Определение Рязанского областного суда
от 28 декабря 2011 г. N 33-2629
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Левковой Г.И.,
судей Мошечкова А. И., Поштацкой В.Е.,
при секретаре Канунниковой А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани 03 ноября 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Разгулиной М.А. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать за Разгулиной М.А. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г. И., объяснения представителя Разгулиной М.А. по доверенности Сафоновой Н.Н., возразившей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Разгулина М.А. обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки.
Требования, мотивированы тем, что, являясь участником Великой Отечественной войны, и нуждающейся в улучшении жилищных условий, в силу Федерального закона РФ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Ее обращение в Министерство социальной защиты населения Рязанской области о предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, 31 января 2011 года оставлено без удовлетворения. Отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки был мотивирован тем, что обеспеченность каждого члена ее семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по г. Рязани решением городского Совета от 25.08.2005 г. N 357-111. При этом, членами ее семьи были признаны ФИО1, ФИО2, ФИО3.
Однако, органом социальной защиты не учтено, что, хотя, она - Разгулина М.А., проживает и зарегистрирована в квартире N, расположенной в доме <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, право собственности на нее принадлежит сыну, снохе и внучке по 1/3 доле каждому. Кроме указанных лиц в квартире проживает внук сына ФИО4. При этом, она истица, никогда не была и не является в настоящее время членом семьи ни одного из собственников. Общего хозяйства они не ведут, питаются раздельно. Другого жилья ни в собственности, ни в пользовании не имеет. Квартира ей необходима для личного проживания, для того, чтобы в дальнейшем заключить договор пожизненного содержания с иждивением с тем лицом, которое согласиться осуществлять за ней уход.
Считая отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области неправомерным, просила суд признать его незаконным, признав за ней право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах".
Суд удовлетворил требования Разгулиной М.А., постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с отсутствием нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление им жилых помещений в собственность.
В силу подпункта 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
Как следует из материалов дела, и установлено судом, Разгулина М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является участницей Великой Отечественной войны. Указанное обстоятельство никем не оспорено, и подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела доказательствами.
До 2006 года Разгулина М.А. проживала в принадлежащей ей на праве собственности квартире N, расположенной в доме <адрес1>, где была зарегистрирована с 16.09.1998 г. по 03.07.2009 г. После продажи квартиры ФИО5, право собственности истицы на данное жилое помещение прекращено 09.09.2009 г.
Поскольку в связи с преклонным возрастом, и, необходимостью постороннего ухода за Разгулиной М.А., она с 2006 года проживает в квартире N, расположенной в доме <адрес2>. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв. м., жилая - <данные изъяты> кв. м. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности: ФИО1, ФИО2, ФИО3 по 1/3 доли каждому.
Кроме указанных лиц в квартире зарегистрирована истица и несовершеннолетний ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Каких-либо жилых помещений Разгулина М.А. в собственности не имеет.
Приходя к выводу о том, что истица Разгулина М.А. не является членом семьи собственников жилого помещения - кв. <адрес>, суд правильно исходил из того, что указанные лица не ведут общего хозяйства, не проживают одной семьей, не имеют общего бюджета.
Вывод суда о том, что Разгулина М.А. не является членом семьи собственников жилого помещения, а, следовательно, нуждается в улучшении жилищных условий, не противоречит представленным суду доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Разгулиной М.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежат.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, были предметом исследования суда первой инстанции, и им в решении дана правовая оценка, соответствующая действующему процессуальному и материальному законодательству.
Утверждение в жалобе о том, что Разгулина М.А. была зарегистрирована в жилом помещении в качестве члена семьи собственника, не могут служить бесспорным доказательством того, что после вселения истица сохранила права члена семьи собственника, поскольку указанному обстоятельству судом дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда являются мотивированными, подробно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам, и действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, которым дана оценка соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием, как противоречащие нормам закона, для отмены состоявшегося решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда в порядке ст. 362 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 03 ноября 2011 года в обжалованной части оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 28 декабря 2011 г. N 33-2629
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru