Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 8 сентября 2011 г. N А54-3797/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 сентября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Мегедь И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани (ОГРН 1096230000844) к обществу с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат", г. Рязань (ОГРН 1116229000106) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен, заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя;
от ответчика: не явился, извещен,
установил: Управление внутренних дел Рязанской области, г. Рязань обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие административного органа и общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: 10.06.2011 г., сотрудниками ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани проведена проверка соблюдения Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 35 "А", в котором осуществляет деятельность ООО "СтройАгрегат".
В ходе осмотра установлено, что в данном помещении располагаются 29 электронных автоматов, подключенных к электросети и находящиеся в рабочем состоянии (протокол от 10.06.2011 г. осмотра помещений, территорий, л.д. 13).
Находящийся в момент осмотра в помещении клуба Данилов В.М. пояснил, что он передал оператору клуба 300 рублей и 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате кредитом (300 баллов и 100 баллов). После внесения баллов гражданин Данилов В.М. приступил к игре на одном из электронных автоматов, затем на другом автомате посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размеры ставок, количество линий и начинал игру (объяснение от 10.06.2011 г. - л.д. 16).
Из материалов дела усматривается, что оператор клуба Холопова М.В. от дачи пояснений отказалась (объяснение от 10.06.2011 г. - л.д. 17).
Согласно протоколу ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 13.06.2011 г. (л.д. 15), составленному в присутствии оператора клуба и двух понятых, Управлением внутренних дел по городу Рязани был наложен арест на 29 электронных автоматов, указанные автоматы опечатаны печатями ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани, переданы на хранение оператору клуба Холоповой М.В.
Посчитав, что указанные действия общества классифицируются как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, Управление, 10.06.2011 г., в отсутствии законного представителя общества, составило протокол об административном правонарушении N 62 ЮЛ 11 000113 (л.д. 11), в котором сделан вывод о наличии в действиях ООО "СтройАгрегат" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления внутренних дел по городу Рязани в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные материалы, суд пришел к выводу, что к ООО "СтройАгрегат" подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
Устанавливая вопрос о предназначении и фактическом использовании оборудования (электронных автоматов, находящихся по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 35 "А", в котором осуществляет деятельность ООО "СтройАгрегат"), суд установил, что на указанном оборудовании обществом осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования (игрового автомата) исходя из следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" установлены следующие понятия:
- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1);
- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3);
- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4);
- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6);
- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10);
- игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16);
- игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18).
Как следует из материалов дела, на момент проверки, 10.06.2011 г., в помещении, принадлежащем ООО "СтройАгрегат", гражданин Данилов В.М. передал денежные средства в сумме 300 руб. и 100 руб. оператору клуба ООО "СтройАгрегат", который с помощью электронного ключа внес на электронный автомат сведения о баллах, количество которых было равно указанной сумме денежных средств (1 балл соответствует 1 руб.). После внесения баллов гражданин Данилов В.М. приступил к игре на одном из электронных автоматов, затем на другом автомате посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размеры ставок, количество линий и начинал игру (объяснение Данилова В.М., получая выигрыш - л.д. 16).
Таким образом, размер ставки не зависит от воли организатора. Электронное оборудование, с помощью которого проводится игра, само определяет размер выигрыша случайным образом, вследствие чего, организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального выигрыша.
На момент проверки фактически отсутствовала какая-либо информация о призовом фонде организатора лотереи, о наименовании товара (услуги), с реализацией которого непосредственно было связано проведение лотереи; лотерейные билеты участникам не выдавались.
На основании изложенного суд делает вывод о том, что данный розыгрыш не отвечает признакам бестиражной лотереи, проводимой в обычном режиме, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов или в иной форме, а определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ) и исключает поэтапность проведения лотереи (ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ).
Таким образом, ООО "СтройАгрегат" фактически осуществляло деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.
Статьей 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного Закона.
Согласно статье 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Частью 2 статьи 9 Закона N 224-ФЗ определено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Ростовской области и Краснодарского края.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2010 N 5889/10.
Факт осуществления ООО "СтройАгрегат" деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без выданного в установленном порядке специального разрешения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.06.2011 г. N 62 ЮЛ 11 000113 (л.д. 11), протоколом осмотра помещений, территорий от 10.06.2011 г. (л.д. 13), протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 10.06.2011 г. (л.д. 15), оформленными с участием понятых, объяснениями Данилова В.М. от 10.06.2011 г. (л.д. 16). Данные документы в силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются надлежащими доказательствами по делу об административном нарушении.
Таким образом, судом установлено наличие в действиях ООО "СтройАгрегат" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Полномочия сотрудников внутренних дел на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, Приказом МВД Российской Федерации от 02.06.2005 г. N 444.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СтройАгрегат" не было предпринято должных и необходимых мер по недопущению осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке, и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виновно в совершении административного правонарушения. Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Санкция части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд считает, что общество с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат" следует привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на него административный штраф в суме 40000 руб.
На 29 электронных автоматов наложен арест, указанные автоматы опечатаны печатями ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани, переданы на хранение оператору клуба Холоповой М.В. (протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 10.06.2011 г. - л.д. 15). Указанные 29 электронных автоматов подлежат конфискации, поскольку исходя из положений пункта 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающая требования, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
При этом, в законодательстве отсутствует ограничительное положение о допустимости конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя. Тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (эта позиция нашла косвенное подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года N 8-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 202-О, в которых вопрос о допустимости конфискации вещей, не находящихся в собственности нарушителя, рассматривался применительно к нарушению таможенного законодательства). Иное означало бы, что вещи, явившиеся орудием совершения административного правонарушения, остались в обороте.
Руководствуясь статьями 167-170, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат", расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 22 "А", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1116229000106, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 22 "А", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1116229000106, административный штраф в сумме 40000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
Счет получателя: 40101810400000010008, БИК: 046126001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, ИНН получателя: 6230065780, КПП получателя: 623001001, Получатель платежа: УФК по Рязанской области (УВД по г. Рязани), Код ОКАТО: 61401000000, КБК: 18811690040040000140.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа.
3. Конфисковать у общества с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат", рас положенного по адресу: г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 22 "А", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1116229000106, товар, являющийся предметом административного правонарушения, указанный в протоколе ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 10.06.2011 г. - 29 электронных автоматов без серийных номеров.
Указанный товар находится на хранении у оператора клуба общества с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат" Холоповой М.В. по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 35 "А".
4. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула). На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Ю. Мегедь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 8 сентября 2011 г. N А54-3797/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru