Определение Рязанского областного суда
от 29 июня 2011 г. N 33-1233
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего: Рожковой Л.Н.,
судей: Красавцевой В.И., Споршевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Рапохина В.И. на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 16 мая 2011 года, которым постановлено
Исковые требования Рапохина В.И. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И., судебная коллегия установила:
Рапохин В.И. обратился в суд к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области с иском о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста, указав в обоснование своих требований, что с 24.02.2011 года он имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию за проживание на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Условием для применения норм по уменьшению возраста на дополнительную величину является факт и продолжительность постоянного проживания граждан в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года N 16/19па., предусмотрено, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом от 15.05.1991 года, принимаются документы о регистрации по месту жительства. Он проживает по адресу: <адрес>, фактически с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Однако, проживая постоянно по вышеуказанному адресу в <адрес> с января ДД.ММ.ГГГГ года, он был зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, но фактически по указанному адресу не проживал. 10.02.2011 года он обратился в ГУ - УПФ РФ по Рязанской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам за проживание на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 22.02.2011 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия необходимого возраста выхода на пенсию. Полагает, отказ незаконным, поскольку им отработано по профессиям "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" и "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, постоянно занятый в процессе производства", дающим право на досрочное назначение пенсии по Списку N 1 и Списку N 2 производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, всего 18 лет 2 месяца 28 дней. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени он постоянно проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то с 24.02.2011 года он имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам за проживание на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста, предусмотренного Законом от 17.12.2001 года (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), на 1 год (первоначальная величина) и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории указанной зоны, но не более, чем на 3 года в общей сложности. При этом факт постоянного проживания (работы) в этой зоне должен быть подтвержден по состоянию на дату назначения пенсии по старости. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582 <адрес> включено в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С учетом снижения возраста на дополнительную величину, он имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в возрасте 52 года. В связи с этим, просил суд признать незаконным отказ ГУ - УПФ РФ в назначении ему досрочной пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" из-за отсутствия необходимого возраста выхода на пенсию; признать за ним право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ как гражданину, постоянно проживающему на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; обязать ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам за проживание на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом его постоянного проживания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований Рапохину В.И., постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Рапохин В.И., просит постановленное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
В возражениях на кассационную жалобу ГУ-ПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Рассматривая настоящий спор сторон, суд первой инстанции правильно принял во внимание норму ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Разделом УП "Металлургическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, предусмотрена должность "электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования" - код позиции 1070200а-17531, а Списком N 2 производств, профессий, должностей предусмотрена должность "электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, постоянно занятого в процессе производства" - код позиции 2090900а-19861.
Из материалов дела усматривается, и судом было установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на указанных должностях в опытно-экспериментальном металлургическом заводе, на заводе "<данные изъяты>".
Общий льготный стаж работы истца в указанных должностях, предусмотренных Списками N 1 и N 2, составляет более 23 лет, что дает ему право на снижение пенсионного возраста выхода на пенсию на 5 лет, то есть, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", с 54 лет.
Указанные периоды работы истца и его право выхода на льготную пенсию согласно п. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" представителями ответчика не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований Рапохина В.И., суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии и на момент рассмотрения настоящего спора, истец не достиг возраста 54 лет, с наступлением которого у него наступает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Такой вывод суда является правильным, сделан он с учетом действующего пенсионного законодательства и материалов дела.
Так, п.п. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ предусмотрено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно п. 2 указанной статьи Федерального закона гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 34 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Судом было бесспорно установлено, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, он зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582, <адрес> расположено на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С учетом действующего законодательства, суд правильно указал, что пенсионный возраст истца подлежит снижению на 5 лет в связи с характером его работы и с учетом его трудового стажа, и на 1 год в связи с проживанием и регистрацией его в зоне радиоактивного загрязнения.
На момент обращения истца к ответчику (11.02.2011 г.) с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии, и на момент рассмотрения дела в суде, истец не достиг возраста 54 лет, что не дает ему оснований для назначения досрочной пенсии, в связи с этим пенсионный орган правомерно отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого возраста, в связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
При вынесении решения судом были проверены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Анализируя исследованные по этим обстоятельствам доказательства в их совокупности, в том числе показания свидетелей, суд оценил их в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67 ГПК РФ, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Рапохину В.И.
Указанный вывод суда мотивирован, соответствует установленным обстоятельствам, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы кассатора о том, что истец достиг возраста, с наступлением которого у него наступает право на назначение досрочной трудовой пенсии, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Отвергая указанные доводы, как носящие предположительный характер, суд правильно исходил из того, что в силу ст. 56 ГПК РФ на стороны возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются. Таких доказательств истцом представлено не было.
Доказательства, собранные по делу, были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. В решении приведены результаты исследования и оценки доказательств, выводы суда мотивированы и суждения об отказе в зачете периода работы в специальный стаж, исходя из подтверждения доказательствами, является правильным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Скопинского районного суда Рязанской области от 16 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Рапохина В.И. без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 29 июня 2011 г. N 33-1233
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru