзами, работодателями и Правительством Рязанской области, отраслевым Соглашением, настоящим и иными соглашениями, Уставом Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, коллективными договорами.
8.2. Министерство здравоохранения, администрация учреждений:
- обязуются соблюдать права и гарантии Профсоюза, содействовать его деятельности;
- бесплатно предоставляют первичной организации профсоюза необходимые помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы самого профсоюзного органа и проведения собраний работников; обеспечивают охрану и уборку выделяемых помещений, безвозмездно предоставляют имеющиеся транспортные средства и средства связи (в том числе компьютерное оборудование, электронную почту и Internet) и другие дополнительные услуги, которые закрепляются в коллективном договоре;
- предоставляют профсоюзным комитетам по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы другим социально-экономическим вопросам, жилищно-бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий проживания в общежитии и т.п.;
- не препятствуют представителям профсоюзных органов в посещении учреждений и подразделений, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав;
- обеспечивают по письменному заявлению работников ежемесячное и бесплатное перечисление членских взносов из заработной платы работников, являющихся членами профсоюза, а также других работников - не членов профсоюза, на которых распространяется действие настоящего соглашения и коллективного договора (в размере, предусмотренном для перечисления членских профсоюзных взносов), с расчетного счета учреждения на расчетный счет профсоюзной организации в полном объеме (в течение трех дней с момента получения учреждением средств на заработную плату);
- содействуют профсоюзным органам в использовании отраслевых и локальных информационных систем, а так же средств массовой информации для широкого информирования работников о деятельности профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли;
- создают условия для работы представителей комитетов профсоюза всех уровней в соответствующих комиссиях (аттестационной, по охране труда, по социальному страхования и других);
- могут перечислять в соответствии с трудовым законодательством на счет профсоюзного комитета учреждения денежные средства для ведения социально-культурной, физкультурно-оздоровительной и иной работы. Конкретные размеры отчислений устанавливаются коллективным договором.
8.3. Стороны признают гарантии для избранных (делегированных) в органы Профсоюза работников, не освобожденных от производственной деятельности (работы), в том числе:
- данные работники не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа профорганизации, членами которой они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях учреждений - без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа; а руководители и члены профсоюзных органов учреждений - вышестоящего профсоюзного органа;
- увольнение по инициативе представителя работодателя лиц, избранных в состав профсоюзных органов, допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а председателей профсоюзных организаций учреждений - с согласия вышестоящего профсоюзного органа;
- члены выборных профсоюзных органов, уполномоченные профсоюза по охране труда и социальному страхованию, представители профсоюзной организации в создаваемых в учреждении совместных с работодателем комиссиях освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором;
- члены выборных профорганов на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых Профсоюзом, освобождаются от производственной работы на условиях, предусмотренных коллективным договором, с сохранением средней заработной платы, исчисляемой в порядке, установленном действующим законодательством;
- учреждения здравоохранения в соответствии нормами трудового законодательства могут устанавливать работникам здравоохранения, избранным председателями профкомов, надбавки к заработной плате в размерах, определенных коллективным договором.
8.4. Стороны признают следующие дополнительные гарантии для избранных (делегированных) в органы Профсоюза работников, освобожденных от производственной деятельности (работы):
- работникам, избранным на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в том же или, с согласия работника, в другом учреждении; им предоставляется отсрочка от аттестации (конкурса) не менее чем на год, или аттестация только при личном согласии, или продлевается срок действия квалификационной категории присваиваемой по результатам аттестации;
- сохранение за выборными и штатными работниками профсоюзного органа социальных гарантий и льгот, действующих в учреждении (согласно коллективному договору).
8.5. Работа в качестве председателя профсоюзной организации и в составе ее выборного органа признается значимой для деятельности учреждения и принимается во внимание при поощрении работников и их аттестации.
8.6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 Трудового Кодекса.
8.7. Стороны совместно принимают решение о награждении ведомственными наградами выборных профсоюзных работников и рекомендуют руководителям учреждений здравоохранения и профсоюзным комитетам применять аналогичный порядок поощрения выборных профсоюзных работников.
9. Заключительные положения
9.1. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2012 года.
9.2. Итоги выполнения Соглашения рассматриваются на совместном заседании коллегии Министерства здравоохранения Рязанской области и президиума обкома Профсоюза (1 раз в год). В конце каждого календарного года руководители учреждений отрасли и председатели комитетов Профсоюза направляют письменный отчет о выполнении данного Соглашения соответственно министерству здравоохранения Рязанской области и областному комитету Профсоюза.
Коллегиальные выборные органы Профсоюза (Президиум, Пленум Комитета) имеют право обсуждать на своих заседаниях информацию о ходе реализации настоящего Соглашения с приглашением на них руководителей учреждений и должностных лиц министерства.
9.3. Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2012 года.
9.4. Соглашение открыто для присоединения к нему работников учреждений, работодателей, не уполномочивших ранее стороны на его заключение.
9.5. Каждая из сторон после подписания настоящего Соглашения разрабатывает план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств.
9.6. В период действия настоящего Соглашения стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров. Для предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры разрешения трудовых споров (забастовки) стороны используют все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов.
9.7. Министерство доводит текст Соглашения до руководителей подведомственных учреждений а обком Профсоюза - до сведения профсоюзных организаций. Текст Соглашения доводится до руководителей и работников учреждений не позднее одного месяца со дня его подписания.
9.8. Стороны Соглашения всемерно содействуют его реализации.
Министр здравоохранения Рязанской области |
Л.Н.Тюрина |
Председатель Рязанской областной |
Т.П.Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональное отраслевое соглашение между Министерством здравоохранения Рязанской области и Рязанской областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ на 2010-2012 годы
Текст Соглашения официально опубликован не был