Определение Рязанского областного суда
от 27 апреля 2011 г. N 33-623
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Волчковой Л.В.,
судей Вергазой Л.В., Смирновой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Рытовой Н.Е. на решение Железнодорожного районного суда гор. Рязани от 14 февраля 2011 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Рытова Е.И., Рытовой Л.Х., Рытовой Н.Е. к Новичковой А.В. об установлении сервитута отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Волчковой Л.В., объяснения Рытовой Н.Е. и Рытовой Л.Х., поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия установила:
Рытов Е.И., Рытова Л.Х., Рытова Н.Е. обратились в суд с иском к Новичковой А.В. об установлении сервитута. В обоснование требований указали, что стороны являются сособственниками дома по адресу: <адрес>, и земельного участка при данном домовладении площадью N кв. м, кадастровый номер N. Ответчица также является собственницей смежного земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. при домовладении N <адрес> (кадастровый номер N). В границах этого земельного участка расположены принадлежащие истцам объекты недвижимости, к которым необходим проход и подъезд: выгребная яма, дровяной сарай, сарай для хозяйственных нужд, теплый душ, уборная.
Истцами в адрес Новичковой А.В. направлено заказное письмо с предложением заключить соглашение об установлении права ограниченного пользования ее земельным участком. Ответчица устно отказала истцам в проходе к хозяйственным постройкам.
Истцы просили признать за ними право ограниченного пользования частью смежного земельного участка с кадастровым номером N при домовладении по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в следующих границах : от геодезической координатной поворотной точки N с координатами <данные изъяты> до точки с литерой "<данные изъяты>" по существующей границе смежных участков при домовладении N и домовладения N в западном направлении расстоянием <данные изъяты> метров; далее по прямой линии в северном направлении до точки под литерой "<данные изъяты>", обозначенной юго-восточным углом жилого дома N расстоянием <данные изъяты> метров; от точки "<данные изъяты>" по восточной стене жилого дома N до точки под литерой "<данные изъяты>", обозначенной северо-восточным углом данного жилого дома на расстоянии <данные изъяты> метров; от точки "<данные изъяты>" по прямой линии в северо-западном направлении до точки под литерой "<данные изъяты>", обозначенной углом сарая номер <данные изъяты>, принадлежащего истцам, на расстоянии <данные изъяты> метров; от точки "<данные изъяты>" по осевой линии разделительной стены сарая N и сарая N до точки под литерой "<данные изъяты>", расположенной с внешней стороны общей северной стены сараев на расстоянии <данные изъяты> метров; от точки "<данные изъяты>" в северном направлении по перпендикуляру к существующей самой северной границе данного земельного участка, обозначенной геодезическими координатными точками <данные изъяты>, до точки под литерой "<данные изъяты>" на расстоянии <данные изъяты> метров; от точки "<данные изъяты>" по существующей самой северной границе данного земельного участка до геодезической координатной точки <данные изъяты> с координатами <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> метров; от точки <данные изъяты> по существующей границе данного земельного участка до точки <данные изъяты> с координатами <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> метров; от точки <данные изъяты> по существующей границе данного земельного участка до точки т. <данные изъяты> с координатами <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> метра; от точки <данные изъяты> по существующей границе данного земельного участка до точки т. <данные изъяты> с координатами <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> метров; от точки <данные изъяты> по существующей границе данного земельного участка до точки <данные изъяты> с координатами <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> метров; от точки <данные изъяты> по существующей границе данного земельного участка до первоначальной геодезической координатной точки т. <данные изъяты> с координатами <данные изъяты>.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Рытова Н.Е. просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Из материалов дела усматривается, что истцам на основании договора безвозмездной передачи в собственность жилого помещения принадлежит по 1/3 доли квартиры <адрес>. Квартира N в указанном доме принадлежит ответчице.
Указанный двухквартирный дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером N, который предоставлен в собственность участникам общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Смежным с указанным земельным участком является участок площадью <данные изъяты> кв.м. при домовладении N <адрес> с кадастровым номером N, собственником которого является ответчица Новичкова А.В.
Судом установлено, что границы указанных земельных участков не вынесены в натуру, не имеют ограждения заборами или иными строениями. На принадлежащем ответчице земельном участке с кадастровым номером N имеются деревянные сараи, обозначенные на плане земельного участка под номерами N и выгребная яма, обозначенная номером N, которые используются истцами для хозяйственных нужд. Сарай под N используется истцами как душевая. При этом к данному строению не подведены инженерные коммуникации. По заключению эксперта в случае установления фактических границ для обеспечения прохода и проезда к названным постройкам смежным землепользователям необходим земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. Истцы не согласились с размером земельного участка, определенного экспертом, для обеспечения прохода и проезда к постройкам, поскольку полагают, что земельный участок должен быть не менее <данные изъяты> кв.м.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 17 декабря 2008 года по делу по иску Рытовых к ФИО7, ФИО8 о признании сделок купли-продажи земельного участка недействительными установлено, что истцам в порядке приватизации передавалась квартира без каких-либо строений; у истцов не имеется каких-либо прав на расположенные на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м нежилые постройки.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы кассационной жалобы о том, что нежилые постройки, расположенные на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Новичковой А.В., принадлежат собственникам квартир N и N <адрес>, не могут являться основанием для установления факта совместной собственности сторон на нежилые строения и отмены постановленного решения. Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, и подтверждающих возникновение права собственности на нежилые постройки у сторон (собственников дома N) суду не представлено. Только факт пользования строениями не порождает право пользования данными строениями. Более того, судом исследовался вопрос о максимальном размере земельного участка, на который может быть установлен сервитут для пользования постройками. Согласно заключению эксперта данный земельный участок не должен превышать <данные изъяты> кв.м, на установление сервитута в размерах, указанных экспертом истцы не согласились. Судом установлено, что для обслуживания дома N, в том числе и истцам, предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м и по заключению специалиста размещение подсобных помещений для хозяйственно-бытовых нужд на данном участке возможно с соблюдением требований нормативных документов.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установление сервитута возможно в случаях, когда собственник недвижимого имущества не может осуществить пользование своим имуществом без установления сервитута. Доказательств того, что строения, расположенные на земельном участке ответчицы, для прохода к которым истцы просят установить сервитут, принадлежат истцам, не имеется. Доказательств невозможности нормального хозяйственного использования земельным участком и квартирой истцов без установления сервитута на земельном участке ответчицы суду не представлено.
Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Железнодорожного районного суда гор. Рязани от 14 февраля 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Рытовой Н.Е. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 27 апреля 2011 г. N 33-623
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru