Определение Рязанского областного суда
от 26 октября 2011 г. N 33-2045
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего - Насоновой В.Н.,
судей Смирновой А.А., Мошечкова А.И.,
при секретаре Канунниковой А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Степановой Е.А. на решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 6 сентября 2011 года, которым постановлено:
Степановой Е.А. отказать в удовлетворении исковых требований к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области о досрочном назначении пенсии по старости.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Мошечкова А.И., объяснения Степановой Е.А., поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителей ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области Фроловой О.В. и Зайцевой Е.В., представителя ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Рязанской области Кочергина А.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Степанова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области (далее УПФ РФ по Рязанскому району) с требованиями о назначении досрочной пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной деятельности. В обоснование требований указано, что 8 апреля 2009 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением N от 8 июля 2009 года УПФ РФ по Рязанскому району отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, исключив из специального стажа периоды работы: с 1.04.1983 г. по 13.04.1985 г. в должности заведующей, фельдшера <данные изъяты> медицинского пункта <данные изъяты> ЦРБ; с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г. в должности участковой цеховой медицинской сестры, фельдшера старта здравпункта <данные изъяты> объединенного авиаотряда УГАЦ; с 20.03.1988 г. по 20.03.1988 г. и с 11.01.1990 г. по 25.07.1990 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет; с 22.09.1997 г. по 14.10.1997 г. и с 5.03.2007 года по 30.03.2007 г. нахождение на курсах повышения квалификации. Истица полагает, что отказ является незаконным. Просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 8 апреля 2009 г., обязать ответчика назначить пенсию с указанной даты, засчитав в льготный стаж вышеуказанные периоды.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Степанова Е.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам.
В возражениях на кассационную жалобу УПФ РФ по Рязанскому району просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Постановленное решение указанным требованиям не отвечает.
Как следует из материалов дела Степанова Е.А. 8.04.2009 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением УПФ РФ по Рязанскому району N от 08.07.2009 г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа.
При расчете стажа ответчиком засчитаны периоды работы истицы в должности фельдшера Больницы скорой медицинской помощи с 12.05.1985 г. по 19.03.1988 г. в льготном исчислении и с 21.03.1988 г. по 10.01.1990 г. в календарном; в должности медицинской сестры физиокабинета <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта; фельдшера <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта с 1.06.1993 г. по 21.09.1997 г., с 15.10.1997 г. по 4.03.2007 г., с 31.03.2007 г. по 8.04.2009 г. в льготном исчислении. Итого 24 года 3 месяца 19 дней.
Не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истицы в должности заведующей, фельдшера <данные изъяты> медицинского пункта Спасской ЦРБ с 1.04.1983 г. по 13.04.1985 г., так как данный факт документально не подтвержден; в должности участковой цеховой медицинской сестры, фельдшера старта здравпункта <данные изъяты> объединенного авиаотряда УГАЦ с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г., так как Списками должностей и учреждений от 29.10.2002 г. N 781 здравпункт не поименован. Также не включены отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет с 20.03.1988 г. по 20.03.1988 г. и с 11.01.1990 г. по 25.07.1990 г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.09.1997 г. по 14.10.1997 г. и с 5.03.2007 г. по 30.03.2007 г.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Анализируя наличие необходимого стажа, районный суд правильно указал, что факт работы истицы в должности заведующей, фельдшера <данные изъяты> медицинского пункта <данные изъяты> ЦРБ с 1.04.1983 г. по 13.04.1985 г. нашел свое подтверждение собранными по делу доказательствами: трудовой книжкой истицы, выписками из приказов <данные изъяты> ЦРБ от 9.03.2010 года, и обоснованно включил данный период в ее специальный стаж.
Давая суждение о необоснованном исключения ответчиком из специального стажа истицы периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком возрастом старше полутора лет с 20.03.1988 г. по 20.03.1988 г. и с 11.01.1990 г. по 25.07.1990 г., суд правильно исходил из того, что Степанова Е.А., находилась в отпуске по уходу за ребенком до внесения изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР Законом РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1, поэтому время отпуска подлежит включению в специальный стаж. Такой вывод суда соответствует п. 7 Разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N 375/24-11.
Вывод суда о зачете в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 22.09.1997 г. по 14.10.1997 г. и с 5.03.2007 г. по 30.03.2007 г. также является правильным, поскольку в соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за них сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года.
Согласно п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В связи с изложенным, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Поскольку в период нахождения Степановой Е.А. на курсах повышения квалификации за ней было сохранено место работы и средняя заработная плата, указанное время засчитано в страховой стаж, суд пришел к правильному выводу о включении спорных периодов в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о включении в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов ее работы в должности заведующей, фельдшера <данные изъяты> медицинского пункта <данные изъяты> ЦРБ с 1.04.1983 г. по 13.04.1985 г. в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 3 месяца (2 года 6 месяцев 16 дней); отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет с 20.03.1988 г. по 20.03.1988 г. (1 день) и с 11.01.1990 г. по 25.07.1990 г. (6 месяцев 14 дней); нахождения на курсах повышения квалификации с 22.09.1997 г. по 14.10.1997 г. (22 дня) и с 5.03.2007 г. по 30.03.2007 г. (25 дней).
В этой части решение суда не оспаривается.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, не подлежит включению период работы на должностях участковой цеховой медицинской сестры, фельдшера старта здравпункта <данные изъяты> объединенного авиаотряда УГАЦ с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г., поскольку он основан на неправильном применении и толковании норм материального права, не соответствует установленным обстоятельствам.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования необходимый стаж полностью или частично.
Следовательно, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
В период работы истицы в должности участковой цеховой медицинской сестры и фельдшера старта здравпункта Рязанского объединенного авиаотряда УГАЦ с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г., действовал утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должности - "медицинские сестры" и "фельдшеры" независимо от наименования должности, наименование учреждения - амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, в том числе "здравпункты". Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу только с 1 октября 1993 года.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 года N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.11.1999 года, применяется номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395.
Согласно Примечанию к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями предприятий транспорта, в спорный период были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
Как усматривается из материалов дела, трудовой книжки истицы, штатного расписания здравпункта Рязанского авиапредприятия на 1993 год; должностных инструкций фельдшера старта; положения о здравпункте аэровокзала, утвержденного, заместителем Министра гражданской авиации СССР от 21.10.1981 года N 515/у; справок Рязанского авиапредприятия от 7.04.2009 года, от 29.04.2011 года, в 1991 - 1993 годах в период с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г. истица работала в здравпункте, который являлся структурным подразделением Рязанского объединенного авиаотряда Управления гражданской авиации центральных районов. Данное структурное подразделение было создано с целью сохранения здоровья граждан, для оказания доврачебной медицинской помощи работников предприятия и пассажиров.
Деятельность здравпунктов в указанный период регламентировалась Положением о фельдшерском здравпункте (приложение N 5 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1978 года N 12).
Исходя из указанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что те задачи и функции, которые выполнялись здравпунктом Рязанского объединенного авиаотряда Управления гражданской авиации центральных районов, полностью совпадают с задачами и функциями, которые установлены для фельдшерского здравпункта в соответствии с названным выше Положением и определены в действовавшей номенклатуре учреждений здравоохранения.
Таким образом, работа на должностях участковой цеховой медицинской сестры, фельдшера старта здравпункта <данные изъяты> объединенного авиаотряда УГАЦ была предусмотрена действовавшим в период с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г. законодательством, регулирующим признание права на пенсию за выслугу лет.
Также нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что факт работы истицы фельдшером в здравпункте в указанный период не установлен.
В материалах дела имеется трудовая книжка истицы, в которой указано, что 1.08.1990 г. на основании приказа N от 6.09.1990 г. она принята на должность участковой цеховой медицинской сестры здравпункта <данные изъяты> объединенного авиаотряда УГАЦ, согласно приказу N от 17.09.1992 года Степанова Е.А. переведена на должность фельдшера старта того же здравпункта, и приказом от 28.05.1993 года уволена с 1.06.1993 года. Данные обстоятельства установлены ответчиком по первичным документам в ходе документальной проверки, результаты которой отражены в акте от 22.04.2009 года, а также подтверждаются справками <данные изъяты> авиапредприятия от 7.04.2009 года, от 29.04.2011 года, штатным расписанием здравпункта Рязанского авиапредприятия.
С учетом изложенного, исключение из специального стажа истицы периода работы на должностях участковой цеховой медицинской сестры, фельдшера старта здравпункта <данные изъяты> объединенного авиаотряда УГАЦ с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г. является незаконным.
Стаж работы в сельской местности до 1.11.1999 года подлежал исчислению по правилам пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, согласно которому 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.
Таким образом, период работы истицы с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г. на должностях участковой цеховой медицинской сестры, фельдшера старта здравпункта Рязанского объединенного авиаотряда УГАЦ, расположенного в деревне <адрес>, подлежит включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении.
С учетом спорного периода, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ по Рязанскому району, то есть на 8 апреля 2009 года, Степанова Е.А. имела предусмотренный пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, 30-летний стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (24 года 3 месяца 19 дней + 2 года 6 месяцев 16 дней + 1 день + 6 месяцев 14 дней + 22 дня + 25 дней + 3 года 6 месяцев 15 дней).
Доводы представителя Управления Пенсионного фонда РФ по Рязанскому району о том, что при расчете стажа применяются нормы только одного законодательства, не влияют на правильность выводов о наличии у Степановой Е.А. необходимого специального стажа.
При условии исчисления специального стажа за периоды с 1.04.1983 г. по 13.04.1985 г. и с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г. с применением п. 5 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, согласно которому месяц работы работников здравоохранения в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за 1,2 месяца, на 8 апреля 2009 года у Степановой Е.А. также имелся необходимый для назначения пенсии за выслугу лет 30-летний стаж (24 года 3 месяца 19 дней + 28 месяцев + 1 день + 6 месяцев 14 дней + 22 дня + 25 дней + 40 месяцев).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлекшим вынесение неправосудного решения, в связи с чем подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия в силу абз. 4 ст. 361 ГПК РФ находит возможным, отменяя решение, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Степановой Е.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 6 сентября 2011 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области включить в стаж Степановой Е.А., дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды ее работы в должности заведующей, фельдшера <данные изъяты> медицинского пункта <данные изъяты> ЦРБ с 1.04.1983 г. по 13.04.1985 г. в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 3 месяца; на должностях участковой цеховой медицинской сестры, фельдшера старта здравпункта <данные изъяты> объединенного авиаотряда УГАЦ с 1.08.1990 г. по 1.06.1993 г. в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 3 месяца; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте свыше полутора лет с 20.03.1988 г. по 20.03.1988 г. и с 11.01.1990 г. по 25.07.1990 г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.09.1997 г. по 14.10.1997 г. и с 5.03.2007 г. по 30.03.2007 г.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области назначить Степановой Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 8 апреля 2009 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 26 октября 2011 г. N 33-2045
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru