Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 21 марта 2011 г. N А54-342/2011
(извлечение)
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области, г. Рязань, ОГРН 1026201268576, ИНН 6231012050 к индивидуальному предпринимателю М.Н.В., г. Рязань, ОГРНИП 309623414200014, ИНН 622804910860 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: К.Н.В. - старший государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора, доверенность б/н от 24.03.2010,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - УГАДН по Рязанской области, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя М.Н.В. (далее - Предприниматель М.Н.В., лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель УГАДН по Рязанской области в судебном заседании поддержала требование о привлечении Предпринимателя М.Н.В. к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и просит суд назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 4000 руб.
Индивидуальный предприниматель М.Н.В. в судебное заседание не явилась, отзыва на заявление и документы, запрошенные определением суда от 04.02.2011 (л.д. 1-3) не представила.
Предприниматель М.Н.В. извещалась по месту регистрации адресу: 390013, г. Рязань, Михайловское шоссе, д. 24 (л.д. 46).
Определение суда Предпринимателю М.Н.В. не вручено за истечением срока хранения, о чем имеется указание на карточке почтового уведомления.
О времени и месте проведения судебного заседания Предприниматель М.Н.В. уведомлена путем направления телефонограммы (л.д. 52).
Согласно части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Согласно пункту 6 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если место нахождения или место жительства ответчика неизвестно, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному месту нахождения или месту жительства ответчика.
Согласно части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Основываясь на данных нормах закона, арбитражный суд считает Предпринимателя М.Н.В. надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствии представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области от 21.01.2011 N 034 сотрудником административного органа в связи с истечением (11.01.2011) срока исполнения ранее выданного предписания от 10.12.2010 N 043-РЮ об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д. 11) проведена проверка выполнения индивидуальным предпринимателем М.Н.В. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автотранспортом (л.д. 10).
В ходе проверки установлено, что деятельность по перевозке пассажиров на основании лицензии N АСС-62-213991 (л.д. 43) индивидуальным предпринимателем М.Н.В. осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, а именно:
1. Проверкой путевых листов за январь месяц 2011 года установлено, что Предприниматель М.Н.В. в нарушение требования пункта 25.1 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, допускает нарушения режима труда и отдыха водителей в части сокращения ежедневного (междусменного) отдыха водителей:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеется в виду пункт 25 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"
а) водитель Я.СМ.:
- по путевому листу от 12.01.2011 N 7 возвратился к месту стоянки в 20 час. 35 мин., а по путевому листу от 13.01.2011 N 8 начал работу в 06 час. 07 мин., время междусменного отдыха составило 09 час. 32 мин., что на 02 час. 28 мин. меньше, минимально установленного (не менее 12 час) (л.д. 16-17);
- по путевому листу от 16.01.2011 N 11 возвратился к месту стоянки 21 час. 34 мин., а по путевому листу от 17.01.2011 N 12 начал работу в 06 час. 30 мин. время междусменного отдыха составило 08 час. 56 мин., что на 03 час. 04 мин. меньше минимально установленного (не менее 12 час) (л.д. 18-19);
- по путевому листу от 17.01.2011 N 12 возвратился к месту стоянки 20 час. 40 мин., а по путевому листу от 18.01.2011 N 13 начал работу в 06 час. 08 мин., время междусменного отдыха составило 09 час. 28 мин., что на 02 час. 32 мин. меньше минимально установленного (не менее 12 час.) (л.д. 19-20);
б) водитель Ш.А.А.:
- по путевому листу от 14.01.2011 N 9 возвратился к месту стоянки 20 час. 00 мин., а по путевому листу от 15.01.2011 N 10 начал работу в 06 час. 30 мин., время междусменного отдыха составило 10 час. 30 мин., что на 01 час. 30 мин. меньше минимально установленного (не менее 12 час) (л.д. 21-22);
2. Предприниматель М.Н.В. осуществляет перевозку пассажиров по междугородному маршруту N 530 "Рязань - Новомичуринск" (путевые листы от 12.01.2011 N 16, от 13.01.2011 N 18, от 15.01.2011 N 22 - л.д. 24,25,27). Однако, в автобусе ГАЗ-322132 г/н АЕ902 62, используемом для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения не оборудованы ремнями безопасности (л.д. 35-42), чем нарушены требования пункта 4.1 "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, что подтверждается актом осмотра транспортного средства;
3. Согласно выписке из реестра лицензий по состоянию на 27.01.2011, выданной для осуществления видов деятельности на автомобильном транспорте, Предприниматель М.Н.В. имеет 7 транспортных средств, принадлежащих ей на законном основании (л.д. 15). Фактически, Предприниматель М.Н.В., помимо принадлежащих ей транспортных средств, на основании договора фрахтования транспортного средства от 31.12.2009 N 1-ф и дополнительного соглашения к нему от 31.12.2010 (л.д. 31-33) использует для перевозки пассажиров по междугородному маршруту N 530 "Рязань - Новомичуринск" иные транспортные средства: марки ГАЗ-322132 г/н АЕ 902 62, АК008 62, АК528 62, что подтверждается копиями путевых листов: N 15, N 16 от 12.01.2011, N 18 от 13.01.2011, N 20 от 14.01.2011, N 22 от 15.01.2011, N 25 от 16.01.2011, N 27 от 17.01.2011, N 29 от 18.01.2011 (л.д. 23-31) и информацией ОАО "П" от 27.01.2011 N 04/03-72 (л.д. 34).
Индивидуальный предприниматель М.Н.В. осуществляет перевозку пассажиров на основании лицензии АСС-62-213991 сроком действия с 31.07.2009 по 31.07.2014 транспортными средствами марки ГАЗ-322132: г/н АН902 62, АК008 62 АК528 62, не имея на указанные транспортные средства документы, подтверждающие наличие лицензии (лицензионные карточки), что является нарушением лицензионных требований и условий.
Выявленные нарушения отражены в акте внеплановой проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от 31.01.2011 N 007-РЮ. Копия акта получена Предпринимателем М.Н.В. 31.01.2011 под роспись (л.д. 12-14).
По результатам проверки в присутствии индивидуального предпринимателя М.Н.В. составлен протокол об административном правонарушении серия от 31.01.2011 А-62 N 000014, в котором предприниматель признала факт совершения административного правонарушения. Копия протокола получена Предпринимателем М.Н.В. 31.01.2011 под роспись (л.д. 7-9).
Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает, что к индивидуальному предпринимателю М.Н.В. подлежат применению меры административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Минтранс России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
М.Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области 22.05.2009 за основным государственным регистрационным номером 309623414200014 (л.д. 44-45). Деятельность по перевозке пассажиров индивидуальный предприниматель М.Н.В. осуществляет на основании лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек N АСС-62-213991 сроком действия с 31.07.2009 по 31.07.2014 (л.д. 43).
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для пере возок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 25 Положения от 20.08.2004 N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Пунктом 11 Положения от 20.08.2004 N 15 установлено, что при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Рабочее время водителя состоит, в том числе, из следующих периодов: подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии (пункт 15 Положения от 20.08.2004 N 15).
В силу пункта 4.1 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
Согласно пункту 4 а) "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечена собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 одним из лицензионные требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие лицензиата на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Факт нарушения Предпринимателем М.Н.В. указанных нормативных актов и совершения административного правонарушения подтвержден протоколом от 31.01.2011 серии А-62 N 00014, представленными в материалы дела документами.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении серия от 31.01.2011 А-62 N 000014, составленный сотрудником УГАДН по Рязанской области в соответствии с полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпунктом в) пункта 2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, пунктом 4 "Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции", утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, должностным регламентом, как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д. 7-9).
Факт совершения правонарушения Предприниматель М.Н.В. не отрицает, о чем свидетельствует объяснение, содержащееся в протоколе (л.д. 9).
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая предупреждение или наложение административного штрафа на предпринимателей, приравненных в силу статьи 2.4 упомянутого Кодекса к должностным лицам, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий, вина предпринимателя в нарушении ряда лицензионных требований доказана, что является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание, что Предприниматель М.Н.В. ранее привлекалась к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.05.2010 по делу N А54-2052/2010 - л.д. 53-55), суд назначает наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя М.Н.В., 04.02.1974 года рождения, уроженку г. Рязани, проживающую по адресу: г. Рязань, Михайловское шоссе, д.24, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 309623414200014, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя М.Н.В., 04.02.1974 года рождения, уроженки г. Рязани, проживающей по адресу: г. Рязань, Михайловское шоссе, д. 24, зарегистрированной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 309623414200014, административный штраф в размере 4000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050 КПП 623401001
Расчетный счет 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. П., д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 марта 2011 г. N А54-342/2011
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании