Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 11 июля 2011 г. N А54-1074/2011
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Ушаковой И. А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Барминой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Селезневой Екатерины Юрьевны (ОГРН 311621902100049) к муниципальному образованию - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (адрес: Рязанская область, г. Михайлов, пл. Освобождения, ОГРН 1026200599666)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:
УВД по Рязанской области в лице отдела внутренних дел по Михайловскому району Рязанской области, Рязанская область, г. Михайлов,
Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, г. Михайлов, пл. Освобождения, д. 1
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: Божибина Т.А., представитель, доверенность от 15.04.2011, удостоверение;
от третьих лиц:
от УВД по Рязанской области в лице отдела внутренних дел по Михайловскому району Рязанской области: не явился, извещен надлежащим образом;
от отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области: Якунина Н.Н., ведущий специалист отдела по управлению муниципальным имуществом, доверенность от 30.06.2011, паспорт.
В судебном заседании 27.06.2011 г. объявлен перерыв до 04.07.2011 г.
установил: индивидуальный предприниматель Селезнева Екатерина Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области, выразившегося в непредставлении схемы расположения земельного участка площадью 20 кв. м., расположенного в с. Прудская, Михайловского района Рязанской области на кадастровом плане или кадастровой карте.
Предприниматель просит обязать Муниципальное образование - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области выдать индивидуальному предпринимателю Селезневой Е.Ю. схему расположения земельного участка площадью 20 кв. м., расположенного в с. Прудская, Михайловского района Рязанской области на кадастровом плане или кадастровой карте.
В судебном заседании предприниматель требование поддержала.
Администрация требование не признает.
Из материалов дела судом установлено: 09.02.2011 г. предприниматель Селезнева Е.Ю. обратилась в Администрацию Михайловского района с заявлением от 08.02.2011 г. (л.д. 21) о рассмотрении вопроса предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Рязанская область, Михайловский район, с. Прудская, площадью 20 кв. м. для установки торгового павильона. Дополнительно указано для осуществления страховых услуг и деятельности по ОКВЭД 50.30.3. К заявлению приложена схема земельного участка, на которой красным цветом обозначен испрашиваемый земельный участок (л.д. 22).
Письмом от 05.03.2011 г. N 01-46/307 (л.д. 23) Администрация сообщила, что решение вопроса выделения в аренду земельного участка в настоящее время невозможно, так как заявленные виды экономической деятельности в сведениях об индивидуальном предпринимателе отсутствуют. Администрация рекомендовала внести соответствующие дополнения, после чего вновь обратиться с заявлением для решения вопроса по существу.
В судебном заседании представители Администрации, Отдела муниципального имущества объяснили, что из содержания заявления известно было в отношении какого земельного участка обращается предприниматель. Ответчик указывает на то, что указанный в заявлении ОКВЭД 50.30.3 не указан в справке отдела сбора и обработки статистической информации (л.д. 13), в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 14).
14.04.2011 г. принято постановление N 276 (л.д. 29) о предоставлении Отделу внутренних дел по Михайловскому району в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка по адресу Рязанская область, Михайловский район, с. Прудская площадью 10000 кв. м. в бессрочное (постоянное) пользование для осуществления функций ОГИБДД ОВД по Михайловскому району на основании заявления от 13.04.2011 г. N 2074 (л.д. 30).
Предоставленный земельный участок обозначен красным цветом на схеме (л.д. 32), испрашиваемый предпринимателем земельный участок также обозначен на этой же схеме и находится в границах участка, предоставленного ОВД.
Постановлением от 16.05.2011 г. N 360 (л.д. 116) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 4332 кв. м., расположенного по адресу: Рязанская область, Михайловский район, с. Прудская, для размещения подразделений ОГИБДД ОВД.
В материалы дела представлен межевой план (л.д. 117).
Согласно объяснениям Отдела по управлению муниципальным имуществом (л.д. 147) в настоящее время земельный участок на кадастровый учет не поставлен, так как при рассмотрении межевого плана ФГУ "Земельная кадастровая палата" было выявлено, что одна из границ земельного участка пересекает границу другого земельного участка, принадлежащего Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. В подтверждение представлено решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 17.06.2011 г. N 62/11-19417 о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (л.д. 149).
Ответчик указывает на то, что предпринимателем самовольно был установлен павильон на спорном земельном участке. Установка торгового павильона могла иметь место после решения вопроса о предоставлении земельного участка в порядке, установленном Положением об аренде земельных участков и порядке расчета арендной платы на территории муниципального образования - Михайловский муниципальный район, утвержденным решением Михайловской районной думы от 10.11.2005 г. N 94 (л.д. 151).
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование предпринимателя подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 ст. 34 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В судебном заседании представитель ответчика объяснила, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии с Положением об аренде земельных участков и порядке расчета арендной платы на территории муниципального образования - Михайловский муниципальный район, утвержденным решением Михайловской районной думы от 10.11.2005 г. N 94 (л.д. 151).
В соответствии с п. 2.1 указанного Положения для получения земельного участка в аренду необходимо представить в администрацию заявление, в котором указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц) или паспорт (для физических лиц), справку налоговой инспекции о состоянии расчетов заявителя по налоговым платежам, кадастровую карту (план) передаваемого в аренду земельного участка.
На основании изложенных положений суд пришел к выводу, что решение вопроса о предоставлении земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ не ставится в зависимость от указания в заявлении общероссийского классификатора вида экономической деятельности (ОКВЭД).
В судебном заседании ответчик объяснил, что предприниматель обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в установленном порядке. Решение этого вопроса стало невозможным из-за самовольной установки предпринимателем торгового павильона на спорном участке и последующего предоставления земельного участка Отделу внутренних дел по Михайловскому району.
Довод о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен предпринимателю не может быть принят во внимание, поскольку на данном этапе еще не принимается какое-либо решение по существу обращения предпринимателя.
Решение о предоставлении земельного участка принимается не на стадии оформления схемы расположения земельного участка, а на основании всех предусмотренных законом документов, в установленной форме и порядке.
Предприниматель вправе в силу ст. 34 ЗК РФ получить в установленном порядке схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлено доказательств законности бездействия Администрации муниципального образования, выразившегося в непредоставлении предпринимателю Селезневой Е.Ю. схемы расположения земельного участка площадью 20 кв. м., расположенного в с. Прудская Михайловского района Рязанской области, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании изложенного арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя. В связи с этим заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Бездействие муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (адрес: Рязанская область, г. Михайлов, пл. Освобождения, ОГРН 1026200599666), выразившееся в непредставлении предпринимателю Селезневой Екатерине Юрьевне (адрес: Рязанская область, Михайловский район, ул. Лавренева, д. 13, кв. 8, ОГРН 311621902100049) согласно заявлению от 08.02.2011 г. схемы расположения земельного участка площадью 20 кв. м., расположенного в с. Прудская Михайловского района Рязанской области, на кадастровой плане или кадастровой карте, проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, признать незаконным.
2. Муниципальному образованию - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (адрес: Рязанская область, г. Михайлов, пл. Освобождения, ОГРН 1026200599666) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя Селезневой Екатерины Юрьевны (адрес: Рязанская область, Михайловский район, ул. Лавренева, д. 13, кв. 8, ОГРН 311621902100049), выдать согласно заявлению от 08.02.2011 г. схему расположения земельного участка, указанного в заявлении от 08.02.2011 г., площадью 20 кв. м., расположенного в с. Прудская Михайловского района Рязанской области, на кадастровой плане или кадастровой карте.
3. Взыскать с муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (адрес: Рязанская область, г. Михайлов, пл. Освобождения, ОГРН 1026200599666) в пользу предпринимателя Селезневой Екатерины Юрьевны (адрес: Рязанская область, Михайловский район, ул. Лавренева, д. 13, кв. 8, ОГРН 311621902100049) за счет казны муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 июля 2011 г. N А54-1074/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru