Определение Рязанского областного суда
от 1 июня 2011 г. N 33-1059
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Воейкова А.А.,
судей Яковлевой Л.А., Насоновой В.Н.
при секретаре Черненко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Беленикиной Е.А. на решение Советского районного суда гор. Рязани от 11 апреля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Беленикиной Е.А. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Яковлевой Л.А., объяснения представителя Правительства Рязанской области Гудкова Д.С., представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата по Рязанской области" Синицина А.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Беленикина Е.А. обратилась в с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недостоверными результатов государственных кадастровых оценок земельного участка с кадастровыми номерами N, принадлежащего ей на праве собственности. Заявитель Беленикина Е.А. также просила признать незаконными действия Управления, заключающиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, с последующим исключением этих сведений из реестра.
В обоснование заявленных требований истец указала, что разрешенное использование данного земельного участка - объекты, требующие выполнения режимов безопасности государственного значения; зеленые насаждения, общей площадью <данные изъяты> кв. м., адрес объекта: <адрес>).
Удельный показатель кадастровой стоимости находящегося в собственности земельного участка был утвержден Постановлением администрации Рязанской области от 10.02.2003 года "О кадастровой стоимости земель поселений на территории Рязанской области", которое утратило силу с 1.01.2010 года.
До ноября 2010 года разрешенное использование ее земельного участка было определено как для обслуживания проездов, относящихся к имуществу общего пользования. Ввиду несоответствия указанного разрешенного использования фактическому использованию, ею было подано заявление об изменении вида разрешенного использования и на настоящее время разрешенное использование ее земельного участка установлено как - объекты, требующие выполнение режимов безопасности государственного значения; зеленые насаждения.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 года N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены средние значения показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельный участков в рамках государственного контракта от 11.12.2007 года N являлось ООО "Аварком".
Названным Постановлением удельный показатель кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка до изменения вида разрешенного использования установлен - <данные изъяты> рублей за 1 кв. м., при этом кадастровая стоимость земельного участка составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, после изменения разрешенного использования - <данные изъяты> рублей, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила <данные изъяты> рублей.
По мнению истицы, указанная выше кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка сильно завышена в связи с тем, что фактически данный земельный участок представляет собой овраг, который не может использоваться по назначению.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой оценки земельного участка она обратилась к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости участка. Согласно отчету N и N ООО "<данные изъяты>" от 13.12.2010 года рыночная стоимость ее земельного участка с видом разрешенного использования - для обслуживания проездов, относящихся к имуществу общего пользования, составила 1.01.2010 года <данные изъяты> рубля, с видом разрешенного использования - объекты, требующие выполнения режимов безопасности государственного значения; зеленые насаждения на 23.11.2010 года - <данные изъяты> рублей.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость ее земельного участка почти в семь раз превышает его рыночную стоимость, что, по ее мнению, не отвечает требованиям достоверности осуществленного Управлением контроля в отношении оценочного отчета ООО "АварКом" в рамках государственного контракта.
Как указано заявителем, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости не соответствуют требованиям ст. 65, 66 Земельного Кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года N 39.
Учитывая, что кадастровая стоимость устанавливается, в том числе, для целей налогообложения, сведения о кадастровой стоимости данного участка затрагивают ее права и интересы как плательщика земельного налога.
С учетом уточненных требований Беленикина Е.А. просила суд признать недостоверным, как несоответствующим требованиям Земельного кодекса РФ, результат кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером N стоимостью <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с удельным показателем кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка за один квадратный метр; признать недостоверным, как несоответствующим требованиям Земельного кодекса РФ, результат кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером N стоимостью <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек с удельным показателем кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за один квадратный метр; признать незаконными, как несоответствующим требованиям Земельного кодекса РФ, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, заключающиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N стоимостью <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с удельным показателем кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка за один квадратный метр; признать незаконными, как несоответствующие требованиям Земельного кодекса РФ действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, заключающиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N стоимостью <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек с удельным показателем кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Беленикиной Е.А. и исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные ведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N стоимостью <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с удельным показателем кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка за один квадратный метр и с кадастровым номером <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек с удельным показателем кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за один квадратный метр.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Беленикина Е.А. просит отменить решение и направить его на новое рассмотрение, считая его незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что суд при рассмотрении дела нарушил нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Беленикина Е.А. с 24.11.2009 года является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания проездов, относящихся к имуществу общего пользования, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, адрес объекта: <адрес>), с кадастровым номером N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 ноября 2009 года, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области.
С ноября 2010 года вид разрешенного использования данного земельного участка по заявлению Беленикиной Е.А. был изменен на: объекты, требующие выполнения режимов безопасности государственного значения, зеленые насаждения.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями земельного законодательства, а также нормативными актами регулирующими порядок государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства РФ N 216 от 8 апреля 2000 года установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Постановлением Правительства РФ следует читать как "N 316"
Процедура проведения государственной кадастровой оценки земель установлена Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Сами работы по проведению кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Рязанской области, на основании государственного контракта проводились подрядчиком ООО "АварКом".
Результаты работы исполнителя оформлены отчетом N от 13.11.2008 года, который составлен по установленной законом форме. Результаты кадастровой оценки земель, пройдя процедуру установленных согласований, были утверждены Постановление Правительства Рязанской области N 324 от 25.11.2009 года, вступившим в законную силу и не обжалованном в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что работы по кадастровой оценке земель в Рязанской области, были проведены в полном соответствии с действующим законодательством, без каких-либо нарушений установленного порядка.
Учитывая, что спорный земельный участок, принадлежащий истице, изначально не был учтен при кадастровой оценке земель, поскольку был образован позже 01.01.2008 года, его кадастровая стоимость подлежала определению на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Кадастровая оценка, спорного земельного участка определена путем умножения минимального для данного населенного пункта значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель на площадь земельных участков. (пп. 1.2.13 Методических указаний).
Таким образом, законность действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истице, подтверждена материалами дела.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что в действиях ответчика отсутствуют нарушения прав и законных интересов заявительницы, является верным, подтвержден материалами дела, и законодательно обоснован.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования истицы удовлетворению не подлежат. При этом все представленные доказательства суд оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иной оценки, имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия не находит.
Доводы кассационной жалобы о недостоверности отчета ООО "АварКом", на основании которого определены удельные показатели и кадастровая стоимость спорного земельного участка, не является основанием для удовлетворения кассационной жалобы.
Истицей в материалы дела, не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости о том, что отчет ООО "АварКом" проведен с нарушением действующего законодательства.
Ссылка кассатора на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Рязанской области по делу N, согласно которому были признаны незаконными результаты кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами N и N, как на основание нарушения судом положений ст. 61 ГПК РФ, несостоятельна, и не может повлечь отмену решения суда по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Учитывая, что вышеуказанное решение Арбитражного суда Рязанской области устанавливает недействительность кадастровой оценки в отношении двух земельных участков, а не всех земель населенных пунктов на территории Рязанской области, оно не может иметь преюдициального значения для рассмотрения данного спора.
Утверждение кассатора о ненадлежащем выполнении ответчиком контроля за осуществлением ООО "АварКом" государственной функции по кадастровой оценке земель в составе населенных пунктов Рязанской области, что повлекло нарушение прав истицы, не влечет отмену судебного решения в кассационном порядке, поскольку не подтверждено материалами дела.
Суд правильно определил все юридически значимые обстоятельства по делу, и с учетом представленных сторонами доказательств, сделал правильные выводы.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Советского районного суда гор. Рязани от 11 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Беленикиной Е.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 1 июня 2011 г. N 33-1059
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru