Определение Рязанского областного суда
от 18 августа 2010 г. N 33-1474
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
Председательствующего - Морозовой Н.В.
Судей - Вергазовой Л.В., Рожковой Л.Н.
при секретаре - Кузнецовой Т.А.
заслушав в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Спасскому району Рязанской области, Буриковой Людмилы Николаевны на решение Спасского районного суда Рязанской области от 30 июня 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Буриковой Людмилы Николаевны удовлетворить частично.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", время работы Буриковой Людмилы Николаевны в должности старшей медицинской сестры в детском дошкольном учреждении Номер обезличен ... с 16.07.1984 года по 30.09.1993 года.
В остальной части исковых требований Буриковой Людмилы Николаевны отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Морозовой Н.В., объяснения Буриковой Л.Н., поддержавшей кассационную жалобу, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Спасскому району Рязанской области, судебная коллегия установила:
Бурикова Л.Н. обратилась к ГУ УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области с иском о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указав, что 10 февраля 2010 года она обратилась в ГУ УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением Номер обезличен от 10 марта 2010 года ответчик отказал ей в назначении трудовой пенсии досрочно, исключив из времени осуществления ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды ее работы общей продолжительностью 25 лет 06 месяцев 17 дней: с 16.07.1984 г. по 31.03.1994 г. (09 лет 08 месяцев 16 дней) - время работы в должности старшей медсестры в детском дошкольном учреждении Номер обезличен ...; с 01.04.1994 г. по 13.06.1995 г. (01 года 02 месяца 13 дней) - время работы в должности старшей медсестры в детском дошкольном учреждении Номер обезличен ...; с 14.06.1995 г. по 10.02.2010 г. (14 лет 07 месяцев 04 дня) - время работы в должности старшей медсестры яслей-сада Номер обезличен .... Полагает, что указанные периоды ее работы были исключены из льготного стажа незаконно, без учета того, что при этом медицинские работники дошкольных учреждений осуществляют лечебную деятельность, целями которой является охрана жизни и здоровья детей, соблюдение санитарных правил. В ее функциональные обязанности входит организация медицинского обслуживания детей, анализ состояния их здоровья, организация профилактических осмотров, организация консультативной помощи, первичная профилактика, иммунопрофилактика, осмотр детей перед прививкой, вакцинация, контроль за состоянием здоровья после прививок, оказание первой помощи при травмах или при внезапном возникновении заболевания. Она организует и проводит диспансеризацию детей, занимается выявлением отклонений в состоянии здоровья, проведением назначенных оздоровительных мероприятий и осуществляет контроль за их выполнением, осуществляет разработку медико-педагогических мероприятий по улучшению охраны здоровья. При работе на нее постоянно воздействуют неблагоприятные производственные факторы, как и на работников учреждений здравоохранения. Ее работа связана с эмоциональной, психологической нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты труда, а также отличается особой ценностью, т.к. связана с сохранением здоровья детей. В своей работе она руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения, ведет медицинскую документацию по формам, утвержденным Минздравом, непосредственно и тесно контактирует с работниками поликлиники, получает у них вакцину, отчитывается в поликлинике о проведенной вакцинации. Она имеет среднее специальное медицинское образование, сертификат по специальности "Сестринское дело в педиатрии", периодически проходит повышение квалификации, что также свидетельствует об осуществлении ею именно лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. От медсестер учреждений здравоохранения выполняемая ею трудовая функция практически не отличается. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ей не представляется лишь потому, что детский сад по ведомственной принадлежности относится к образовательным учреждениям. Фактически в отношении нее допускается дискриминация при установлении и реализации права на досрочное пенсионное обеспечение, что недопустимо, исходя из требований ст. 19 Конституции РФ. Кроме того, в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Приложение к Постановлению совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397), действовавшем до 01.10.1993 г., была указана медицинская сестра, а в наименовании учреждения были указаны детские сады. Это дополнительное основание для обязания ответчика засчитать в период осуществления ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения время работы медицинской сестрой в детском саду до 01.10.1993 г.
Просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 10.02.2010 г. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Рязанской области засчитать в периоды осуществления ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды с 16.07.1984 г. по 31.03.1994 г. (09 лет 08 месяцев 16 дней) - время работы в должности старшей медсестры в детском дошкольном учреждении Номер обезличен ...; с 01.04.1994 г. по 13.06.1995 г. (01 года 02 месяца 13 дней) - время работы в должности старшей медсестры в детском дошкольном учреждении Номер обезличен ...; с 14.06.1995 г. по 10.02.2010 г. (14 лет 07 месяцев 04 дня) - время работы в должности старшей медсестры яслей-сада Номер обезличен .... Обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с 10.02.2010 г.
Суд частично удовлетворил исковые требования Буриковой Л.Н., постановив указанное решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. Полагает, что суд необоснованно зачел истице в льготный стаж период ее работы в качестве старшей медицинской сестры детского дошкольного учреждения, как непоименованного в Списках.
В кассационной жалобе Бурикова Л.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Полагает, что ее функциональные обязанности позволяют отнести ее работу к лечебной деятельности, а также деятельности по охране жизни и здоровья детей.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что Бурикова Л.Н. 10.02.2010 г. обратилась к ответчику ГУ УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением от 10.03.2010 г. Номер обезличен ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием на момент обращения 30-летнего стажа на соответствующих видах работ. При этом из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ответчиком были исключены периоды работы истицы в должности старшей медсестры детских дошкольных учреждений общей продолжительностью 25 лет 06 месяцев 17 дней: с 16.07.1984 г. по 31.03.1994 г. (09 лет 08 месяцев 16 дней) - время работы в должности старшей медсестры в детском дошкольном учреждении Номер обезличен ...; с 01.04.1994 г. по 13.06.1995 г. (01 года 02 месяца 13 дней) - время работы в должности старшей медсестры в детском дошкольном учреждении Номер обезличен ...; с 14.06.1995 г. по 10.02.2010 г. (14 лет 07 месяцев 04 дня) - время работы в должности старшей медсестры яслей-сада Номер обезличен ....
Давая суждение о возможности включения в специальный стаж времени работы истицы в должности старшей медицинской сестры в детском дошкольном учреждении Номер обезличен ... с 16.07.1984 г. по 30.09.1993 г. и отсутствия правовых основания для включения в специальный стаж периодов ее работы в детских дошкольных учреждениях по указанной должности позднее этой даты, суд правильно исходил из того, согласно действовавшему до 01.10.1993 г. регулированию по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей) дошкольного образовательного учреждения (детского сада) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 01.10.1993 г. и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, дошкольного образовательного учреждения (детского сада) не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривают возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах).
Отказывая истице в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд правильно принял во внимание, что, в том числе с учетом включенного в специальный стаж периода ее работы должности старшей медицинской сестры в детском дошкольном учреждении N 3 ... с 16.07.1984 г. по 30.09.1993 г., у нее на момент обращения в УПФ РФ отсутствовал необходимый 30-летний стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Опровергая доводы истицы о тождественности ее работы работе медицинской сестры, суд правильно исходил из того, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 г. N 8-П внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 г. N 392-О).
При рассмотрении дела судом были установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, всем доказательствам, представленным в судебное заседание сторонами, дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ, в решении суда приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, таким образом, доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому в обжалованной части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы кассатора Буриковой Л.Н. о том, что фактически ею осуществляется лечебная деятельность, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили оценку, соответствующую положениям ст. 67 ГПК РФ и не могут повлечь отмены постановленного решения.
Доводы кассатора ГУ - УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области основаны на неверном толковании действующего законодательства, и не могут повлечь отмены вынесенного решения, поскольку, указывая на незаконность включения в специальный стаж истицы времени ее работы в должности старшей медицинской сестры в детском дошкольном учреждении с 16.07.1984 года по 30.09.1993 года, кассатор ссылается, что указанное учреждение не поименовано соответствующими Списками, действовавшими с 01 октября 1993 года, то есть позднее включенного периода.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Спасского районного суда Рязанской области от 30 июня 2010 года в обжалованной части оставить без изменения, а кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Спасскому району Рязанской области, Буриковой Людмилы Николаевны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 18 августа 2010 г. N 33-1474
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru