Определение Рязанского областного суда
от 30 марта 2011 г. N 33-521
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации МО Сотницынское сельское поселение на решение Сасовского районного суда Рязанской области от 09 февраля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Сасовского межрайонного прокурора Рязанской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнического сооружения-плотины с водоспуском и водосбросом на пруду в овраге Крутой поселка Сотницыно Сасовского муниципального района Рязанской области.
Обязать администрацию муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения- плотины с водосбросом и водоспуском на пруду в овраге Крутой поселка Сотницыно Сасовского муниципального района Рязанской области.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения прокурора М.Т.Н., возражавшей против доводов кассационной жалобы, представителя администрации Сасовского муниципального района Рязанской области К.И.В., полагавшей решение суда отменить, судебная коллегия установила:
Сасовский межрайонный прокурор Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с иском к администрации МО - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения и понуждению к принятию указанных мер.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Сасовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений было установлено, что в овраге <адрес> муниципального района расположено гидротехническое сооружение, которое не является муниципальной собственностью и на балансе какой-либо организации не состоит. В соответствии со ст. 8, 9 ФЗ N 117-ФЗ от 21.07.1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, гидротехнические сооружения обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию. Пункт 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Проверкой было установлено, что гидротехническое сооружение-земляная насыпная плотина и водосбросное сооружение на пруду в овраге <адрес> является бесхозяйным имуществом и подлежит постановке на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления администрацией муниципального образована - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района в соответствии с Положением "О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" утвержденном Постановлением Правительства РФ N 580 от 17.09.2003 г. Гидротехническое сооружение на пруду в овраге Крутой расположено в пределах границ муниципального образования-Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района, меры по постановке данного сооружения в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права администрацией Сотницынского сельского поселения не принимались. Учитывая бездействие администрации муниципального образования - Сотницынское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в органах государственной регистрации права в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения на пруду в овраге Крутой, прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц - жителей поселка Сотницыно с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района незаконным и обязании ее совершить действия по постановке данного сооружения на учет в качестве бесхозяйного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Обосновывая свои исковые требования, прокурор со ссылкой на п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, устав муниципального образования Сотницынское сельское поселение указывает, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Постановка на учет гидротехнического сооружения на пруду в овраге <адрес> в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права в дальнейшем позволит включить данное сооружение в реестр муниципальной собственности, что в свою очередь обеспечит принятие собственником указанного гидротехнического сооружения всех мер, направленных на безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом N 117-ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений", а также на предотвращение аварий и техногенных катастроф. Кроме того, ввиду отсутствия собственника, эксплуатация указанного гидротехнического сооружения может привести к аварии в период весеннего паводка, что в свою очередь может сопровождаться причинением ущерба окружающей среде, значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей. Поскольку собственник сооружения отсутствует, взыскание ущерба будет существенным образом затруднено либо невозможно.
Таким образом, по мнению прокурора, в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с аварией гидротехнического сооружения на пруду в овраге <адрес> и во исполнение своей обязанности, предусмотренной п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, администрация муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского района, обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права гидротехнического сооружения на пруду в овраге <адрес>.
В ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно изменял исковые требования, окончательно просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования-Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органах государственной регистрации права гидротехнического сооружения-земляной насыпной плотины с водосбросом и водоспуском на пруду в овраге <адрес> муниципального района Рязанской области; обязать администрацию муниципального образования-Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение-земляную насыпную плотину с водосбросом и водоспуском на пруду в овраге <адрес>.
Определением суда от 23 декабря 2010 г. по делу в качестве соответчика была привлечена Администрация муниципального образования-Сасовский муниципальный район Рязанской области.
Районный суд удовлетворил заявленные требования, постановив об этом указанное решение.
В кассационной жалобе администрация МО Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Так, доказательств того, что указанное гидротехническое сооружение несет угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации прокурором в суд представлено не было, сооружение находится на земельном участке госсобственность на который не разграничена и распоряжение им осуществляет администрация Сасовского муниципального района, однако как соответчик никаких обязанностей она не понесла. Кроме того, в связи с отсутствием угрозы возникновения чрезвычайной ситуации постановка на учет указанного объекта является неэффективным расходованием денежных средств, данные требования прокурора являются вмешательством в деятельность органов местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Так, из материалов дела усматривается, что на пруду в овраге Крутой Сотницынского сельского поселения Сасовского муниципального района Рязанской области расположено гидротехническое сооружение-плотина. Указанное гидротехническое сооружение не имеет собственника, на балансе какой-либо организации не состоит, в оперативном управлении юридических лиц не находится и никем не обслуживается.
Согласно сообщениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области N от 24.08.2010 г., N от 18.10.2010 г., ФГУП "Р" N от 25.08.2010 г., N от 12.10.2010 г. следует, что на гидротехническое сооружение, расположенное на пруду в овраге Крутой п. Сотницыно Сасовского муниципального района Рязанской области право собственности ни за кем не зарегистрировано.
Согласно сообщению ТУ Росимущества в Рязанской области N от 26.10.2010 г. гидротехническое сооружение на пруду в овраге <адрес> муниципального района в территориальной государственной базе федерального имущества по Рязанской области не учтено.
Из запроса Сасовского межрайонного прокурора в адрес Московско-Окского БВУ N 17.12.2010 г. N г., сообщений Московско-Окского бассейнового водного управления N от 28.10.2010 г., N от 22.12.2010 г. следует, что сведениями о собственнике гидротехнического сооружения, расположенного в овраге Крутой Сотницынского сельского поселения Московско-Окское БВУ не располагает.
В соответствии с постановлением главы Администрации Рязанской области N от 16.06.1997 г. "Об определении субъектов права собственности на гидротехнические сооружения области" владельцем гидротехнического сооружения, расположенного в овраге <адрес> являлось ТОО "<данные изъяты>".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц N от 03.02.2011 г. ТОО "С" прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией с 10.01.2006 г.
В силу п. 8 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктами 8, 24, 27 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района рязанской области к вопросам местного значения Сотницынского сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в редакции от 27.07.2010 г.) обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Поскольку рассматриваемый объект ГТС расположен в границах муниципального образования-Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на пруду в овраге <адрес> муниципального района
Рязанской области на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества, в связи с чем правомерно возложил обязанность на Администрацию МО-Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области по постановке указанного объекта ГТС на учет.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем постановленное решение следует признать законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы о его незаконности и необоснованности являются несостоятельными, и не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям. По существу они не опровергают выводы суда, основаны на неправильном применении норм материального права, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Сасовского районного суда Рязанской области от 09 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 30 марта 2011 г. N 33-521
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании