Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 13 октября 2010 г. N А54-4619/2010С21
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области к некоммерческому партнерству "Д", г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 24.03.2010, удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности - И.Л.А., директор, паспорт
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в суд с заявлением к некоммерческому партнерству "Д", г. Рязань (далее - НП "Д") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа поддержала заявленное требование о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности.
Представитель НП "Д" факт совершения выявленных нарушений признает, но просит суд ограничиться устным замечанием в связи с устранением нарушений; ранее НП "Д" к ответственности не привлекалось.
Из материалов дела следует: 17.08.2010 на основании приказа N 173 орг. от 01.09.2010 (л.д. 5-6) старшим государственным инспектором В.Н.В. была проведена внеплановая проверка соблюдения НП "Д" лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В ходе проверки были выявлены нарушения, по результатам проверки составлен акт N 051-ВН от 09.09.2010 (л.д. 7-11) и протокол об административном правонарушении А-62 N 000253 от 09.09.2010 в присутствии директора НП "Д" (л.д. 13-14).
Осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные материалы, заслушав доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
Некоммерческое партнерство "Д" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1026201075647.
В соответствии с выданной НП "Д" лицензией (регистрационный номер АСС-62-213887), условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 (в ред. от 25.11.2009), деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ), медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом (Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" в ред. Приказа Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90).
В соответствии с п. 3.3.1 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Руководитель организации имеет право в случае сомнения в состоянии здоровья водителя направить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.
Судом установлено и НП "Д" не опровергнуто, что НП "Д" не обеспечено прохождение обязательного периодического медицинского освидетельствования водителей в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, не обеспечен контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований. Во время проверки установлены факты наличия медицинских справок, срок действия которых истек. Так, у водителя С.Г.В. медицинское освидетельствование от 23.08.2007, очередное переосвидетельствование должен был пройти 23.08.2010, однако очередное освидетельствование им было пройдено 01.09.2010. С 23.08.2010 по 27.08.2010 осуществлял перевозку пассажиров по городскому маршруту N 87 "Недостоево - пл. Мичурина - пл. Театральная" без прохождения медицинского освидетельствования. Водитель С.А.П., проходил медицинское освидетельствование 26.08.2007, очередное переосвидетельствование должен был пройти 26.08.2010, однако очередное переосвидетельствование им было пройдено 01.09.2010. С 27.08.2010 по 28.08.2010 осуществлял перевозку пассажиров по городскому маршруту N 87 "Недостоево - пл. Мичурина - пл. Театральная", без прохождения медицинского освидетельствования.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что НП "Д" нарушены требования ст. 23 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" и п. 3.3.1. Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов".
В силу п. 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Судом установлено и НП "Д" не опровергнуто, что НП "Д" не обеспечена необходимая оперативная информация об условиях движения и работы на маршруте путем проведения периодического инструктажа в августе 2010 водителям транспортных средств - Е.В.В., А.В.Д., А.В.В., А.А.А., Е.С.Н., что подтверждается журналом учета вводного инструктажа, приказом о приеме на работу водителей N 27 от 28.08.2010.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что НП "Д" нарушены требования п. 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, п.п. 1,4 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом, утв. зам. министра автомобильного транспорта РСФСР от 20.01.1986, введен в действие РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.
В силу п. 3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами (3.2.1). Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки (3.2.2). Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей (3.2.3). После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (3.2.4). Водитель, не получивший допуск к управлению транспортным средством после прохождения стажировки, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде (3.2.5).
В п. 6 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986) определены категории лиц, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобуса, и ее продолжительность.
Судом установлено и НП "Д" не опровергнуто, что НП "Д" не обеспечило проведение стажировки при приеме на работу водителям Ж.К.Н., И.А.К. Стажировочные листы не представлены, допуск к самостоятельной работе в установленном порядке не осуществлен. Факт работы данных водителей на маршруте без стажировки подтверждается путевыми листами от 23.08.2010, 24.08.2010, 25.08.2010, 29.08.2010, 30.08.2010, 31.08.2010.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что НП "Д" нарушены требования п. 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, п.6 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986).
Согласно п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения. Судом установлено и НП "Д" не опровергнуто, что в НП "Д" не осуществляется регулярный контроль выполнения должностными лицами возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения и не организовано проведение указанного контроля специально назначенными должностными лицами (службами) организации. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной директором НП "Д" И.Л.А. 12.08.2008, инженер по эксплуатации и безопасности дорожного движения должен исполнять обязанности, по которым в ходе проверки выявлены нарушения, а именно: осуществлять контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований, проводить инструктажи и стажировки водителей (п.п. 2.1.14; 2.1.4; 2.1.10 должностной инструкции - л.д. 26,27).
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что НП "Д" нарушены требования п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении А-62 N 000253 от 09.09.2010, как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку факт совершения НП "Д" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина НП "Д" в совершении правонарушении имели место и подтверждены материалами дела, арбитражный суд считает, что административный орган правомерно обратился в суд с заявлением о привлечении НП "Д" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административной ответственности" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае. При этом формальный состав правонарушения не исключает возможности применения к нему критериев малозначительности.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом учтено, что в настоящее время НП "Д" устранило все выявленные нарушения, что подтверждается актом внеплановой проверки N 063-ВН от 06.10.2010, протоколом общего собрания членов некоммерческого партнерства "Д" N 18 от 02.09.2010, протоколом общего собрания членов некоммерческого партнерства "Д" N 19 от 09.09.2010; НП "Д" впервые привлекается к административной ответственности. Доказательств того, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу для охраняемых законом общественных отношений, административным органом не представлено.
Арбитражный суд, исследовав в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации доказательства по делу, установив в действиях НП "Д" состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о его малозначительности.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает возможным применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить НП "Д" от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении некоммерческого партнерства "Д", зарегистрированного по адресу: 390007 г. Рязань, ул. М., д. 1А (390048 г. Рязань, ул. Б., д. 104), основной государственный регистрационный номер 1026201075647, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать. Освободить некоммерческое партнерство "Д", зарегистрированное по адресу: 390007 г. Рязань, ул. М., д.1А (390048 г. Рязань, ул. Б., д. 104), основной государственный регистрационный номер 1026201075647, от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 13 октября 2010 г. N А54-4619/2010С21
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании