Определение Рязанского областного суда
от 19 октября 2011 г. N 33-2105
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
Председательствующего: Воейкова А.А.,
Судей: Смирновой А.А., Мошечкова А.И.,
при секретаре Черненко О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области на решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 31 августа 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Кадушечкина Н.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Рязанскому району Рязанской области о незаконности снижения размера выплаты пенсии - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Рязанскому району Рязанской области принять к начислению пенсии Кадушечкину Н.М. размер заработной платы за период с 01 января 1973 года по 31 декабря 1977 года, произвести перерасчет пенсии с даты назначения трудовой пенсии по старости Кадушечкину Н.М.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Мошечкова А.И., объяснения представителя ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области Фроловой О.В., поддержавшей жалобу, объяснения Кадушечкина Н.М. и его представителя адвоката Назарова В.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Кадушечкин Н.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области с требованиями о перерасчете размера пенсии с учетом размера заработной платы за период с 01.01.1973 года по 31.12.1977 года и взыскании задолженность со дня начисления пенсии. В обоснование своих требований указал, что с 10.10.1967 г. по 21.04.2008 г. проработал в совхозе "...", который был реорганизован в <данные изъяты> совхоз-техникум и в последующем переименован в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <данные изъяты> аграрный техникум. В связи с достижением 60-летнего возраста 10.01.2011 г. у него возникло право на трудовую пенсию по старости. Для установления размера пенсии в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанскому району Рязанской области он представил справку о заработной плате с 01.01.1973 г. по 31.12.1977 г., выданную государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования <данные изъяты> аграрный техникум, составленную на основании книги учета расчетов по оплате труда. Иные документы в подтверждение размера его заработной платы не сохранились, поскольку 07.06.2003 г. в здании указанного техникума произошел пожар, в результате которого выгорел 2-й учебный корпус с документами бухгалтерии. ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанскому району Рязанской области отказало в принятии для расчета начисления пенсии указанной справки о заработной плате за период 1973 - 1977 г.г. и начислило пенсию в меньшем размере.
В судебном заседании истец Кадушечкин Н.М. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные исковые требования, окончательно просил обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанскому району Рязанской области принять к начислению пенсии размер заработной платы Кадушечкина Н.М. за период с 01.01.1973 года по 31.12.1977 года и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения.
Решением суда исковые требования Кадушечкина Н.М. были удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает подтверждение размера заработка при исчислении пенсии свидетельским показаниями или другими косвенными документами, в частности разносками с расчетных ведомостей зарплаты.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется.
В судебном заседании установлено, что истец Кадушечкин Н.М., 10.01.1951 года рождения, в период с 10.10.1967 года по 21.04.2008 года проработал в совхозе "...", реорганизованный 26.10.1974 г. на основании приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР N от 20.10.1974 г. в <данные изъяты> совхоз-техникум, который в свою очередь 07.07.1999 г. на основании приказа N Министерства сельского хозяйства РФ переименован в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <данные изъяты> аграрный техникум.
В связи с достижением 60-ти летнего возраста с 10.01.2011 г. Кадушечкину Н.М. назначена трудовая пенсия по старости в размере ... руб. ... коп.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии как при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразовании) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 г., так и при новом назначении определяется на основании среднемесячного заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 12 ст. 30 того же закона определено, что для подтверждения в необходимых случаях заработка застрахованного лица применяется порядок, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27.02.2002 года, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 года, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
В случае невозможности определения причинителя вреда, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов о оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как усматривается из материалов дела, при назначении Кадушечкину Н.М. пенсии по старости ее размер был определен из его среднемесячного заработка за 1976 г., 1979 - 1981 г.г., при этом предоставленная им справка о среднемесячном заработке с более выгодным для него вариантом за период с 01.01.1973 г. по 31.12.1977 г. пенсионным фондом для расчета принята не была на том основании, что она составлена по сводным разноскам зарплаты истца.
Иных документов в подтверждение своего среднемесячного заработка за спорный период истцом представлено не было, в связи с тем, что документы по начислению заработной платы за указанный период уничтожены 7.06.2003 года в результате пожара в здании Рязанского аграрного техникума.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции исходил из того, что утрата бывшим работодателем первичных документов о заработке истца за спорный период с 01.01.1973 г. по 31.12.1977 г. препятствует истцу реализовать свое право на перерасчет пенсии из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы.
Удовлетворяя исковые требования истца о перерасчете назначенной ему пенсии с учетом размера его заработной платы за указанный расчетный период, суд обоснованно указал, что Кадушечкиным Н.М. были представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, а именно надлежащим образом оформленные книги учета расчетов по оплате труда, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца, и выданная на основании содержащихся в них данных справка о заработке истца в период с 01.01.1973 г. по 31.12.1977 г.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы в жалобе о невозможности подтверждения среднемесячного заработка свидетельскими показаниями и косвенными доказательствами не основаны на законе и не могут являться основанием для отмены постановленного решения. Из материалов дела усматривается, что судом оценивалась относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства, а также взаимная связь всех доказательств в совокупности. Показания свидетелей, книги учета расчетов по оплате труда и справка о заработке истца в спорный период в силу ст. 55 ГПК РФ отнесены судом к доказательствам по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.
При таких обстоятельствах, решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для отмены решения суда, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 31 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 19 октября 2011 г. N 33-2105
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru