Определение Рязанского областного суда
от 16 февраля 2011 г. N 33-262
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям на решение Московского районного суда города Рязани от 17 декабря 2010 года, которым постановлено:
Заявление Управления лесного хозяйства Рязанской области удовлетворить.
Предписание от 11 июня 2010 г. об устранении нарушений при осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации государственного пожарного надзора в лесах Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям, вынесенное главному управлению лесного хозяйства Рязанской области отменить.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения представителя Управления лесного хозяйства Рязанской области А.А.С., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Главное управление лесного хозяйства Рязанской области обратилось в суд с заявлением, в котором просило отменить предписание от 11 июня 2010 г. Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям, вынесенное главному управлению лесного хозяйства Рязанской области. В обоснование требований указало, что в соответствии с Планом проверок исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по государственному лесному контролю, надзору и пожарному надзору в лесах на 2010 г. и на основании приказа Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 11.05.2010 г. N 163 "О проведении мероприятий по контролю", сотрудниками Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям в период с 18.05.2010 г. по 28.05.2010 г. была проведена плановая выездная проверка исполнения главным управлением лесного хозяйства Рязанской области переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах в период подготовки в пожароопасному сезону 2010 года. По результатам проведенной проверки Управлением Россельхознадзора в адрес главного управления лесного хозяйства был направлен акт проверки осуществления государственного пожарного надзора в лесах от 2.06.2010 г. 11 июня 2010 г. главному управлению лесного хозяйства Рязанской области было вынесено Предписание об устранении нарушений при осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации государственного пожарного надзора в лесах. В соответствии с предписанием, главному управлению лесного хозяйства необходимо осуществить следующие действия:
Принять все исчерпывающие меры, в пределах компетенции, по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах Рязанской области, в том числе:
- определить круг должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах Рязанской области и закрепить за ними полномочия по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах Рязанской области в нормативных документах, регламентирующих их деятельность;
- представить документы, подтверждающие осуществление полномочий по государственному пожарному надзору в лесах в порядке, установленном нормами действующего законодательства.
Поскольку на момент вынесения Предписания соответствующий порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах Правительством установлен не был, заявитель полагает, что данное предписание является незаконным. В Лесном кодексе РФ и иных нормативных правовых актах Российской Федерации на момент вынесения Предписания не содержалось правовых норм, закрепляющих за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по определению перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный пожарный надзор в лесах на территории субъекта Российской Федерации. Кроме того, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора и государственного пожарного надзора в лесах с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений. Однако, до настоящего времени Порядок организации работы по контролю и надзору за исполнением за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах не принят, в связи с чем отсутствует процедурный порядок осуществления мероприятий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах со стороны территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, а так же не определен круг вопросов, подлежащих рассмотрению при проведении соответствующих проверок.
Суд удовлетворил заявление, постановив вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе (включая дополнение) представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям просит решение суда отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении всех исковых требований. Считает решение незаконным и необоснованным в связи неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.
При рассмотрении данного заявления судом первой инстанции подробно исследованы обстоятельства дела, проанализированы доводы участников процесса, дан анализ представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Решение суда содержит подробное изложение указанных фактов.
Согласно п.п. 19 пункта 1 главы 3 Положения о главном управлении лесного хозяйства Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области N 102 от 11 июня 2008 г (с изменениями от 10.02.2010 г. N 21), к полномочиям главного управления лесного хозяйства относится осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществление в пределах установленных полномочий в границах территории Рязанской области государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах.
В соответствии с пунктом 5.2(1).8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному контролю", Федеральная службы осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора и государственного пожарного надзора в лесах с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а так же о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
22 июня 2010 г. Управлением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям в адрес главного управления лесного хозяйства Рязанской области направлено предписание, которым предлагается:
Принять все исчерпывающие меры, в пределах компетенции, по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах Рязанской области, в том числе:
- в срок до 25 июня 2010 г. определить круг должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах Рязанской области и закрепить за ними полномочия по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах Рязанской области в нормативных документах, регламентирующих их деятельность;
- в срок до 1 августа 2010 г. представить документы, подтверждающие осуществление полномочий по государственному пожарному надзору в лесах в порядке, установленном нормами действующего законодательства.
Вопреки утверждению кассатора о неправильном применении и толковании норм материального права, суд обоснованно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения.
Согласно п. 4 ст. 97 ЛК РФ порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 6 п. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе функции по осуществлению государственного пожарного надзора, за исключением случаев, предусмотренных п. 37 ст. 81 ЛК РФ.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что на момент вынесения оспариваемого предписания Правительство Российской Федерации являлось единственным субъектом правомочным устанавливать порядок осуществления государственного надзора, в том числе определять должностных лиц, ответственных за государственный пожарный надзор в лесах.
Согласно Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 595 от 3 августа 2010 г., функции по осуществлению государственного пожарного надзора, в том числе установление перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, переданы указанным органам с момента вступления данного положения в силу, то есть с 17 августа 2010 г.
Следовательно, на момент вынесения Предписания отсутствовал разработанный Правительством РФ порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах, у заявителя не было предусмотренных законом оснований для выполнения действий, указанных в Предписании. Таковые правовые основания появились после принятия вышеназванного Положения. И постановлением ГУ лесного хозяйства Рязанской области N 4-П от 26.10.2010 г. соответствующий перечень должностных лиц утвержден.
При таких обстоятельствах с учетом правового регулирования спорных правоотношений суд обоснованно заявление удовлетворил.
Доводы кассатора о том, что установление перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах Рязанской области не входит в природу порядка осуществления данного государственного надзора - не могут быть приняты в качестве правомерных.
Согласно п. 1 Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах оно (Положение) устанавливает порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах, в том числе и в части передачи функции установления перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации этим органам. Толкование данной нормы свидетельствует о том, что в понятие "порядок" включено и определение перечня должностных лиц, осуществляющих такой надзор.
Доводы кассатора о том, что оспариваемым Предписанием права и свободы заявителя не были нарушены, поскольку Предписание не несет для него никаких правовых последствий, и кроме того, действия, указанные в предписании, фактически заявителем выполнялись - не могут быть основанием для отмены судебного решения, так как не имеют правового значения при рассмотрении дела.
Ссылка кассатора на то обстоятельство, что ходатайство о замене стороны правопреемником, заявленное в суде первой инстанции, не рассмотрено - также не может служить основанием для отмены решения суда. Действительно, в материалах дела имеется ходатайство представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям о замене участника процесса - Управления на Федеральное агентство лесного хозяйства в связи с переходом функций по контролю и надзору по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах к указанному агентству на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.08.2010 года. Вместе с тем, предметом рассмотрения суда в порядке главы 25 ГПК РФ являлось предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям, которое не ликвидировано, и именно оно может обосновывать свои действия. Кроме того, отсутствие определения суда о рассмотрении ходатайства о замене стороны правопреемником не является тем нарушением процессуального законодательства, которое привело к неправильному разрешению дела и в силу ст. 364 ГПК РФ не является безусловным основанием для отмены решения суда.
Доводы кассатора, что пункту предписания о необходимости представления документов, подтверждающих осуществление полномочий по государственному пожарному надзору в лесах в порядке, установленном нормами действующего законодательства, не дана судебная оценка- не могут быть приняты в качестве обоснованных. Данный пункт предписания, исходя из его буквального содержания, определяется указаниями первого пункта предписания. А потому правильно все указания предписания признаны незаконными на момент его вынесения. Кроме того, этому пункту предписания, вопреки доводов кассатора, дана правовая оценка, которая содержится в тексте судебного решения.
Доводы кассатора, обозначенные в дополнении к кассационной жалобы, о том, что ФЗ от 6.10.1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения осуществлять нормативно-правовое регулирование в области лесных отношений, и заявитель имел законную возможность определить должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного пожарного надзора в лесах - явились предметом судебной оценки при рассмотрении дела. Судебная коллегия согласна с позицией районного суда в данной части. Оспариваемое предписание касалось не просто деятельности заявителя в области лесных отношений, а конкретной сферы - государственного пожарного надзора в лесах, установление порядка осуществления которого согласно вышеприведенного федерального законодательства отнесено к полномочиям Правительства РФ. И только в августе 2010 года Правительство РФ в рамках своих полномочий передало функции по осуществлению государственного пожарного надзора, в том числе установление перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанным органам.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения. Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Московского районного суда города Рязани от 17 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 16 февраля 2011 г. N 33-262
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании