Определение Рязанского областного суда
от 7 декабря 2011 г. N 33-2441
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Косенко Л.А., Споршевой С.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области на решение Шацкого районного суда Рязанской области от 06 сентября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Шацкого района к администрации МО -Шацкий муниципальный район об обеспечении Турченко Д.В. жилым помещением по договору социального найма удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО - Шацкий муниципальный район, связанное с необеспечением Турченко Д.В. жилым помещением, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования - Шацкий муниципальный район поставить Турченко Д.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и обеспечить благоустроенным жилым помещением на семью из одного человека по договору социального найма.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения Турченко Д.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу и заключение прокурора Маточенковой Т.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия, установила:
Прокурор Шацкого района Рязанской области обратился в суд с иском в интересах Турченко Д.В., оставшегося без попечения родителей, к администрации МО - Шацкий муниципальный район, просил суд признать бездействие администрации МО - Шацкий муниципальный район, связанное с необеспечением Турченко Д.В. жилым помещением, незаконным и обязать администрацию МО - Шацкий муниципальный район поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и обеспечить благоустроенным жилым помещением на семью из одного человека по договору социального найма. В обоснование иска указал, что Турченко Д.В., 16 мая 1985 года рождения, является лицом из числа детей-сирот (отец - ФИО1 и мать - ФИО2 умерли). С 28 сентября 1992 года Турченко Д.В. находился под опекой и попечительством ФИО3 на основании решения <данные изъяты> республики <адрес>. С 20 августа 1993 года находится на учете органа опеки и попечительства Шацкого района Рязанской области в связи с переездом на территорию данного муниципального образования, проживал в доме опекуна ФИО3, расположенном по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается постановлением главы администрации Шацкого района N 207 от 20.08.1993 года. Турченко Д.В. собственного жилья не имел и не имеет, продолжает проживать в доме своего бывшего попечителя ФИО3 по вышеуказанному адресу. В соответствии со статьями 1-4 Закона Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" органы местного самоуправления муниципального образования - Шацкий муниципальный район наделены на неопределенный срок государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, которое (полномочие) должно исполняться в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанным Законом и иными нормативными правовыми актами Рязанской области. Несмотря на указанные обстоятельства, вопрос об обеспечении Турченко Д.В. жилым помещением решен не был, на учет в качестве нуждающегося он не поставлен. Прокуратурой района была проведена проверка и установлено, что Турченко Д.В. являлся ребенком-сиротой и имел право на социальные гарантии и поддержки, предусмотренные законодательством. В 2004 году, до достижения возраста 23 лет, он обращался в Управление образования и молодежной политики Шацкого района Рязанской области по вопросу обеспечения его жилым помещением непосредственно к ведущему специалисту по охране детства ФИО4, в чьи обязанности входила работа (учет, оформление документации и др.) с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья, но по независящим от него причинам не был поставлен на учет для внеочередного предоставления жилья.
Турченко В.Д. в судебном заседании поддержал иск прокурора.
Ответчик иск не признал, пояснив, что на момент обращения Турченко Д.В. в администрацию Чернослободского сельского поселения с заявлением о постановке на учет для внеочередного получения жилья, как лица из числа детей-сирот, ему исполнилось 25 лет, ранее с таким заявлением он не обращался. В связи с этим в постановке на учет для внеочередного получения жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему было отказано.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства УОМП МО - Шацкий муниципальный район полагал иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Третье лицо - Министерство образования Рязанской области, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, представило возражения на иск прокурора.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе администрация МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает решение незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно оценены доказательства и определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Шацкого района Рязанской области и Турченко Д.В. просят решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оно отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Турченко Д.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец г. <адрес> республики <данные изъяты> ССР. Его родители: отец - ФИО1 умер 21 августа 2002 года, мать - ФИО2 умерла 29 ноября 1990 года. Опекуном над несовершеннолетними Турченко Д.В. и его сестрой ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, была назначена их тетя - ФИО3, что подтверждается заключением Совета опеки и попечительства <данные изъяты> ГорОНО от 14.09.1992 года, решением <адрес> "Об утверждении заключения Совета опеки и попечительства <данные изъяты> горисполкома".
С 20 августа 1993 года Турченко Д.В. находился на учете органа опеки и попечительства Шацкого района Рязанской области в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию - Шацкий район Рязанской области, проживал в доме опекуна ФИО3 по адресу: <данные изъяты>. Закрепленного за ним жилого помещения не имеет.
С 01 сентября 2001 года по 21 мая 2004 года он обучался в профессиональном училище N г. <адрес> по профессии "мастер с/х производства". Во время обучения имел статус сироты. В настоящее время является студентом 5-го курса очного обучения агроэкологического факультета <данные изъяты> государственного агротехнологического университета им. <данные изъяты>.
Постановлением администрации МО - Чернослободское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области от 25 февраля 2011 года N Турченко Д.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке по причине достижения им возраста 23 лет.
Разрешая спор, суд правильно исходил из положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона Рязанской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 03.04.2006 года N 47-ОЗ (с изменениями и дополнениями), регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и не реализовавшие право на жилое помещение по независящим от них причинам, не утрачивают право на жилое помещение по достижении указанного возраста (п. 4 ст. 5 указанного Закона).
В соответствии со статьями 1-4 Закона Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" орган местного самоуправления муниципального образования - Шацкий муниципальный район наделен на неопределенный срок государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, которое (полномочие) должно исполняться в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанным Законом и иными нормативными правовыми актами Рязанской области.
Следовательно, у Турченко Д.В., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с указанными правовыми нормами право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, он подлежал постановке на учет в льготную очередь на получение жилья.
Судом установлено, что Турченко Д.В. осенью 2004 года, т.е. до достижения возраста 23 лет, обращался в Управление образования и молодежной политики по Шацкому району, где состоял на учете как сирота, к ведущему специалисту по охране детства ФИО4, в должностные обязанности которого входило ведение и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилье, на что получил отказ.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: пояснениями Турченко Д.В., свидетелей - бывшего опекуна и попечителя ФИО3 зам. директора по учебно-воспитательной работе ПУ-N ФИО6, письменными объяснениями ФИО4, которым в решении суда дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного судом сделан обоснованный вывод, что Турченко Д.В. своевременно, до 23-летнего возраста, обратился с просьбой о постановке его на учет как ребенка-сироту, нуждающегося в жилье, к должностному лицу администрации, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья, но по независящим от него причинам не был поставлен на учет для внеочередного предоставления жилья.
Данный вывод суда мотивирован в решении, не противоречит установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из положений вышеуказанных правовых норм, согласно которым гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста, при этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о незаконности отказа администрации МО - Шацкий муниципальный район в постановке Турченко Д.В. на учет для внеочередного предоставления жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Иск прокурора о признании бездействия ответчика незаконным и возложении на него обязанности по обеспечению Турченко Д.В. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма удовлетворен правомерно.
Доводы кассационной жалобы о том, что Турченко Д.В. с заявлением о принятии на учет по месту проживания на территории Шацкого муниципального образования не обратился, не обратился и до достижения возраста 23 лет с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с требованиями ст. ст. 52, 57 ЖК РФ, не могут повлечь отмену решения суда, они являлись предметом исследования в суде первой инстанции, по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что ходатайство об отмене решения администрации Чернослободского сельского поселения Шацкого муниципального района об отказе в постановке на учет Турченко Д.В. судом проигнорировано, несостоятельны, поскольку из материалов дела не усматривается, что такое ходатайство было заявлено.
Другие доводы кассационной жалобы также являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены по изложенным в решении основаниям.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому кассационная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Шацкого районного суда Рязанской области от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 7 декабря 2011 г. N 33-2441
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru