Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 18 марта 2011 г. N А54-667/2011
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дучевой М.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539; ИНН 7707329152) к за крытому акционерному обществу "Ф.О.Н." (г. Москва, ОГРН 1027739153848, ИНН 7709028665)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бордыленок Н.Е., старший специалист 2 разряда юридического отдела, доверенность N 03-11/26143 от 05.08.2010, паспорт; Уваров В.С., старший государственный налоговый инспектор, доверенность N 03-11/7280 от 17.03.2011, удостоверение;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилась Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Ф.О.Н." к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель административного органа заявление поддержал.
Представитель закрытого акционерного общества "Ф.О.Н." в судебное заседание не явился, в отзыве на заявление требование отклонил. В соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 20.12.2010 года на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Рязани N 278 должностными лицами налоговой инспекции проведена проверка объекта пункта приема ставок, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Семена Середыд.29. к.1, в ходе которой установлено, что по указанному адресу обществом с ограниченной ответственностью "Виктория" на основании агентского договора от 02.12.2010 года N 191/222 с организатором азартной игры - закрытым акционерным обществом "Ф.О.Н." осуществляется следующая деятельность - агент по поручению организатора азартной игры за установленное договором вознаграждение по поручению принципала осуществляет прием платежей от физических лиц и в соответствии с представляемым принципалом информационным листом производит выплаты участникам азартной игры в соответствии с расчетами, представляемыми принципалом. Агент, выполняя поручение по настоящему договору, действует от имени и по поручению принципала.
По результатам проверки составлены: протокол осмотра помещения, территории, помещений, документов, предметов (обследования) от 20.12.2010 года N 23-93/101 (л.д.28-30), акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (л.д.22-23), согласно которому физическим лицом - Поповым Виталием Сергеевичем в пункте приема ставок сделана ставка, что подтверждается карточкой N 1832656895 от 20.12.2010 года (л.д.36).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 54-ФЗ"
Из объяснения гражданина Попова В.С. усматривается, что он 20.12.2010 решил зайти сделать ставки на спортивные события в пункт приема ставок, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Семена Сере-дыд.29. к.1. Для этого он взял распечатку спортивных событий и путем выбора события и коэффициента, на который будет умножаться его ставка в случае выигрыша, произвел ставку. Для этого он отдал кассиру 50 рублей и она дала ему карточку с событием, по которой в случае выигрыша производится выплата. На карточке стояла подпись кассира и печать БК "Ф.О.Н.". Выбранным спортивным событием стал волейбольный матч "Ло-ко-Экспресс" - "Крымсода" с коэффициентом 1.80.
В свою очередь, закрытое акционерное общество "Ф.О.Н." осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии N 4 от 26 июня 2009 года, выданной Федеральной налоговой службой. В данной лицензии указаны места осуществления лицензируемого вида деятельности: 105120, г. Москва, ул. Сергея Радонежского, д. 2 и 127562, г. Москва, ул. Декабристов, д. 8.
Из уведомления о постановке на налоговый учет от 06 февраля 2009 года видно, что адрес: 127562, г. Москва, ул. Декабристов, д. 8 является филиалом закрытого акционерного общества "Ф.О.Н.".
Акт проверки, проведенной 20.12.2010 сотрудниками налогового органа, вручен администратору цента информационного обслуживания по приему ставок на спортивные события букмекерского сектора "Фонбег" общества с ограниченной ответственностью "Виктория", а также направлен в адрес закрытого акционерного общества "Ф.О.Н." (г. Москва, ул. Сергея Радонежского, д. 2) заказным письмом с уведомлением. Одновременно руководитель общества "Ф.О.Н." приглашен для рассмотрения материалов проверки и составления протокола об административном правонарушении (л.д. 24, 25).
Поскольку на дату рассмотрения материалов проверки у налогового органа отсутствовали сведения о надлежащим извещении общества, инспекция повторно назначила рассмотрение материалов проверки и составления протокола об административном правонарушении на 25.01.2011 на 10 часов, о чем телеграммой информировала закрытого акционерного общества "Ф.О.Н.". Согласно почтовому извещению от 14.01.2011 указанная телеграмма не доставлена, по причине отсутствия такого учреждения.
Обеспечивая право общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, налоговый орган предпринял третью попытку известить закрытое акционерное общество "Ф.О.Н." о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. На сей раз руководитель закрытого акционерного общества "Ф.О.Н." телеграммами от 07.02.2011 г. (направленной по адресу места жительства директора Хохлова И.В. - г. Курск, ул. Краснополянская, д. 5 кв.119), и от 08.02.2011 (по юридическому адресу общества - г. Москва, ул. Сергея Радонежского, д. 2) был приглашен к 10 часам 14.02.2011 в Межрайонную ИФНС России N 2 по г. Рязани (г. Рязань, ул. Завражнова, д. 7 каб. 2) (л.д. 26).
14.02.2011 г. сотрудником Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Рязани (в отсутствие законного представителя закрытого акционерного общества "Ф.О.Н.") составлен протокол об административном правонарушении N 14-24/038 (л.д. 12-19), который направлен в адрес общества по почте заказным письмом с уведомлением 15.02.2011 (л.д.20).
21.02.2011 г. Межрайонная ИФНС России N 2 по г. Рязани обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Дело рассмотрено арбитражным судом в порядке статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по месту совершения административного правонарушения - в г. Рязани, вне места нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, и с учетом возражений заявителя о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд г. Москвы.
Рассмотрев и оценив материалы дела, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Рязани требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.
Букмекерской конторой является игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.
Тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.
При этом Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не содержит понятия пункта приема ставок (платежей), расположенных вне мест букмекерских контор и тотализаторов, деятельность которых связана с проведением азартной игры, и не предоставляет организатору азартной игры полномочия осуществлять эту деятельность посредством заключения агентских и иных договоров в местах, не указанных в соответствующей лицензии и приложении к ней.
Согласно статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положений о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 9 статьи 4, пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.
Порядок лицензирования деятельности юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах определен соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 451 (далее - Положение).
Согласно подпункту "а" пункта 4, пункту 5 Положения лицензионные требования и условия должны соблюдаться по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности. При этом осуществление лицензируемой деятельности вне указанных в лицензии и приложении к ней мест лицами, не являющимися работниками организатора азартных игр, является грубым нарушением лицензионных требований и условий, влекущим за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Из анализа условий агентского договора от 02.12.2010 года N 191/222 следует, что агент по поручению принципала выполняет действия, связанные с участием в проведении азартной игры посредством приема ставок от физических лиц в соответствии с перечнем информации (информационным листом), представляемым принципалом и производства выплат сделавшим ставки участникам азартной игры в соответствии с расчетами, представляемыми принципалом.
Лицензия на осуществление деятельности по организации проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах выдана закрытому акционерному обществу "Ф.О.Н." 26 июня 2009 года Федеральной налоговой службой и предусматривает два места осуществления лицензируемого вида деятельности, расположенных в г. Москве по ул. Сергея Радонежского, д. 2 и по ул. Декабристов, д. 8. Иных мест осуществления лицензируемого вида деятельности эта лицензия не предусматривает, приложение к ней лицензирующим органом не выдавалось.
Доказательств обратного обществом "Ф.О.Н." в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 года N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами. Проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 данной статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 6.6 Положения установлено право налогового органа применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством закреплено право налоговых органов по осуществлению проверок субъектов, занимающихся организацией и проведением азартных игр.
Исходя из перечисленных норм права, должностные лица налоговых органов при обнаружении факта деятельности по организации и проведению азартных игр, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела, исследованных судом, следует, что 20.12.2010 года должностные лица налогового органа (Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Рязани) действовали в пределах полномочий, предусмотренных статьями 31, 32, 366 Налогового кодекса Российской Федерации на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Рязани N 278 (выданного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ - л.д.53), а также Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Факт осуществления пунктом приема ставок деятельности на основании агентского договора с организатором азартной игры (обществом "Ф.О.Н.") выявлен в ходе вышеуказанной проверки общества с ограниченной ответственностью "Виктория". Нарушений сотрудниками инспекции, проводивших проверку общества "Виктория", положений Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н (в редакции действующей на момент проведение про верки), из материалов дела не усматривается и арбитражным судом не установлено.
Ответчик документальные доказательства, опровергающие вышеуказанные обстоятельства, суду не представил.
В свою очередь, административным органом установлено, что по адресу: г. Рязань, ул. С.Середы, д. 29 к. 1 - общество с ограниченной ответственностью "Виктория" исполняет условия заключенного с закрытым акционерным обществом "Ф.О.Н." названного агентского договора, что подтверждается протоколом осмотра помещения, территории, помещений, документов, предметов (обследования) от 20.12.2010 года N 23-93/101 (л.д.28-30), актом проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (л.д.22-23), карточкой N 1832656895 от 20.12.2010 года (л.д.36), объяснениями гражданина Попова В.С., агентским договором от 02.12.2010 года N 191/222 (л.д.31-35).
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что общество "Ф.О.Н." имело возможность соблюдения законодательства в области деятельности по организации и проведению азартных игр, то есть имело возможность не совершать действия, нарушающие условия лицензии, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений условий лицензии, либо наличия препятствий для соблюдения условий лицензии.
Следовательно, установив вышеизложенные обстоятельства, следует признать, что в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его вина установлена.
Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять решение, не допущено. Общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, имело возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, был составлен в силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соответствующего административного органа и является надлежащим доказательством по делу.
При таких обстоятельствах, заявленное Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Рязани требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Ф.О.Н.", расположенное по адресу: Рязанская область, г. Москва, ул. Сергея Радонежского, д. 2 (ОГРН 1027739153848, ИНН 7709028665) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ф.О.Н.", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Сергея Радонежского, д. 2 (ОГРН 1027739153848, ИНН 7709028665), административный штраф в сумме 30000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области)
ИНН 6234000014, КПП 623401001
р/с 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области г. Рязань
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 182 116 900 200 200 00 140
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 марта 2011 г. N А54-667/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru