Определение Рязанского областного суда
от 16 ноября 2011 г. N 33-2305
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Агаповой В. В.,
судей Левковой Г. И., Споршевой С.В.,
при секретаре Черненко О. В.,
заслушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 28 сентября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Васильковой С.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего сына Василькова Ф.А., к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о возмещении расходов за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Васильковой С.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего сына Василькова Ф.А., компенсацию за приобретенное за счет собственных средств техническое средство реабилитации - опора нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат ортопедический "Динамический параподиум" - в размере <данные изъяты> рубля.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Васильковой С.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего сына Василькова Ф.А. судебные расходы за оказание юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г. И., возражения против доводов жалобы представителя Васильковой С.Н. по доверенности Горбуновой С.М., судебная коллегия установила:
Василькова С.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Василькова Ф.А., обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о возмещении расходов за самостоятельное приобретенное средство технической реабилитации и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что ее сын Васильков Ф.А., 2008 года рождения является ребенком-инвалидом и состоит на учете в филиале - бюро N 10 ФГУ МСЭ по Рязанской области.
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка - инвалида от 30.03.2011 г. Василькову Ф.А. рекомендовано техническое средство реабилитации опора-вертикализатор.
30.03.2011 г. Василькова С.Н., за счет собственных средств, приобрела техническое средство реабилитации - опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат ортопедический "Динамический параподиум". Ответчиком отказано в выплате денежной компенсации за приобретенный аппарат ортопедический "Динамический параподиум", со ссылкой на то, что в разъяснении Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2011 г. указано, что обеспечение этим изделием или выплата компенсации стоимости самостоятельно приобретенного этого изделия не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.
Считая отказ незаконным, просила взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области расходы, связанные с приобретением технического средства реабилитации - опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарата ортопедического "Динамический параподиум" в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты> руб.
Также истица полагает, что незаконным отказом в выплате денежной компенсации ей и ее несовершеннолетнему сыну причинен моральный вред, в возмещение которого просит взыскать <данные изъяты> руб.
По решению суда исковые требования Васильковой С.Н. удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Так, судом необоснованно не было принято во внимание, что в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ, данных в письме от 11.04.2011 г. N, "Динамический параподиум" является многофункциональным устройством и предназначен для реабилитации инвалидов с различными неврологическими нарушениями, и не может быть отнесен только к опорам или ортопедическим аппаратам, поскольку данное устройство обеспечивает не только вертикальное положение, но и самостоятельное пребывание в позиции, стоя без участия рук, а также восстановление утраченных функций опорно-двигательной системы и передвижения инвалида. Срок, на который выдается "Динамический параподиум", приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 г. не установлен. "Динамический параподиум" не предусмотрен к выдаче инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, обеспечение этим изделием или выплата денежной компенсации стоимости самостоятельно приобретенного изделия не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета. Однако, данные доводы были незаконно судом отвергнуты.
Министерство социальной защиты населения Рязанской области, подавшее кассационную жалобу, извещено о дне слушания дела в кассационной инстанции надлежащим образом и заблаговременно. Ходатайств об отложении слушания дела не заявляло.
Учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и. извещенных о месте, времени рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела; поданная истцом кассационная жалоба является мотивированной; при таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Министерства социальной защиты населения Рязанской области.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 указанного выше Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу ч. 6 ст. 11 указанного выше Федерального закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30.12.2005 года утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с п. 6 указанного Перечня среди технических средств реабилитации предусмотрены: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2098-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития и Правительством Рязанской области, в соответствии с которым часть федеральных полномочий, в том числе по обеспечению имеющих место жительства в Рязанской области лиц, признанных инвалидами, и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р передано Правительству Рязанской области, а именно Министерству социальной защиты населения Рязанской области.
В целях реализации переданных полномочий, на основании указанного соглашения, постановлением Правительства Рязанской области от 31 декабря 2009 года N 383 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (кроме собак проводников с комплектом снаряжения) и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия), а также выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах "а"-"в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В силу п. 7 Порядка в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство (изделие) за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).
Решение о выплате компенсации принимается министерством на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технических средств (изделий), программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы (товарный и кассовый чеки; товарная накладная и кассовый чек).
Из материалов дела видно, и судом бесспорно установлено, что Васильков Ф.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 08.12.2009 года Филиалом-бюро N 10 ФГУ "ГБ МСЭ по Рязанской области" признан ребенком - инвалидом на срок до 01.01.2012 года.
22.07.2010 г. Василькову Ф.А. выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, в соответствии с которой, ему рекомендовано, в том числе, и техническое средство реабилитации - туторы нижних конечностей. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 09.03.2011 г, и повторной индивидуальной программой реабилитации от 30.03.2011 г. ему рекомендованы аппараты на нижние конечности, ходунки, опора-вертикализатор.
На основании указанных программ Министерством социальной защиты населения Рязанской области выдавались: направление от 29.07.2010 г. на получение туторов на нижние конечности и от 23.09.2011 г. на ортезы (аппараты нижних конечностей).
30.03.2011 г. истица Василькова С.Н. за счет собственных средств приобрела в ИП ФИО1 для своего сына техническое средство реабилитации - аппарат ортопедический "Динамический параподиум" стоимостью <данные изъяты> руб., что подтверждается кассовым и товарным чеком от 30.03.2011 г.
Обращение Васильковой С.Н. о возмещении расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации оставлено без удовлетворения, со ссылкой на то, что приобретенный ею аппарат не предусмотрен к выдаче инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд исходил из того, что истица Василькова С.Н., являющаяся законным представителем ребенка-инвалида, за счет собственных средств приобрела аппарат ортопедический "Динамический параподиум". В связи с положениями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеет право на компенсацию стоимости приобретенного средства технической реабилитации за счет средств Министерства социальной защиты населения Рязанской области, поскольку Василькову Ф. повторной индивидуальной программой реабилитации от 30.03.2011 г. рекомендованы аппараты на нижние конечности, ходунки, опора-вертикализатор, и невыделение средств из федерального бюджета на оказание такого вида медицинской помощи не может повлечь ущемление прав инвалида на ее предоставление.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда являются правильными.
Удовлетворяя настоящий иск, суд обоснованно ссылался на конкретные обстоятельства дела, и исследованные в суде доказательства.
Так, из материалов дела усматривается, что изделие медицинского назначения - опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат ортопедический "Динамический параподиум", изготовитель ООО "мдх" Польша, соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ Р 50444-92 р., р. 3, 4, ГОСТ Р 51632-2000, что подтверждается сертификатом соответствия N РОСС PL.ИМ13.В02624 сроком действия с 23.04.2009 г. по 22.04.2012 г. и имеет регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/04194 от 17.04.2009 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Данное изделие может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного хождения) без дополнительной помощи других вспомогательных средств больных с травмами спинного мозга (в том числе шейного отдела), ДЦП и с различными неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич верхних и нижних конечностей.
На указанное изделие распространяется действие Приказа Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 N 321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". Указанные обстоятельства подтверждаются письмом от 30.06.2009 г. N 01-12783/09 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития "О предоставлении информации".
Суд правильно исходил из того, что аппарат "Динамический параподиум", приобретен в целях исполнения индивидуальной программы реабилитации Василькова Ф.А., в соответствии с которой, ему рекомендовано техническое средство реабилитации - опора-вертикализатор. То обстоятельство, что указанное выше средство реабилитации является многофункциональным и предназначено для реабилитации инвалидов с различными неврологическими нарушениями, в вязи с чем, не может быть отнесено только к опорам или ортопедическим аппаратом, не может служить причиной для отказа в гарантируемых инвалидам государством реабилитационных мероприятий, является верным
Удовлетворением исковых требований Васильковой С.Н. права Министерства социальной защиты населения Рязанской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области, не свидетельствуют об отсутствии оснований для компенсации расходов на приобретение технического средства реабилитации, поскольку сводятся к несогласию с обстоятельствами установления нуждаемости ребенка в аппарате "Динамический параподиум".
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, а доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 16 ноября 2011 г. N 33-2305
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru