Определение Рязанского областного суда
от 14 июля 2010 г. N 33-1256
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе К.А.М. на решение Скопинского городского суда Рязанской области от 04 июня 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования К.А.М. к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области о признании незаконным решения Номер обезличен от Дата обезличена года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г.Скопину в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости при достижении возраста 52 года, обязании Управления Пенсионного фонда РФ по г. Скопину устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав путем досрочного назначения трудовой пенсии по старости со Дата обезличена года, признания за ним права на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.
Изучив представленные в суд материалы, заслушав доклад судьи, доводы истца К.А.М., поддержавшего свою кассационную жалобу, судебная коллегия установила:
Истец К.А.М. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области с требованием о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Свои требования К.А.М. мотивировал тем, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с Дата обезличена года по Дата обезличена года в пределах зоны отчуждения и стал инвалидом ... с формулировкой "...". В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" он приравнивается по пенсионному обеспечению к инвалидам вследствие военной травмы. С Дата обезличена года по настоящее время работает на ... (непрерывный стаж работы - 25 лет и 4 месяца), расположенном на территории ... относящегося к территории радиационного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона с льготным социально-экономическим статусом). Дата обезличена года он обратился в ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области с просьбой о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 28.1 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 ("О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") и пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 10.03.2010 года с существенным нарушением сроков извещения об отказе комиссия ГУ - УПФ РФ по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан по г. Скопину вынесла решение об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя свой отказ тем, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии по старости он достиг возраста 52 лет, соответственно право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у него отсутствует. Он с решением комиссии ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району не согласен, считает отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и необоснованным. Указывает, что ему как инвалиду вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ и трудовой пенсии по старости согласно нормам пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ ("О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года N 403-О и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, указывает, что пенсионные льготы по уменьшению возраста комиссия ГУ - УПФ РФ по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан по г. Скопину в своем отказе полностью исключает. Его пенсионные льготы по уменьшению возраста при стаже работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - 24 года, комиссия ГУ - УПФ РФ по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан по г. Скопину в своем отказе полностью исключает. Истец считает, что, являясь инвалидом вследствие военной травмы, которую он получил в результате ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, получая государственную пенсию по инвалидности вследствие военной травмы и работая с Дата обезличена года по настоящее время работал на Скопинском автоагрегатном заводе, расположенном на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, при установлении второй трудовой пенсии по старости он имеет право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста. Считает, что величина снижения пенсионного возраста в его случае составит 8 лет: 5 лет как инвалиду вследствие военной травмы и 3 года как лицу, постоянно работающему с ... года на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Как считает истец, в результате неправомерных действий ответчика было нарушено его право на получение досрочной трудовой пенсии по старости при достижении возраста 52 лет, начиная с Дата обезличена года, гарантированное ему законодательством Российской Федерации. В связи с чем К.А.М. просит суд признать незаконным решение Номер обезличен от Дата обезличена года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Скопину в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости при достижении возраста 52 года и обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Скопину устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав путем досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости со Дата обезличена года.
Судом в удовлетворении требований К.А.М. отказано.
В кассационной жалобе К.А.М. просит решение суда отменить, указывая, что выводы суда противоречат нормам действующего законодательства.
Проверив решение суда, судебная коллегия находит, что оснований для его отмены не имеется.
Судом установлено, что истец К.А.М. является инвалидом ... утратой профессиональной трудоспособности с Дата обезличена года в связи с получением ... на Чернобыльской АЭС и получает государственную пенсию по инвалидности.
То есть, согласно п.п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Дата обезличена года К.А.М. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как лицу, постоянно работающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, одновременно с выплатой государственной пенсии по инвалидности.
В вынесенном решении Номер обезличен от Дата обезличена года комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области К.А.М. отказано в назначении второго вида пенсии - досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого возраста. В обоснование отказа ответчик сослался на п. 2 ст. 4, пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указывая, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости истец достиг возраста 52 лет, в связи с чем право на трудовую пенсию по старости у него отсутствует.
Признавая отказ ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области в назначении пенсии К.А.М. законным, судом сделан верный вывод о том, что доводы истца о возможности назначения ему двух видов пенсий одновременно основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009 года) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 29 названного Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего закона, в данном случае инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 29 названного Закона РФ гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п.п. 1-10, 16-18 п. 1 ст. 27 и п.п. 1-6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с пп. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2009 года) право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Основываясь на изложенных нормах действующего законодательства, судом сделан правильный вывод о том, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Так как истец на момент обращения к ответчику достиг возраста 52 года, то право на одновременное получение двух пенсий не приобрел.
Также судом обоснованно указано, что не влияет на назначение пенсии по старости ранее 55 лет то обстоятельство, что К.А.М. с Дата обезличена года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность на ..., расположенном на территории ..., отнесенной к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС и являющейся зоной с льготным социально-экономическим статусом.
Возможность уменьшения пенсионного возраста ввиду работы на территории с льготным социально-экономическим статусом предусмотрена Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", по которым истец уже получает пенсию по инвалидности. При этом уменьшение возраста определяется от установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возраста - 60 лет и не более чем на три года.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами судом правильно отказано истцу в удовлетворении исковых требований.
Доводы К.А.М., изложенные в кассационной жалобе, приводились им и в суде первой инстанции, выводы по ним нашли свое отражение в решении суда и являются верными, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Скопинского городского суда Рязанской области от 04 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К.А.М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 14 июля 2010 г. N 33-1256
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании