Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 15 октября 2010 г. N А54-4038/2010С12
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя С.О.А., г. Рязань к Администрации г. Рязани, Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г. Рязани третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании зарегистрированного права отсутствующим
при участии в судебном заседании:
от истца: Д.Д.В. - представитель по доверенности от 07.09.2010 N 31;
от ответчиков: С.Т.А. - начальник отдела правового управления по доверенности от 11.01.2010 N 20/1-03;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;
установил: индивидуальный предприниматель С.О.А., г. Рязань обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Администрации города Рязани и Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани, г. Рязань о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, д. 8 "а", площадью 1897 кв. м, зарегистрированного за Управлением благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 18.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Исковые требования мотивированы тем, что предприниматель С.О.А. 15.07.2010 обратилась в администрацию города Рязани с заявлением о предоставлении в аренду для целей благоустройства земельного участка по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, д. 8 "а " с кадастровым номером 62:29:0060032:38. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данный земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания сквера, площадью 1897 кв.м. находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани. Тем самым право истца на получение в аренду земельного участка в установленном порядке, предоставленное земельным законодательством, было нарушено в связи с предоставлением этого земельного участка Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани. Предприниматель полагает, что Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани, являясь структурным подразделением администрации города Рязани, не является органом местного самоуправления и не может быть субъектом права постоянного (бессрочного) пользования согласно статье 268 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем данное право должно быть признано отсутствующим в судебном порядке.
Представитель предпринимателя в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель Администрации города Рязани и Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г. Рязани иск не признал, указывая на то, что в соответствии с п. 161 приложения N 1 к решению Рязанского городского Совета от 12.06.2006 N 688-III земельный участок, расположенный у Троицких ворот по Московскому шоссе, занят сквером. После проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка общей площадью 1897 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, д. 8а, он на основании постановления Администрации г. Рязани от 06.08.2008 N 4859 был предоставлен МУ "Дирекция благоустройства города" для размещения сквера. В настоящее время указанный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании у Управления благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Рязани, которое является структурным подразделением Администрации города Рязани и одной из основных его задач является организация, содержание объектов внешнего благоустройства города. Указанный земельный участок входит в состав рекреационной зоны с разрешенным использованием: для отдыха граждан и туризма, тогда как истец испрашивал данный участок под благоустройство.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явилось, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В отзыве на исковое заявление указало, что на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком был представлен пакет документов, необходимых для государственной регистрации права в соответствии с требованиями статьи 16 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, решением Рязанского городского Совета от 12.06.2006 N 688-III "О дополнительных мерах по сохранению объектов озеленения города Рязани" (приложение N 1, позиция 161; л.д. 48) сквер у Троицких ворот по Московскому шоссе города Рязани включен в состав земель рекреационного назначения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного решения Рязанского городского Совета следует читать как "от 12.10.2006"
В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с пунктом 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В анализируемой ситуации исключается возможность признания за индивидуальным предпринимателем С.О.А. каких-либо прав (аренды, бессрочного пользования и т.д.) на данный земельный участок, так как признание за предпринимателем права повлечет изменение целевого назначения земельного участка.
Оспаривая право Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г. Рязани на земельный участок, и не имея на этот участок собственных прав, предприниматель С.О.А. не является заинтересованным лицом, которое в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе осуществить защиту своего нарушенного или оспариваемого права, в том числе и предъявлением настоящего иска о признании права отсутствующим.
Согласно статье 24 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань структуру органов местного самоуправления города Рязани составляют:
1) представительный орган города Рязани - Рязанский городской Совет; представительный орган, избираемый после вступления в силу настоящего Устава, именуется - Рязанская городская Дума;
2) глава муниципального образования, именуемый - глава муниципального образования, председатель Рязанского городского Совета, а после избрания Рязанской городской Думы - глава муниципального образования, председатель Рязанской городской Думы;
3) исполнительно-распорядительный орган - администрация города Рязани, возглавляемая главой администрации города Рязани;
4) контрольный орган - Контрольно-счетная палата города Рязани.
Согласно статье 38 Устава администрация города Рязани осуществляет исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Рязанской области, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции представительного органа города Рязани, иных органов местного самоуправления города.
Структура администрации города утверждается представительным органом города Рязани по представлению главы администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города. Органы администрации города с правами юридического лица учреждаются решением представительного органа города Рязани, действуют на основании положений о них, утвержденных представительным органом города Рязани.
Решением Рязанской городской Думы от 21.08.2008 N 471-1 утверждена структура администрации города Рязани. Пунктом 2 данного решения определено, что подразделением администрации города Рязани, наделенным правами юридического лица, является, в том числе, Управление благоустройства города и дорожного хозяйства.
Положение об Управлении благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани утверждено решением Рязанской городской Думы от 27.11.2008 N 815-1.
Согласно Положению, Управление является структурным подразделением администрации города, обладает правами юридического лица, финансируется из средств бюджета города. Управление является главным распорядителем бюджетных средств в области благоустройства и дорожного хозяйства города, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, несет ответственность за целевое использование и распоряжение бюджетными средствами.
Основными задачами Управления являются: - организация содержания, ремонта, строительства объектов внешнего благоустройства города и дорожного хозяйства; - подготовка предложений по основам функционирования объектов внешнего благоустройства города и автомобильных дорог города, их использования; - внедрение перспективных технологий и стандартов в сфере внешнего благоустройства и дорожной деятельности на объектах города; - подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата при осуществлении деятельности, связанной с внешним благоустройством города и дорожным хозяйством.
Функции Управления определены разделом 4 Положения и включают: - осуществление распорядительного управления подведомственными учреждениями и предприятиями, составляющими муниципальную собственность и закрепленными за Управлением распоряжением главы администрации города; - взаимодействует со структурными подразделениями администрации города и другими заинтересованными лицами с подведомственными предприятиями по вопросам благоустройства и дорожного хозяйства и др.
Таким образом, закрепление земельного участка за Управлением отвечает его основным задачам и функциям, предусмотренным Положением об Управлении благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани.
На основании изложенного, требования предпринимателя С.О.В. лишены правовых оснований, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении исковых требований отказать
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15 октября 2010 г. N А54-4038/2010С12
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании