Определение Рязанского областного суда
от 1 декабря 2010 г. N 33-2020
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 15 октября 2010 года, которым постановлено:
Признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области от 16 апреля 2010 года N и от 12 июля 2010 года N в предоставлении Б.И.С. мер социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным.
Признать за Б.И.С. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения представителя Б.И.С. по доверенности Б.В.И., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Б.И.С. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании отказа незаконным и признании права на предоставление мер социальной поддержки. Свои требования мотивировал тем, что является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы, зарегистрирован и проживает в квартире <адрес> общей площадью 44,7 кв. м. с 13.04.1976 г. В указанной квартире кроме него зарегистрированы и проживают его сын ФИО13 - с 2000 г., жена сына - ФИО6, внучка ФИО7, правнучка ФИО8 - с 2008 г., в связи с чем на каждого проживающего приходится 8,94 кв. м общей площади, то есть менее учетной нормы по г. Рязани. Другого жилья в собственности вышеуказанные лица не имеют, таким образом, он, Б.И.С., является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании Федерального закона "О ветеранах" 17.03.2010 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветеран Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Ответчик отказал в предоставлении указанных мер на том основании, что с момента вселения в квартиру трех членов семьи, в связи с чем у него возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий, не прошло 5 лет.
Считал отказ незаконным, поскольку к моменту издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" он уже был нуждающимся в жилье и никаких намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал, таким образом у него возникло бесспорное право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем
Просил признать отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и признать за собой право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Суд удовлетворил заявленные требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит отменить решение суда и в исковых требованиях Б.И.С. отказать. Кассатор указал, что истцом были совершены действия, в результате которых он стал нуждающимся в улучшении жилищных условий: регистрация троих человек в жилом помещении, принадлежащем истцу. В связи с чем Б.И.С. может быть признан нуждающимся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оно отмене не подлежит.
При рассмотрении дела суд правильно применил нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Судом бесспорно установлено, что Б.И.С. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы бессрочно по причине "заболевание получено в период прохождения военной службы".
Подпунктом 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) "О ветеранах" установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.1 настоящего Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", является предоставление им жилых помещений в собственность.
Согласно подпункту 2 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что Б.И.С. в 1975 г. был выдан ордер на вселение в квартиру <адрес> общей площадью 44,7 кв. м, он является членом ЖСК "Р", паевые взносы за указанную квартиру выплачены полностью. В органах государственной регистрации право на квартиру не зарегистрировано.
Кроме Б.И.С. в указанной квартире зарегистрированы и проживают сын истца Б.В.И. - с 15.09.2000 г., жена сына ФИО6 - с 22.01.2008 г., внучка истца ФИО7 - с 22.01.2008 г., правнучка истца ФИО8 - с 22.01.2008 г. Других жилых помещений за истцом и членами его семьи не зарегистрировано.
В указанном жилом помещении на долю каждого проживающего приходится менее установленной учетной нормы в городе Рязани общей площади жилья на одного человека - 8,94 кв. м. (Решение Рязанского городского Совета от 25 августа 2005 г. N - 12 кв. м). Следовательно, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
17.03.2010 г. Б.И.С. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем и полным пакетом необходимых документов.
Сообщениями N от 16.04.2010 г. и N от 12.07.2010 г. Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало истцу в предоставлении мер социальной поддержки на том основании, что с момента регистрации в спорной квартире ФИО6, ФИО7, ФИО8 в 2008 г., в результате которой у Б.С.И. возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий, не истек установленный Законом пятилетний срок.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области также указывает, что, по его мнению, Б.И.С. намеренно совершены действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом первой инстанции установлено, что в 1975 г. Б.И.С. был выдан ордер на квартиру <адрес>. С 15.09.2000 г. в указанной квартире зарегистрирован и проживает совместно с истцом его сын - Б.В.И. В 2008 году супруга сына ФИО6 продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру <адрес>, в которой кроме неё также были зарегистрированы их сын и дочь - ФИО7 Сыну и членам его семьи была приобретена квартира, а ФИО6, ФИО7 и ФИО8 зарегистрировались в квартире истца Б.И.С. Иного места жительства они не имеют.
Ранее, до принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"" мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года.
Однако истец не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., вселение и регистрация в спорной квартире ФИО6, ФИО7, ФИО8 произведена 22.01.2008 г.
О том, что в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"" у него возникнет право на улучшение жилищных условий, Б.И.С. предполагать не мог.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истца по ухудшению своих жилищных условий, а потому иск был обоснованно удовлетворен.
При рассмотрении дела судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Решения суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 15 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 1 декабря 2010 г. N 33-2020
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании