Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации
муниципального образования -
Рязанский муниципальный район
от 15 февраля 2011 г. N 30-р
Программа
по повышению эффективности расходов бюджета
муниципального образования на период до 2013 года
Паспорт
Программы по повышению эффективности расходов
бюджета муниципального образования на период до 2013 года
Наименование Программы |
Программа по повышению эффективности расходов бюджета муниципального образования на период до 2013 года (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования Рязанский муниципальный район |
Разработчик Программы |
Финансовое управление муниципального образования - Рязанский муниципальный район |
Основание для разработки Программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации; Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р |
Исполнители Программы |
Органы исполнительной власти Рязанского муниципального района, администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район |
Цель и задачи |
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти муниципального образования - Рязанский муниципальный район по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества. Основные задачи Программы: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Рязанского муниципального района, как части бюджетной системы Российской Федерации и Рязанской области; оптимизация объемов и порядка предоставления муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных заданий; оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, проведение структурных реформ в бюджетной сфере; создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ в бюджетной сфере; совершенствование качества управления муниципальными финансами; внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования; совершенствование всех стадий муниципальных закупок; снижение объема муниципального долга Рязанского района и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: формирование проекта Решения о бюджете муниципального образования на три года (очередной финансовый год и плановый период), начиная с 2013 года; доля расходов районного бюджета, финансируемых в рамках программно-целевого бюджетного планирования, должна составлять в 2013 году не менее 30% общего объема расходов; доля расходов районного бюджета, регулируемых нормативными правовыми актами, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих обязательств, должна составлять в 2013 году не менее 70% общего объема расходов |
Сроки реализации Программы |
до 2013 года |
Перечень основных мероприятий |
План мероприятий реализации Программы приведен в приложении к Программе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация мероприятий Программы позволит: повысить качество управления общественными финансами и эффективность бюджетных расходов Рязанского муниципального района; расширить горизонты планирования, включая формирование трехлетнего районного бюджета; внедрить программно-целевой принцип организации деятельности исполнительных органов Рязанского муниципального района; обеспечить переход к утверждению "программного" районного бюджета; внедрить новые формы оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; обеспечить повышение доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг, эффективности деятельности исполнительных органов Рязанского муниципального района; совершенствовать качество управления муниципальными финансами; создать информационную среду, обеспечивающую прозрачность бюджетной системы Рязанского муниципального района; совершенствовать инструмент управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок; оптимизировать объем муниципального долга Рязанского муниципального района и расходов на его обслуживание; |
1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости разработки и реализации Программы
В настоящее время в Российской Федерации проводится комплексная реформа бюджетного процесса. Основы этой реформы были заложены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Указанная Концепция в первую очередь была ориентирована на внедрение новых инструментов бюджетирования, имеющих программно-целевую направленность.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые расширили возможности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере управления общественными финансами и активизировали работу по внедрению новых принципов управления общественными финансами как в субъектах Российской Федерации так и в органах местного самоуправления. Эти особенности были учтены районом и внесены соответствующие изменения в Решение Рязанской районной Думы "О бюджетном процессе в муниципальном образовании - Рязанский муниципальный район".
На момент разработки Программы удалось добиться удовлетворительных результатов в обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности районного бюджета.
Соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации. Осуществляется казначейское исполнение районного бюджета, обеспечивающее кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и ежедневный предварительный контроль за целевым использованием средств, выделяемых из районного бюджета на обеспечение исполнения муниципальный функций, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Проведена инвентаризация расходных обязательств, ежегодно формируются реестры расходных обязательств.
Совершенствуется практика программно-целевого планирования бюджетных расходов, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования.
Вместе с тем, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" поставлены задачи перед исполнительными органами государственной власти всех уровней, местного самоуправления по обеспечению перехода на программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения, планомерному введению новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, изменению их правового статуса, повышению доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Не все заявленные планы были реализованы в Рязанском муниципальном районе. В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
- муниципальные учреждения не имеют возможностей и (или) стимулов для качественного оказания услуг;
- отсутствие планомерного введения новых принципов деятельности муниципальных учреждений;
- требует совершенствования система мер, направленная на повышение эффективности деятельности исполнительных органов Рязанского муниципального района, дальнейшей оптимизации структуры и расходов на их деятельность;
- формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- до настоящего времени не введено планирование бюджетных ассигнований на основе муниципального задания.
Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволит связать финансирование бюджетных учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества представляемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Не решена задача оптимизации бюджетной сети и, соответственно, снижения неэффективных бюджетных расходов.
Отсутствует порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ. По значительной части вопросов совершенствования управления общественными финансами Рязанского района не разработаны необходимые нормативные правовые акты, методические материалы.
Настоящая Программа разработана с целью улучшения качества управления общественными финансами Рязанского района, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышения эффективности расходов районного бюджета. Переход от "управления затратами" к "управлению результатами" одна из стратегических целей бюджетной политики Рязанского района на долгосрочную перспективу.
Для достижения поставленных стратегических целей необходимо заменить бюджетное планирование по видам расходов на планирование социально-экономических результатов, получаемых в ходе осуществления исполнительными органами Рязанского муниципального района своих функций.
Распределение бюджетных средств должно осуществляться по стратегическим целям, тактическим задачам, программам и в зависимости от достижения показателей социально-экономической эффективности.
Главные распорядители бюджетных средств районного бюджета должны получить свободу выбора способов достижения поставленных перед ними целей и задач при одновременном усилении их ответственности за конечный результат в установленной сфере деятельности.
Контроль использования бюджетных средств усиливается инструментами внутреннего контроля за эффективностью расходов.
Вышеперечисленные изменения подходов к управлению общественными финансами Рязанского муниципального района позволят достичь цели Программы.
Получить максимальный эффект возможно за счет комплексной реализации мероприятий с использованием программно-целевого принципа бюджетного планирования.
Необходимость решения обозначенных проблем программными методами также определена Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности центральных исполнительных органов Рязанского муниципального района по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы Рязанского муниципального района;
оптимизация объемов и порядка предоставления муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных заданий;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, проведение структурных реформ в бюджетной сфере;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ в бюджетной сфере;
совершенствование качества управления муниципальными финансами;
внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования;
совершенствование всех стадий муниципальных закупок;
снижение объема муниципального долга Рязанского района и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание.
3. Сроки реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются до 2013 года.
4. Система программных мероприятий
В 2011 году предлагается реализовать мероприятия Программы по разработке базовых нормативных правовых актов и методических материалов, а также по утверждению отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов и качества финансового менеджмента.
Мероприятия Программы на 2012 год корректируются в декабре предшествующего года с учетом достигнутых результатов.
Программные мероприятия с указанием срока исполнения и ответственных исполнителей приведены в приложении к Программе.
5. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы предусматривает участие исполнительных органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органов администрации Рязанского муниципального района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район.
6. Состав и сроки представления
отчетности об исполнении Программы
Финансовое управление Рязанского муниципального района осуществляет подготовку информации, отчетов о выполнении Программы, предложений по корректировке Программы и совершенствованию механизма реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий представляют в финансовое управление муниципального образования - Рязанский муниципальный район отчет о выполнении мероприятий Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и до 5 февраля года, следующего за отчетным.
7. Целевые индикаторы и показатели
эффективности исполнения Программы
Основные целевые индикаторы и показатели Программы, достигаемые в результате ее реализации в целом и по годам, представлены в следующей таблице.
Наименование целевых индикаторов и показателей |
Единицы измерения |
Значение в 2010 году |
Значения по годам (нарастающим итогом) |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Формирование проекта Решения Рязанской районной Думы о бюджете муниципального образования - Рязанский муниципальный район на три года (очередной финансовый год и плановый период) |
календарный период |
на один год |
на один год |
на один год |
на три года |
Доля расходов районного бюджета, финансируемых в рамках программно-целевого бюджетного планирования |
% |
17 |
20 |
25 |
30 |
Доля расходов районного бюджета, регулируемых нормативными правовыми актами, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих обязательств |
% |
10 |
30 |
50 |
70 |
8. Оценка социально-экономической
эффективности Программы
К числу наиболее значимых социально-экономических результатов Программы можно отнести:
повышение прозрачности бюджетной системы Рязанского района за счет обеспечения публикации значительной части информации, характеризующей эффективность бюджетных расходов;
расширение горизонта планирования, включая формирование трехлетнего районного бюджета;
программно-целевая направленность районного бюджета путем внедрения новых инструментов планирования (ведомственные целевые программы, формирование бюджета на трехлетний период и т.д.);
повышение степени формализации планирования и исполнения районного бюджета за счет установления требований к процедурам планирования бюджетных ассигнований, ведения реестра расходных обязательств, распределения бюджета принимаемых обязательств;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение эффективности бюджетных расходов за счет установления требований к качеству муниципальных услуг по основным социальным отраслям, введения в бюджетный процесс практики формирования муниципальных заданий;
совершенствование инструмента управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
повышение эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления Рязанского муниципального района путем проведения оценки качества финансового менеджмента;
Кроме того, системными результатами для Рязанского муниципального района станут следующие:
повышение уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов исполнительных органов местного самоуправления Рязанского муниципального района;
рост производительности труда в исполнительных органах местного самоуправления Рязанского муниципального района за счет повышения степени автоматизации процедур планирования и исполнения районного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.