Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 11 марта 2011 г. N А54-304/2011
(извлечение)
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (г. Рязань) к индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. (г. Рязань, ОГРИП 304623418700023, ИНН 622800414571) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ж.Г.С., государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора, доверенность от 19.05.2010 г., удостоверение.
от лица, привлекаемого к административной ответственности - З.Т.Н., индивидуальный предприниматель, паспорт,
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя З.Т.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании указанное требование поддержал.
Индивидуальный предприниматель З.Т.Н. в судебном заседании просила арбитражный суд отказать в удовлетворении заявленного Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области требования, поскольку удостоверение о прохождении аттестации, действительное до 16.05.2011 г. у нее имеется, повышение квалификации она прошла с 15.02.2001 г. по 18.02.2011 г., о чем свидетельствует удостоверение от 18.02.2011 г. РПП N 103718.
Из материалов настоящего дела следует, что 30.11.2010 г. Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области вынесла в отношении индивидуального предпринимателя З.Т.Н. предписание N 008-ЖГ (л.д. 12).
В целях контроля выполнения предписания от 30.11.2010 г. N 008-ЖГ, Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области было издано распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя от 20.01.2011 г. N 033. С данным распоряжением индивидуальный предприниматель З.Т.Н. ознакомлена - 24.01.2011 г. (в 10 час. 40 мин.).
Внеплановая проверка Управление государственного автодорожного надзора осуществлена в период с 24.01.2011 г. по 31.01.2011 г.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области было установлено, что индивидуальный предприниматель З.Т.Н. в установленный срок не прошла специальную подготовку на должность связанную с обеспечением безопасности дорожного движения (удостоверение РП от 17.11.2005 г. N 506292), а именно 32-х часовую программу повышения квалификации. Согласно полученному ответу на запрос индивидуальный предприниматель З.Т.Н. обратилась в Рязанский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта с заявлением на обучение лишь 24.01.2010 г.
Вышеуказанное нарушение отражено в акте внеплановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от 28.01.2011 г. N 002-ЖГ (л.д. 8-10). С данным актом индивидуальный предприниматель З.Т.Н. ознакомлена, копия его получена ею - 28.01.2011 г. (л.д. 10).
28.01.2011 г. сотрудник Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области составила в отношении индивидуального предпринимателя З.Т.Н. (в ее присутствии) протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000018 (л.д. 7), в котором отражено существо выявленного нарушения.
В разделе "Объяснения должностного лица З.Т.Н." указанного протокола написано З.Т.Н., что "не согласна, так как за это она уже была наказана протоколом".
Должностному лицу индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статья 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С протоколом об административном правонарушении индивидуальный предприниматель З.Т.Н. ознакомлена, копия его ею получена - 28.01.2011 г.
31.01.2011 г. Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности " N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации", контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и в части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно лицензии N АСС-62-900616, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области, индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по Российской Федерации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок до 04.02.2009 г. (л.д. 17). Лицензия продлена на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области от 29.01.2009 г. N 5-П до 04.02.2014 г. (л.д. 17).
Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта РФ;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательно го страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для пере возок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В приложении N 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.1998 г. N 91 "Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте (в ред. Приказа Минтранса Российской Федерации от 02.12.1998 г. N 145) содержится программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации по очной форме обучения в количестве 32 часов.
В данной программе отмечено, что в условиях развития экономики России, увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров, повышения ответственности перевозчиков и в целях обеспечения безопасности движения, экологических требований возникает необходимость в периодическом обновлении знаний и навыков перевозчиков в соответствии с изменяющейся законодательной и нормативной базой, современными организационными формами по осуществлению грузовых и пассажирских автомобильных перевозок. Цель повышения квалификации: дать слушателям необходимые знания и сформировать навыки с учетом наиболее существенных изменений в области осуществления перевозок пассажиров и грузов в пределах Российской Федерации. Программа построена по модульному принципу и включает в себя следующие блоки: законодательно-нормативная база; налоговая система; требования, пути и методы поддержания необходимого уровня технического состояния автотранспортных средств; нормативные документы по безопасности движения; правила и требования в организации грузовых и пассажирских автомобильных перевозок; современные экологические нормы в транспортной деятельности; требования по обеспечению охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Повышение квалификации проводится с периодичностью один раз в 5 лет. Обучение завершается экзаменом. В экзаменационные тесты включаются вопросы по всем изучаемым темам.
Арбитражным судом установлено, что 17.11.2006 г. индивидуальный предприниматель З.Т.Н. прошла обучение на курсах повышении квалификации ОАО МПК "Ц" в объеме 82 часов и сдала квалификационный экзамен на профессиональную компетентность в области перевозок автомобильным транспортном в пределах Российской Федерации (удостоверение профессиональной компетентности РП N 506292).
По истечении 5-летнего срока (17.11.2010) индивидуальный предприниматель З.Т.Н. обучение на курсах повышении квалификации не прошла, в том числе на момент проведения внеплановой проверки 28.01.2011.
Свою квалификацию по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации в объеме 32 часов индивидуальный предприниматель З.Т.Н. повысила лишь 18.02.2011 г., о чем свидетельствует, удостоверение о повышении квалификации от 18.02.2011 г. РПП N 103718, представленное в материалы настоящего дела.
Таким образом, индивидуальный предприниматель З.Т.Н. несвоевременно прошла специальную подготовку на должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, то есть нарушила требования приложения N 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.1998 г. N 91 "Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте (в ред. Приказа Минтранса Российской Федерации от 02.12.1998 г. N 145).
Невыполнение требований указанного нормативного правового акта Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством Российской Федерации административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
В ходе судебного разбирательства настоящего дела установлено, что в действиях индивидуального предпринимателя З.Т.Н. имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении от 28.01.2011 г. серия А-62 N 000018 (л.д. 7), как доказательство совершения индивидуальным предпринимателем З.Т.Н. административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям, установленным статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель З.Т.Н. пояснила, что выявленное нарушение устранено, повышение квалификацию ею пройдено (в период с 15.02.2011 г. по 18.02.2011 г.). Кроме того, 16.05.2006 г. она была аттестована в комиссии Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области ФСНТ на предмет соответствия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения (удостоверение N 000427 действительное до 16.05.2011 г.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, финансовое положение, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Согласно части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При принятии решения арбитражным судом учтены смягчающие ответственность индивидуального предпринимателя З.Т.Н. обстоятельства, в том числе: незначительность административного правонарушения, которое при этом на момент вынесения настоящего решения фактически устранено; отсутствие ущерба, связанного с неправомерными действиями индивидуального предпринимателя и каких-либо отрицательных последствий совершенного ею деяния, поскольку фактически З.Т.Н. была аттестована и соответствовала должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.
Формальный характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, позволяют суду не принимать во внимание отягчающие ответственность обстоятельства по настоящему делу (привлечение предпринимателя ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, 9 части 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
Поскольку часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей с 13.08.2010 г.) предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения, в том числе в виде предупреждения, учитывая наличие смягчающих ответственность индивидуального предпринимателя З.Т.Н. обстоятельств, арбитражный суд пришел к выводу о возможности наложения на нее минимального административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя З.Т.Н., 24.04.1961 года рождения, уроженку г. Рязани, проживающую по адресу: г. Рязань, п. Божатково, д. 194 (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304623418700023; ИНН 622800414571) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. административное наказание в виде предупреждения.
1. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 марта 2011 г. N А54-304/2011
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании