Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 20 августа 2010 г. N А54-2668/2010С3
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г. Москва к обществу с ограниченной ответственностью "И", Кораблинский район Рязанской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ч.И.Н., главный специалист-эксперт, доверенность от 16.06.2010 г. N 44;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Б.Э.М., представитель по доверенности от 16.07.2010 г., Ц.И.Е. генеральный директор, установил: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "И" (далее - Общество, ООО "И") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Управления заявленные требования поддержал.
Представитель Общества просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Общество имеет лицензию Б 068196 от 27.06.2007 г. на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе головной фракции этилового спирта.
19.05.2010 г., рассмотрев декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уведомления о поставках этилового спирта, представленных Обществом, а также содержащиеся в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) сведения, Управление вынесло определение N 08-10/7/1 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В рамках дела об административном правонарушении сотрудниками Управления в присутствии понятых был проведен осмотр территории ООО "И", производственных помещений, находящегося там оборудования, вещей и документов и составлен протокол осмотра от 21.05.2010 г. N 08-10/7/2.
На основании анализа данных декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уведомлений о поставках этилового спирта, представленных ООО "И" и анализа данных ЕГАИС было установлено, что Общество несвоевременно представляло в Управление уведомления о поставках этилового спирта.
24 мая 2010 г. в присутствии генерального директора ООО "И" составлен протокол N 08-10/7/4 об административном правонарушении, в котором указано, что в действиях Общества присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С целью привлечения ООО "И" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.
В ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (п. 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 154).
Согласно п. 4 указанного Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Федеральной налоговой службы в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно п. 3 Положения "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 г. N 727, лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.
Соблюдение правил о представлении уведомлений о закупке и (или) поставке этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции является одним из лицензионных условий осуществления деятельности по производству и обороту указанной продукции.
Пунктом 3 ст. 9 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что поставки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции осуществляются при условии представления уведомления.
Уведомлением признается документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организаций, осуществляющих закупку, поставки указанной продукции (ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Порядок представления организациями уведомлений и их форма утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 9 Федерального закона N 171-ФЗ).
Согласно п. 23 Положения о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 857 (далее- Положение), организации представляют в контролирующий орган уведомления, подтверждающие закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, до осуществления поставки.
Уведомление представляется на бумажном носителе или в электронном виде.
Уведомление на бумажном носителе может быть представлено организацией через своего представителя или направлено в виде почтового отправления с описью вложения.
При отправке уведомления по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
В случае представления уведомления через представителя организации контролирующий орган не вправе отказать в принятии уведомления и обязан поставить на копии уведомления отметку.
Как усматривается из материалов дела, Обществом были произведены поставки этилового спирта в адрес следующих организаций:
- ООО "В" (товарно-транспортная накладная от 05.04.2010 г. N И0000030, уведомление представлено 10.04.2010 г.);
- ООО "В-т" (товарно-транспортная накладная от 12.04.2010 г. N И0000031, уведомление представлено 13.04.2010 г.);
- ООО "К" (товарно-транспортная накладная от 15.04.2010 г. N И0000033, уведомление представлено 16.04.2010 г.; товарно-транспортная накладная от 03.05.2010 г. N 0000039, уведомление представлено 04.05.2010 г.);
- ООО "К П" (товарно-транспортная накладная от 21.04.2010 г. N И0000034, уведомление представлено 22.04.2010 г.);
- МУП "Р" (товарно-транспортная накладная от 27.04.2010 г. N И0000037, уведомление представлено 28.04.2010 г.);
- ОАО "Кондитерско-булочный комбинат "Ч" (товарно-транспортная накладная от 29.04.2010 г. N 0000038, уведомление представлено 30.04.2010 г.);
- ООО "Р" (товарно-транспортная накладная от 05.05.2010 г. N И0000040, уведомление представлено 13.05.2010 г.; товарно-транспортная накладная от 12.05.2010 г. N И0000044, уведомление представлено 13.05.2010 г.).
19.05.2010 г. Общество отгрузило ООО "Р" спирт по товарно-транспортной накладной N И 0000052 и оформило уведомление N 47 от 19.05.2010 г. о поставках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции.
19.05.2010 г. Общество также отгрузило ПХФК ООО "М" спирт по товарно-транспортной накладной N И 0000051 и оформило уведомление N 48 от 19.05.2010 г. о поставках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении трех месяцев со дня обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В связи с чем допущенные обществом нарушения 10.04.2010 г.,13.04.1010 г. 16.04.2010 г.,04.05.2010 г., 22.04.2010 г., 28.04.2010 г. 30.04.2010 г.,13.05.2010 г. (несвоевременное представление уведомлений) не могут служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности, поскольку на момент вынесения арбитражным судом решения (20.05.2010 г.) истек, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
В то же время Управлением зафиксированы нарушения лицензионных требований, которые служат основанием для привлечения Общества к административной ответственности, а именно - несвоевременное представление уведомлений N N 47, 48, оправленных по почте 20.05.2010 г.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий, вина Общества в нарушении лицензионных требований доказана, что является достаточным основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 24.05.2010 г. N 08-10/7/4, протоколом осмотра N 08-10/7/2 от 21.05.2010 г. принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Согласно п. 64 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 г. N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу п. 18.1 указанного постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка Управления на отсутствие оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельной.
Как установлено судом и следует из материалов дела, правонарушение совершено Обществом неумышленно, просрочка отправления уведомлений N N 47,47 составляет один день.
Просрочка отправления уведомлений связана также с сокращенным режимом работы местного отделения почтовой связи. Отделение почтовой связи Ибердский с 20.01.2010 г. по 31.05.2010 г. работало с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут два рабочих дня в неделю (вторник, пятница).
Данное обстоятельство подтверждается письмом начальника Ряжского почтамта от 31.05.2010 г. N 62.54.11-102/12.
Кроме того, у заявителя отсутствует техническая возможность принятия уведомлений в электронном виде.
Учитывая вышеизложенное, степень вины правонарушителя, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере оборота этилового спирта, арбитражный суд считает возможным применить норму ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить Общество от административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
В силу ч. 1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "И", расположенного по адресу, Рязанская область, Кораблинский район, п. Ибердский, ул. Ц. д. 1, к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Освободить общество с ограниченной ответственностью "И", расположенное по адресу, Рязанская область, Кораблинский район, п. Ибердский, ул. Ц. д. 1, от административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 августа 2010 г. N А54-2668/2010С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании