Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 17 июня 2011 г. N А54-2150/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 17 июня 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Ушаковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барминой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Октябрьского района города Рязани (г. Рязань)
к обществу с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат" (г. Рязань, ОГРН 1116229000106, ИНН 6229040815)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Скорая О.В., помощник прокурора, удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,
установил: Прокурор Октябрьского района города Рязани (далее по тексту - Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат" (далее по тексту ООО "СтройАгрегат", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании поддержала заявленное требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, отзыва на заявление не представил, требование не отклонил.
ООО "СтройАгрегат" извещалось судом по юридическому адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.01.2011 N 04-32/0131 (л.д.54-61). Копия определения суда от 23.05.2011 получена Обществом 31.05.2011, о чем имеется отметка и штемпель отделения почтовой связи на карточке почтового уведомления (л.д.63). Кроме того, на обложке судебного дела имеется отметка об ознакомлении 06.06.2011 с материалами дела представителя Общества Талалуевой А.А.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В силу части 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции.
Согласно пункту 6 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
Основываясь на данных нормах закона, суд считает, что Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя Общества, извещенного о месте и времени судебного заседания в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что 26.04.2011 Прокуратурой Октябрьского района города Рязани совместно с сотрудниками ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 21а, проведена проверка в помещении ООО "СтройАгрегат", арендуемого у ООО "Роскапитал" (договор аренды доли в праве собственности на нежилое помещение от 01.01.2011 л.д.32-35; акт приема-передачи от 01.01.2011 - л.д.36) на основании договора субаренды возмездного пользования нежилого помещения от 25.01.2011 (л.д.37-40).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.01.2011 N 04-32/0131 (л.д.55-61), ООО "СтройАгрегат" состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области. Основным видом деятельности ООО "СтройАгрегат" является деятельность в области строительства зданий и сооружений, дополнительные виды экономической деятельности указаны в Едином государственном реестре юридических лиц от 17.01.2011 N 04-32/0131 (л.д.55-61).
Из протокола осмотра помещений от 26.04.2011 следует, что объектом осмотра являлось помещение клуба ООО "СтройАгрегат", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 21а. На момент проверки какой-либо информации о принадлежности осматриваемого помещения, либо об организации, осуществляющей в данном помещении деятельность, на входе не имелось.
На момент проверки в помещении были установлены 25 единиц электронных автомата с заклеенными устройствами приема и выдачи денежных знаков, из которых: 2 электронных автомата без серийных номеров, и 23 электронных автомата, имеющие серийные номера: 090800427, 090800735, 090800544, 090800513, 090800573, 090800524, 090800540, 090800736, 090800585, 090800543, 090800543, 090800545, 090800584, 090800508, 090800539, 090800775, 090800523, 090800515, 090800727, 090800542, 090800514, 090800425, 090800777, которые были подключены к электросети и находились в рабочем состоянии.
Каждый электронный автомат представляет собой единый блок, состоящий из защитного корпуса, монитора, кнопок, расположенных на передней части автомата (BET/Double, Maxbet, I LINE, 3 LINE, 5 LINE, 7 LINE, 9 LINE, START/TAKE). При помощи данных кнопок происходит управление игрой: запуск, установление размера ставки, переход в меню удвоения выигрышных баллов, выбор количества линий, по которым устанавливается ставка, перечисление выигрышных баллов на общий счет. На мониторах всех электронных автоматов имеются периодически меняющиеся визуальные изображения игр. С правой стороны на корпусе электронного автомата расположены замочные скважины для ключей, при помощи которых в автомат заносятся сведения о денежных средствах, переданных игроком сотруднику клуба.
В ходе проверки установлено, что ООО "СтройАгрегат" в помещении клуба, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 21а, предоставляет гражданам возможность игры на развлекательных аттракционах и проводит стимулирующую лотерею "Выигрывая с нами!", проводимой ООО "Кристалл", зарегистрированной на территории Российской Федерации в период с 27.12.2010 по 30.11.2011, включенной в Государственный реестр всероссийских лотерей за государственным регистрационным номером N 200С/002076ФНС (л.д.53).
Согласно условиям стимулирующей лотереи "Выигрывая с нами!" (л.д.41-48), для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо свершить следующие действия: оплатить услугу, с оказанием которой связано проведение стимулирующей лотереи (платная услуга доступа к сети интернет или иным функциям персонального компьютера) и получить купоны с предложением на участие в лотерее, воспользоваться услугой и получить призовой билет. Розыгрыш призового фонда лотереи состоит в выявлении внутри билета скрытой надписи. Победителем лотереи признается участник, обнаруживший внутри билета одну из следующих надписей: "100", "200", "600", "1100", "Ноутбук", "мобильный телефон", "время игры на развлекательном оборудовании". Проигравшим признается участник лотереи, обнаруживший внутри билета надпись "без выигрыша".
Суть игры заключается в том, чтобы путем нажатия на кнопку остановить смену символов в нескольких линиях на мониторе игрового аппарата и добиться совпадения этих символов в линиях. Условием каждой игровой попытки является назначение игроком ставки в виде определенного количества баллов, которое не должно превышать размер "кредита", внесенного в автомат оператором при помощи электронного ключа. Размер кредита равен сумме денежных средств, переданных игроком оператору клуба. В случае выигрыша (совпадения символов на мониторе) автомат начисляет игроку выигрышные баллы. В случае проигрыша (отсутствия совпадений в символах) с "кредитного счета" игрока автомат списывает количество баллов, соответствующее ставке игрока. После окончания игры в случае выигрыша оператор клуба выплачивает игроку денежные средства из расчета 1 балл - 1 рубль. Данные правила игры установлены в игровой программе игрового автомата.
Из объяснений оператора лотерейного клуба Сусловой Е.А., следует, что в ее обязанности входит внесение денежных средств на электронное оборудование, после чего, игрок устанавливает ставку на игровом оборудовании и начинает игру. Путем нажатия кнопок он выставляет ставку и количество линий, по которым возможны совпадения выигрышных комбинаций. Количество баллов на автомате либо увеличивается, либо уменьшается. В случае выигрыша, игрок обращается к работнику клуба и ему выдаются денежные средства (выигрыш) в соотношении 1 балл равен 1 рублю (л.д. 15).
Согласно протоколу от 26.04.2011 ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани игровые автоматы в количестве 25 шт. изъяты (л.д. 14).
Телеграммой от 10.05.2011 законный представитель Общества приглашался в прокуратуру 11.05.2011 для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.25).
По сведениям ОАО "ЦентрТелеком" телеграмма прокуратуры "не доставлена такого учреждения нет" (л.д. 24).
11.05.2011 в отсутствие законного представителя Общества и.о. прокурора Октябрьского района г. Рязани вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 16-22). Копия постановления направлена в адрес Общества по почте заказным письмом (л.д. 52).
Вышеуказанные обстоятельства, и, поскольку в силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к компетенции суда, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 названного Закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
То есть, если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности законом не установлен запрет, но требуется получение специального разрешения (лицензии), то осуществление данной деятельности в отсутствие этого разрешения (лицензии) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с нормой части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.
В соответствии со статьей 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.10.2010 N 5889/10).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из постановления от 11.05.2011 следует, что дело об административном правонарушении в отношении ООО "СтройАгрегат" возбуждено за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что 26.04.2011 ООО "СтройАгрегат" в помещении, арендуемом у ООО "Роскапитал" на основании договора субаренды возмездного пользования нежилого помещения от 25.01.2011 (л.д.37-40), осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).
В качестве доказательств наличия в действиях ООО "СтройАгрегат" состава вменяемого ему правонарушения, Прокурор ссылается на протокол осмотра от 26.04.2011, объяснения гражданина (игрока), который на момент начала проведения осмотра играл на электронном автомате с серийным номером 090800573, установленном в помещении клуба. На данные объяснения имеются ссылки в протоколе осмотра (л.д. 13), постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении (лист 2 абзацы 5, 6, 7 постановления л.д. 17).
В соответствии с пунктом 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми (пункт 6 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов следует, что осмотр помещения ООО "СтройАгрегат", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 21а, проводился в присутствии оператора клуба, двух понятых.
Из текса протокола осмотра помещений, территорий от 26.04.2011 следует, что на момент начала осмотра за электронным автоматом с серийным номером 090800573 находился гражданин (игрок), осуществлявший игру на данном автомате, путем нажатия на кнопки , расположенные на передней панели автомата. Он самостоятельно менял размер ставки и количества линий, по которым выставляется ставка, запускал процесс игры; в процессе игры он переходил в меню удвоения, играл в нем. В зависимости от комбинаций, выпадавших на мониторе и в зависимости от самостоятельных действий игрока, количество балов, зачисленных на автомат, то уменьшается, то увеличивается. Результатом игры было значение "400" балов в графе "CREDIT". После чего, игрок попросил снять выигрыш сотрудницу клуба, которая обнулила счетчик и выдала игроку 400 руб. После чего игрок покинул помещение (л.д.13).
Между тем, данные объяснения не могут расцениваться как доказательство, подтверждающее осуществление ООО "СтройАгрегат" 26.04.2011 в помещении клуба, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 21а, азартных игр, поскольку в протоколе осмотра помещений, территорий от 26.04.2011 отсутствуют сведения о гражданине, осуществлявшем 26.04.2011 игру на электронном автомате с серийным номером 090800573. Прокуратурой не представлено документальных доказательств способа получения данных объяснений у гражданина, у кого были отобраны данные объяснения, были ли они получены в рамках проверки 26.04.2011 или иной проверки. Кроме того, в материалах дела отсутствует письменное объяснение этого гражданина.
Следовательно, объяснение гражданина, отраженное в протоколе осмотра помещений, территорий от 26.04.2011, постановлении от 11.05.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении без указания сведений об этом гражданине, не может быть признано допустимым доказательством, полученным с соблюдением требований законодательства в рамках проверки или в ходе административного расследования, и, как следствие, подтверждающими событие вменяемого Обществу административного правонарушения.
Таким образом, документальных доказательств осуществления ООО "СтройАгрегат" деятельности в сфере игорного бизнеса Прокурором не представлено , поскольку фактическое использование электронных автоматов в качестве игровых с указанием в протоколе осмотра помещений, территорий от 26.04.2011 (л.д.12-13), постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.05.2011 (л.д.16-22), сведений о гражданине, игравшем на автоматах, не доказано, в постановлении от 11.05.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении событие административного правонарушения не установлено.
Постановление прокурора, содержащее выводы об осуществлении Обществом указанной деятельности, достоверно не подтверждает факт осуществления ответчиком деятельности по организации азартных игр.
Сам факт нахождения в клубе электронного оборудования во включенном состоянии не свидетельствует о том, что о но используется для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса.
Поскольку в постановлении от 11.05.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о лице, осуществлявшем игру, другими документами данное обстоятельство не может быть подтверждено, так как оно должно быть установлено в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причини условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод, что заявителем не представлено бесспорных доказательств того, что используемые ООО "Строй-Агрегат" аппараты являются игровыми, либо использовались в качестве таковых. Из представленных Прокуратурой доказательств нельзя сделать однозначный вывод о том, что используемое Обществом оборудование для проведения стимулирующей лотереи и характер действий лиц, использующих это оборудование, безусловно свидетельствует о проведении азартных игр на аппаратах, предназначенных с учетом их технических характеристик для проведения лотереи.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности Прокуратурой в действиях ООО "СтройАгрегат" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются безусловным основанием для отмены постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
С учетом изложенных обстоятельств, в удовлетворении заявления Прокурора Октябрьского района города Рязань о привлечении ООО "СтройАгрегат" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отказать.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, по окончании рассмотрения дела обязаны принять решение о вещественных доказательствах.
Частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также установлено, что при принятии решения суд определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
Как конфискация, так и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения являются видами административных наказаний (статьи 3.2, 3.6, 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а следовательно, могут быть применены арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если один из этих видов административных наказаний предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 26.04.2011, у ООО "СтройАгрегат" изъято 25 электронных аппарата, из них: 2 игровых автомата без серийных номеров, и 23 электронных аппарата, имеющие серийные номера: 090800427, 090800735, 090800544, 090800513, 090800573, 090800524, 090800540, 090800736, 090800585, 090800543, 090800543, 090800545, 090800584, 090800508, 090800539, 090800775, 090800523, 090800515, 090800727, 090800542, 090800514, 090800425, 090800777.
В связи с отказом в привлечении ООО "СтройАгрегат" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанное оборудование подлежит возврату Обществу.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Прокурора Октябрьского района города Рязани о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 22а, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1116229000106, ИНН 6229040815, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 22а, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1116229000106, ИНН 6229040815, предметы административного правонарушения электронные автоматы, изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 26.04.2011 и находящиеся на хранении на складе МОБ УВД по г. Рязани, расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, пос. Карцево, в количестве 25 штук: 2 игровых автомата без серийных номеров, и 23 электронных аппарата, имеющие серийные номера: 090800427, 090800735, 090800544, 090800513, 090800573, 090800524, 090800540, 090800736, 090800585, 090800543, 090800543, 090800545, 090800584, 090800508, 090800539, 090800775, 090800523,
090800515, 090800727, 090800542, 090800514, 090800425, 090800777.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 17 июня 2011 г. N А54-2150/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru