Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
администрации муниципального образования -
Сараевский муниципальный район
Рязанской области
от 10 ноября 2011 г. N 636
Комплекс программных мероприятий
по развитию потребительского рынка муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области на 2011 - 2015 годы
16 апреля 2012 г.
Введение
Комплекс программных мероприятий по развитию потребительского рынка муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области на 2011 - 2015 годы (далее - Комплекс мероприятий) разработан на основании Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закона Рязанской области от 10 февраля 2011 г. N 3-ОЗ "Об отдельных вопросах государственного регулирования торговой деятельности на территории Рязанской области", распоряжения Правительства Рязанской области от 19 мая 2010 г. N 213-р, в целях повышения социально - экономической эффективности потребительского рынка, создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах.
Основными задачами Комплекса мероприятий являются: совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка; развитие инфраструктуры потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, стимулирование развития системы потребительской кооперации, повышение уровня квалификации работников в сфере потребительского рынка.
Реализация Комплекса мероприятий обеспечит: рост оборота розничной торговли на 2,8%, оборота общественного питания - на 4,7%, объема бытовых услуг - на 9,7%; обеспечение населения Сараевского муниципального района Рязанской области к 2015 году на 1000 жителей: площадью торговых объектов до 591 кв. метров; повышение качества производимых и реализуемых товаров и услуг.
Социально-экономическая эффективность Комплекса мероприятий выражается в следующих показателях:
- обеспечение создания за 2011 - 2015 годы около 40 рабочих мест за счет строительства новых объектов потребительского рынка;
- внедрение в организациях потребительского рынка современных методов продажи и новых видов услуг;
- повышение качества жизни населения путем повышения качества оказываемых услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- улучшение питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличении охвата школьников горячим питанием до 100%.
Финансирование Комплекса мероприятий планируется осуществить за счет привлечения внебюджетных источников (средств организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка). Общий объем средств, необходимых для финансирования Комплекса мероприятий, составляет 2004,775 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 211,003 млн. рублей, 2012 году - 1022,254 млн. рублей, 2013 год - 708,505 млн.рублей, 2014 год - 1,006 млн.рублей, 2015 год - 62,007 млн.рублей.
При разработке Комплекса мероприятий использованы статистические данные, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области, прогнозные показатели до 2015 года, предложения предприятий сферы потребительского рынка.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно - денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально - экономического развития Сараевского муниципального района Рязанской области.
В результате реформирования экономики на потребительском рынке района произошли кардинальные преобразования, начали формироваться объективные предпосылки цивилизованных рыночных отношений.
Как ни в одной из других отраслей экономики района, в торговле высока конкуренция, предпринимательская и инвестиционная активность, благодаря чему в этой сфере сложился разнообразный ассортимент предлагаемых товаров и услуг, апробированы организационно - экономические меры и меры правового регулирования, направленные на согласование объемов, структуры и качества предлагаемых товаров и потребительского спроса.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в муниципальном образовании - Сараевский муниципальный район Рязанской области позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Сложившийся уровень конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Особенно остро стоит проблема развития сети организаций торговли современных форматор, общественного питания и бытового обслуживания населения в сельской местности.
1.1. Розничная торговля
В настоящее время торговля представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В муниципальном образовании функционируют около 173 объектов розничной торговли общей торговой площадью 12,8 тысяч кв. м.
В розничной торговле занято около 400 человек, что составляет около 6% экономически активного населения муниципального района.
Создан благоприятный инвестиционный климат. За 2007 - 2011 годы открыты торговый дом "Лямур" и 12 магазинов, что позволило создать дополнительно около 60 рабочих мест.
Оборот розничной торговли в 2010 году составил 537,3 млр. рублей и сократился, в товарной массе по сравнению с предыдущим годом на 7,4%.
Оборот розничной торговли торговых организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка уменьшился на 12,4%. По прогнозным оценкам, в 2011 - 2015 годах динамика изменения объема розничной торговли будет носить положительную тенденцию.
При нормативе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Рязанской области 469 кв. м на 1000 человек, по итогам 2010 года фактическая обеспеченность в среднем по району составила 471 кв. метр на 1000 человек.
В среднем обеспеченность современными торговыми площадями составляет 50 кв. метров на 1000 жителей. В среднем по Рязанской области показатель - 70, кв. метров на 1000 жителей.
Все предприятия современных форматов торговли относятся к потребительской кооперации.
Для потребительского рынка Сараевского муниципального района Рязанской области, как и для всего российского рынка розничной торговли, характерна низкая доля продаж, приходящая на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов.
Сохраняется диспропорция в обеспеченности торговыми площадями жителей поселка и сельских населенных пунктов.
Около 59,0% населенных пунктов или 9,0% населения Сараевского муниципального района Рязанской области проживает в населенных пунктах, не имеющих стационарных торговых объектов.
Все жители этих населенных пунктов обеспечиваются товарами первой необходимости посредством развозной торговли.
Функционирует три ярмарки в р.п. Сараи (две сельскохозяйственные и одна универсальная) и одна ярмарка (универсальная) в с. Напольное.
Выделены площадки для ежедневной торговли сельскохозяйственной продукцией: р.п. Сараи, с. Можары, с. Борец.
Сараевским райпо ежегодно выделяются средства для оказания адресной благотворительной помощи социально незащищенным слоям населения, проводились акции по снижению цен на хлебо - булочные изделия.
Таким образом, из анализа текущего состояния торговли следует, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением конкуренции.
1.2. Потребительская кооперация
Потребительская кооперация Сараевского муниципального района Рязанской области представляет собой хозяйственную систему, нацеленную на удовлетворение потребностей своих пайщиков и всего населения района.
Материально - техническая база Сараевского райпо представляет собой значительный потенциал: 64 действующих магазинов, 17 автомагазинов, 7 предприятий общественного питания, 9 производственных цехов, 1 заготовительный пункт.
Основной отраслью, формирующей более чем на 80% совокупный объем деятельности организации, является розничная торговля.
Оборот розничной торговли в общем обороте района составляет 57,2%. Темп роста в сопоставимых ценах 2010 года к 2009 году составил 115,2%.
Сараевское райпо активно занимается внедрением современных форм торговли.
Все четыре открытые в районе магазины самообслуживания принадлежат потребительской кооперации.
Заготовительная деятельность
В 2010 году объем закупок составил 1,9 млн. рублей. По мясу объем закупок в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 51,0%.
Сократились закупки овощей и картофеля.
Сараевское райпо в марте текущего года открыло малое предприятие - заготовительный пункт, который осуществляет закупку мяса у населения района.
Производственная деятельность
Объем производства потребительских товаров в действующих ценах составил в 2010 году 49,8 млн. руб. или увеличился по сравнению с предшествующим годом на 8,7%.
В производственных цехах Сараевского райпо вырабатываются хлеб, хлебобулочные изделия, мука, кондитерские, макаронные изделия, замороженные мясные полуфабрикаты.
Сараевское райпо в марте текущего года открыло малое предприятие - цех полуфабрикатов, где выпускается 19 наименований замороженных мясных полуфабрикатов. Продукция декларирована о соответствии качества и реализуется во всех магазинах райпо и индивидуальных предпринимателей.
Филиалом "Хлебозавод" Сараевского райпо постоянно проводится работа по техническому переоснащению, расширению ассортимента выпускаемой продукции.
Постановлением Администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 16 апреля 2012 г. N 220 в подраздел 1.3 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.3. Общественное питание
Значительное место в развитии потребительского рынка Сараевского муниципального района Рязанской области принадлежит общественному питанию.
На территории района работает 49 предприятий общественного питания, в том числе 1 - ресторан, 6 - баров, 1 - кафе, магазин "Кулинария", 40 - столовых, в том числе 18 - школьных столовых.
В отрасли общественного питания занято около 100 человек, что составляет 1,3% экономически активного населения Сараевского муниципального района Рязанской области.
Общее количество посадочных мест предприятий общественного питания составляет около 1900, из них столовые образовательных учреждений и сельскохозяйственных предприятий - 1534.
Оборот общественного питания в 2010 году составил 29,8 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 13,7 меньше, чем в предыдущем году.
Система общественного питания претерпела наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Практически прекращена организация лечебно-профилактического питания.
Основными задачами по преодолению негативных последствий реформирования индустрии общественного питания, восстановления и развития многообразия этой отрасли должны стать:
- восстановление и расширение сети социально ориентированных организаций и предприятий общественного питания, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, учащихся общеобразовательных учебных заведений;
- выпуск соответствующей продукции для детей;
- обеспеченность посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети составляет 19,3 мест на 1000 жителей или 52,2% к среднеобластному показателю.
Мониторинг состояния общественного питания позволил выявить определенные проблемы, которые требуют решения:
- недостаточный уровень качества обслуживания населения;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала;
- однообразие в оформлении интерьеров, составлении меню, отсутствие предприятий демократичных форматов и внедрения современных форматов и технологий общественного питания.
1.4. Бытовое обслуживание населения
Бытовое обслуживание населения представляет собой важный сектор экономики. В структуре платных услуг населению бытовые услуги занимают 1,2%. Численность работающих составляет 39 человек.
В сфере бытового обслуживания населения на территории Сараевского муниципального района Рязанской области действуют 23 предприятия, из них 8 парикмахерских, 1 баня, 1 мастерская по ремонту обуви, 1 мастерская по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, 4 предприятия по оказанию ритуальных услуг, 1 фотоуслуги, 7 по оказанию услуг технического обслуживания автотранспортных средств.
Объем бытовых услуг населению за 2010 год составил 309 тыс. рублей или 91,3% к 2009 году.
В среднем потребление бытовых услуг на одного жителя составило 17 руб. 43 копейки. В среднем по Рязанской области этот показатель составил 1666 рублей.
Индивидуальные предприниматели осваивают новые виды услуг; обслуживание компьютерной техники, установка окон и дверей.
Для дальнейшего развития отрасли необходимо привлечение инвестиций, однако, низкий уровень рентабельности предприятий, длительные сроки окупаемости, убыточность большинства предприятий являются вескими причинами отсутствия у потенциальных инвесторов заинтересованности во вложении капитала.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить ряд актуальных проблем сферы бытового обслуживания населения:
- недостаточная инвестиционная и инновационная активность субъектов сферы бытового обслуживания населения;
- отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии сферы бытового обслуживания на селе ввиду отсутствия экономической привлекательности занятия бизнесом;
- низкая рентабельность организаций службы быта, особенно в сельской местности;
- недостаток квалифицированных кадров, особенно в сельской местности;
- наличие "теневого" сектора экономики на рынке бытовых услуг, что приводит к отсутствию учета объемов выполненных услуг и созданию недобросовестной конкуренции;
- несовершенство статистического учета оказываемых населению услуг, невозможность в связи с этим получить достоверную информацию о существующем положении дел в сфере бытовых услуг в области.
Успешное развитие бытового обслуживания населения возможно лишь при наличии благоприятных экономических, социальных и других условий.
Постановлением Администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 16 апреля 2012 г. N 220 в подраздел 1.5 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.5. Кадровое обеспечение потребительского рынка
Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Сараевском муниципальном районе Рязанской области во многом зависит от наличия подготовленных кадров, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики, принимать организационные и управленческие решения, знающих основы управления, финансово - экономического планирования, бухгалтерского дела, маркетинга и менеджмента.
Общая численность работающих в сфере потребительского рынка Сараевского муниципального района Рязанской области составляет около 500 человек или 6,7% экономически активного населения. Уровень зарплаты составляет от 80 до 100% от средне районного показателя.
В отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены, главным образом, ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала (продавцы, грузчики).
Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии.
Основными инструментами снижения дефицита низко квалифицированного персонала для предприятий малого и среднего бизнеса является повышение мотивации сотрудников посредством повышения заработной платы, создания благоприятных условий труда, предоставление возможности карьерного роста.
Расширяющаяся социализация экономики ставит на первый план проблему повышения качества жизни населения, которая влечет за собой нехватку высококвалифицированных кадров. Роль, выполняемая общественным питанием в развитии общества, отличается своей многоаспектностью и с течением времени возрастает. Соответственно, с каждым годом возрастает и роль грамотных, хорошо подготовленных специалистов: поваров, технологов, официантов, барменов.
Начальный уровень подготовки персонала (для учащихся общеобразовательных учебных заведений) направлен на популяризацию и поднятие престижа профессий сферы обслуживания за счет:
- организации в школах предпрофильной и профильной подготовки по специальностям сферы услуг и системы общественного питания (лекции, семинары, круглые столы для выпускников школ);
- проведение тематических внеклассных занятий в школах по освоению правил этикета.
1.6. Выводы
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Разработка настоящего Комплекса мероприятий вызвана необходимостью выработки основных направлений развития отрасли до 2015 года.
2. Цели и задачи
Основными целями Комплекса мероприятий являются повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах.
Для достижения целей Комплекса мероприятий необходимо выполнение следующих задач:
- совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка;
- развитие инфраструктуры потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- стимулирование развития системы потребительской кооперации;
- повышение уровня квалификации работников в сфере потребительского рынка.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к постановлению.
К участию в реализации Комплекса мероприятий могут быть привлечены общественные объединения на основе заключенных с ними соглашений о сотрудничестве.
Управление реализацией Комплекса мероприятий осуществляет заместитель главы администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области по экономическому развитию Терешина Н.С.
Исполнители Комплекса мероприятий ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно к 05 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации Комплекса мероприятий в сектор экономического развития и потребительского рынка администрации муниципального образования Сараевский муниципальный район Рязанской области.
Информация о ходе и итогах реализации Комплекса мероприятий открыта для широкой аудитории и размещается на сайте администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области.
На реализацию Комплекса мероприятий планируется привлечь средства юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, участвующих в осуществлении конкретных инвестиционных проектов коммерческого характера, связанных с развитием инфраструктуры потребительского рынка.
Общий объем средств, необходимых для финансирования Комплекса мероприятий на 2011 - 2015 годы, составляет 2001,775 млн. рублей и формируется из внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.